НУМЕН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

НУМЕН
Греч.) Истинная сущностная природа бытия, в отличие от
иллюзорных объектов чувств.

Источник: Теософский словарь

НУМЕНИЙ
2-я пол. 2 в.), антич. философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма, один из предшественников неоплатонизма. Родом из Апамеи в Сирии. Для учения Н. характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Высшее место в этой иерархии занимает первый бог (или первый умнус), к-рый неподвижен и есть самоблаго, отец, монада. Наряду с ним вечно сосуществует материя: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи «текучей и нрава страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, к-рый, с одной стороны, созерцает первый ум и умопостигаемое, с другой - тяготеет к материи, печется о ней и соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум подвижен: упорядочивая материю и связывая ее узами гармонии, он творит космос, к-рый есть третий бог. Однако, но др. источникам, третьим богом является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от нее произошла смертная часть человеч. души, или неразумная душа. Высшая часть человеч. души (разумная душа) сопричастна первому уму и познает его «один на один».
Отличит. чертой Н. является стремление включить в философию вост. мудрость - учения брахманов, иудеев, магов и египтян. Аллегорически толкуя Ветхий завет, он пытается понять его в духе платонизма. Но, несмотря на известную фразу Н. о том, что Платон - это «говорящий поаттически Моисей», не следует преувеличивать вост. влияний в философии Н., к-рая в основе своей остается в традиции др.-греческой философии.

Источник: Советский философский словарь

НУМЕНИЙ
?????????) и з А п а м е и (Сирия) (2-я пол. 2 в. н.э.) – античный философ, представитель платонизма. Известны заглавия нескольких его трактатов, но сами эти трактаты до нас не дошли. Он, как и его предполагаемый ученик Плотин, учил о трех осн. ипостасях бытия (Procl. in Tim. I.303,27 слл.-frg. 36 Thedinga; Euseb. Praep. Ev. XI 23,3-frg. 25 Thedinga), но учение это резко отличалось от учения Плотина. Первую ипостась Н. именовал "благом", "монадой", "отцом", "первичным богом", "принципом сущности" и рисовал ее сходно с платоновским учением о благе в "Государстве" (R. Р. VI 507A–509В). Однако вместо абсолютной трансцендентности и неразличимости платоновского "блага" Н. именовал его "умом", т.е. чем-то уже различимым, хотя и старался всячески отделить этот замкнутый в себе "ум" от всего существующего. Поэтому у Н. не получается полной замкнутости первого бога. Вторая ипостась у него – тоже "ум", но только уже как действующий демиург, вступающий в общение с материей, "сын", "вторичный бог", "принцип становления". Третья ипостась – порождение второго "ума", или космос, чем Н. тоже резко отличался от Плотина, у к-рого третья ипостась есть мировая "душа", а космос является порождением первых трех ипостасей. Следовательно, у Н. наблюдается эклектич. подход к трем платонич. ипостасям, что было весьма распространено накануне возникновения неоплатонизма. Н. хотел сблизить платонизм с Библией, египетскими и инд. учениями, полагая, напр., что Платон есть "говорящий по-аттически Моисей". Больше всего, по-видимому, Н. зависел от стоического платонизма, поскольку "ум" он понимал натуралистически, полагая, что все существующее есть результат "обсеменения" материи "умом". Это понимание материи как неопределенной текучей и зависимой от умств. семян близко к ее толкованию в платоновском "Тимее", но дуализм Н. проявлялся здесь еще больше, равно как и в его учении о душе, к-рое проповедовало две души, добрую и злую, или разумную и неразумную как во всем космосе, так и в каждом человеке. К пифагорейскому платонизму восходит также учение Н. о перевоплощении душ. Вместе с тем, судя по Немесию (De nat. hom. 2; ср. M. Владиславлев, Философия Плотина..., СПБ, 1868, с. 268, сл.), ?. и Аммонию Саккасу принадлежит целое рассуждение, четко отделяющее душу как сдерживающий и организующий принцип от тела как принципа разъединения, рассеяния и текучести; это рассуждение в дальнейшем целиком вошло в неоплатонизм. Из этого можно заключить, что демиург Н. еще более противоположен телесному миру, чем душе. Учение Н. – результат хаотич. истории платонизма, в общем эклектического, но обладавшего определенной тенденцией синтезировать Платона с натурализмом стоиков с помощью малоподходящих для этого методов неопифагорейства и восточных дуалистич. вероучений. Фрагм. в кн.: ?hеdinga F., De Numenio philosopho Platonico, Bonn, [1875 ]. Лит.: Блонский П. П., Философия Плотина, ?., 1918, с. 22–23; Guthrie К. S., Numenius of Apamea, L., [1917 ]; Thedinga F., Plotin oder Numenios?, "Hermes", 1917, Bd 52; 1919, Bd 54; 1922, Bd 57; ?e11er Ed., Die Philosophie der Griechen..., 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923, S. 234–41; Dodds F. R., Numenius and Ammonius, Fondation Hardt, t. 5, Les sources de Plotin, Vandoeuvres–Gen., 1957, p. 1–33. A. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НУМЕНИЙ
НУМЕНИЙ (?????????) (2-я пол. 2 в. н. э.), философ-платоник пифагорейской ориентации. Биографических сведений о Н. практически нет. Родился в Апамее (Сирия). Часто упоминается вместе с Кронием, который, как и Н., толковал Гомера. Сочинения: «О благе» в 6 кн. (fr. 1-22 Des Places: I кн. -бестелесность подлинного бытия, блага и бога, в чем различные религии согласны с учением Платона; II кн. - определение блага; III—IV кн. - аллегорическое изложение блага в Ветхом (fr. 1с, 9) и Новом Завете (fr. 10); V-VI кн. — бытие в его отношении ко второму и третьему богу); «О расхождении академиков с Платоном» (fir. 24-28); «О сокровенном учении Платона» (fr. 23); «О нетленности души» (fr. 29 и, вероятно, 30-35); Ориген упоминает названия сочинений Н. «Удод», «О числах», «О месте» (fr. lc), о которых больше ничего не известно.     Показывая, что представители академического скепсиса отошли от учения Платона, Н. развивает тенденцию, начатую в платонизме Антиохом Аскалонским, противопоставившим Древней Академии скептическую (в противоположность своему учителю Филону из Ларисы, который утверждал единство в истории самой Академии — Cic. Acad. I 13—43; II 11, 12, 16, 17) и призвавшим вернуться к учению древних (т. е. академиков и к самому Платону). Восхищение Н. вызывают Пифагор и Сократ, подлинным наследником которых был Платон (fir. 24). H. приписывает Сократу учение Ксенократа о трех богах (fir. 24, 51-53), которое сам развивает в сочинении «О благе».     В отличие от тела подлинное благо нельзя представить на основе чувственных вещей. Оно совпадает с бытием как таковым (?? ??), к которому как к предмету высшей науки мы восходим благодаря занятиям математикой (fr. 2). Оно - ни тело, ни материя (fir. 4); будучи изъято из сферы времени, оно вечно, устойчиво, тождественно (fr. 5); как подлинное бытие благо умопостигаемо (fir. 7), и именно с ним соотносится первый бог, Сущий (? ?? ветхозаветной Книги Исхода 3:14 — fr. 13, 4), чья неподвижность есть некое исходно присущее ему движение (ср. Arist. Met. XII (Л) 7, 1072а26 - ?????? ???????? Перводвигателя), благодаря которому космос получает свой порядок, вечность своего пребывания и спасение во всех своих частях (fr. 15). Этот высший бог есть ум - причина бытия и идей, и именно как таковой он оказывается благом (fr. 16), а в качестве блага - единым (fr. 19, 12-13). Первый бог - царь, стоящий выше любой деятельности (fir. 12); ему подражает второй бог - благой демиург: как первый бог есть причина бытия, так второй - становления. Второй бог - всецело созерцателен: в созерцании он создает и свой собственный вид-идею, и здешний космос - подобие тамошнего (fr. 16). Поэтому он равно связан с умопостигаемым, к которому он обращен, и с чувственно воспринимаемым, которое он создает, сочетавшись с материей-диадой: придав ей единство и связав ее гармонией (fr. 18, 8), он сам разделяется ею, забывает об умопостигаемом, забывает о себе самом и так оказывается третьим богом, хотя по существу второй бог (мировая душа) и третий бог (одушевленный ею космос) — суть один бог (fir. 11). Этих трех богов Н. называет «отец - создатель - создание» или «дед - сын - внук» (fr. 21).     Находящиеся в этом мире разумные и ощущающие (но не растительные) души - бессмертны (fr. 4a), причем наша душа, происходящая от неделимой монады и делимой неопределенной двоицы (fir. 39), имеют две части: разумную и неразумную; вмещая все уровни бытия, душа связана с ними в своих перевоплощениях (fr. 41).     Толкуя гомеровский текст о пещере нимф («Одиссея» XIII 109-113), Н. излагает пифагорейскую концепцию, согласно которой души, сходящие в этот мир, пребывают в воде, поскольку она изначально одушевлена богом, и в связи с этим ссылается на Книгу Бытия 1:2 («И Дух Божий носился над водою»). Души опускаются в этот мир с зодиакального круга через тропик Рака и возвращаются через тропик Козерога (fr. 34). Зодиак - центр мира, находящийся между небом и землей, где находятся судьи, определяющие души либо на небо, либо под землю в тамошние реки (fr. 35). Поэтому странствия Одиссея, которые должны были закончиться среди народа, не знающего моря (не знакомого с веслом), символизируют душу, прошедшую череду рождений и освободившуюся от материи (fr. 33). Противостояние лучших душ, опекаемых Афиной, худшим, неизбежно падающим в сферу рождения, Н. усматривал в платоновском мифе об Атлантиде, в конце концов погрузившейся в воду (fr. 37).     H. относится к той части средних платоников, которые считали необходимым осмыслить языческий платонизм на фоне иудео-христианского монотеизма (ср. Цельса) и восточных религий (брахманизма, митраизма, зороастризма, египетских религиозных представлений). Но Н. обращается к Востоку не ради создания некоей синкретической философии, а ради противопоставления христианскому откровению учений, данных в откровении древнейшим народам, которые были ближе к богам (ср. Платон, «Филеб» 16 с): именно эти учения предание донесло до Пифагора и Платона, которого, согласно Евсевию, Н. называет «Моисеем, говорящим по-аттически» (fr. 8, 13), и чьим верным адептом остается.     Фрагм.: Num?nim. Fragments. Texte et. et trad, par Ed. des Places. P., 1973; Leemans E. A. Studie over den Wijsgeer Numenius van Apamea met Vitgave der Fragmenten. Brux., 1937; Petty R. D. The Fragments of Numenius. Text, Translation and Commentary. Berk., 1993.     Лит. Frede M. Numenius, - ANRW II, 36, 2, 1987, p. 1034-1075; Dodds ?. R. Numenius and Ammonius, - ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Expos?s et Discussions. Vandv.; Gen., 1960, p. 1-62; Waszink J. H. Porphyrios und Numenius, - Die Philosophie des Neuplatonismus. Hrsg. von С Zintzen. Darmst, 1977, S. 167-207; Alt K. Weltflucht und Weltbejahung. Zur Frage des Dualismus bei Plutarch, Numenios, Plotin. Mainz; Stuttg., 1993; ЛОСЕВ, ИАЭ VI. Поздний эллинизм. M., 1980, с. 132-134, 740.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
177.21 кб

Нумен и ноумен в теософии и учении Живой Этики

Александров Илья Юрьевич
В теософской литературе и в Учении Живой Этики понятия «нумен» и «ноумен» синонимичны. Однако необходимо различать эти понятия.

Похожие термины:

  • НУМЕН или НУМЕНАЛЬНОЕ

    лат. numen - божество) - сокровенное ядро духовного опыта встречи со Святым, сверхразумное по своему содержанию, не охватываемое средствами мысли. Переживания нуменального опыта, однако, очень ярки. Э