НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
(«Epistolae morales ad Lucilium») — произведение Луция Аннея Сенеки, в к-ром затрагивается широчайший круг проблем стоической моральной философии (см. Стоицизм). Написаны в 63—64 н.э. Адресат писем Сенеки - знатный и образованный римлянин Луцилий, наместник в Сицилии. Его письма к Сенеке не сохранились. «Н.п.к Л заложили основание целой традиции в развитии моралистической лит-ры, к-рая в силу «практического» (в аристотелевском смысле) характера стоической мудрости питалась интересом к эмпирически-жизненным реалиям человеческого бытия. Эта прагматическая интенция эллинского ума, ярко выраженная в культурно-социальном нигилизме кинизма и усвоенная стоицизмом, укоренилась в римскую эпоху на почве лат. духа.
В таком синтезе не было места для систематических умозрительных построений. Сенека подчеркивает практическую значимость философии: философия есть лекарство для человеческого духа, а не предмет развлечения (117,33); она учит действию, а не словопрению (20,2); философ — учитель рода человеческого (89,13). Однако киническое пренебрежение отвлеченной мудростью не исчерпывает представлений Сенеки о задачах философии.
В «Н.п.к Л.» мы слышим другой голос, одобряющий познание вещей самих по себе и определяющий высшей целью человека созерцание космоса (110,9).
В таком, близком классической античной традиции, взгляде, в к-ром, возможно, сказалось влияние Посидония, добродетель, будучи самоценной, становится средством расширения пространства души в ее движении к познанию универсума и к единению с Богом.
В философском мировоззрении Сенеки обнаруживаются элементы определенной иерархии, на вершине к-рой стоят сущности, моделирующие мировоззренческие построения в целом, — парадигма космоса и образ Бога. Перед этими «целями целей» нравственного становления человека достижения морального субъекта будут лишь вторичными, производными: если даже Сенека и соглашается с тем, что морально совершенный человек подобен Богу, то в этой метафоре человек соизмеряется с Богом, а не наоборот. Исследователи стоицизма почти единодушно отмечают в мировоззрении римских стоиков трансформацию пантеистических начал космологии в представление о Боге как трансцендентной личности, филантропически озабоченной судьбами мира в целом и каждого отдельного человека; выражением божественного по отношению к человеку оказывается любовь.
В «Н.п.к Л.» это ощущение становится доминирующим. Совершенство человека для Сенеки находит свое выражение прежде всего и даже единственно в нравственной добродетели; как у Эпиктета и Марка Аврелия, моральная деятельность у Сенеки приравнивается к богослужению, поскольку она строится на ответственности человека перед космическим целым и личным Богом. Тогда и порок представляется как бесчестие.
В то же время традиционное единство добра и красоты начинает у Сенеки расщепляться: с одной стороны, пассаж из 115-го письма (навеянный Платоном (Федр, 65) и Цицероном (De оШс. 1,5) о душе добродетельного человека как совершенстве красоты, святости и величия продолжает тему классической калокагатии, тем более что для основателей стоической доктрины «доброе» тождественно «прекрасному»; с другой — утверждается, что эстетическая предметность, конструируемая на основе формальных категорий гармонии, выразительности и совершенства, не может сама по себе породить феномены нравственного порядка. Искусство не ставит себе целью сделать человека добродетельным и не может этого сделать (88). Художества безразличны к моральности, а определение их как свободных (liberates) не соответствует истинному смыслу свободы, к-рый выражается только в философской деятельности (она же равнозначна для Сенеки этической). Стоическая моралистика в его лице развивает здесь еще один традиционный мотив эллинского духа, к-рый позже будет звучать в истории европейской культуры от Августина до И.Канта — мотив контраверсии художественно-созерцательного и морально-практического (религиозного по своей цели) начал в человеческой жизни: ни геометрия, ни математика, ни музыка не могут обуздать страсти; что пользы человеку в умении управлять конем, когда его душа брошена на произвол разнузданных аффектов? Пафос моралистики Сенеки — в требовании организации внутреннего пространства души, а не внешнего пространства мира. К числу важнейших добродетелей Сенека относит з а б о т у о б л и жнем (48,2; 95,52) — в соответствии со стоической схемой «расширения» сферы человеческого сообщества, любовь и забота распространяются от отдельного индивида до всего человеческого рода в целом, ибо во всех людях, как в патриции, так и в рабе равно присутствует разлитый в космосе разум (31,1).
В некоторых разделах своей концепции, отраженной в «Н.п.к Л.», и прежде всего в своей психологии (разделение единой души на разумную и неразумную части — 92), Сенека существенно отклоняется от традиций древнего стоицизма.
В духе пифагорейско-платоновской философии Сенека определяет тело как бремя души (onus), а в смерти видит не только избавление от него, но и начало новой, вечной жизни (102,26; эта и другие идеи Сенеки способствовали сближению его учения с христианским). Именно смерть является у него гарантом неотчуждаемой от человека свободы: ничто не может принудить нас к тому, чего мы не желаем: «Жить под гнетом необходимости - зло, но нет никакой необходимости жить под этим гнетом; везде открыты пути к свободе — многие, краткие, легкие» (12, 10). Хрестоматийный образ стоического мудреца, оставшийся в веках, сложился не в последнюю очередь под влиянием «Н.п.к Л.» - мудрец воплощает в себе абсолютную полноту и самодостаточность внутренней жизни, к-рые делают излишним необходимость внешней манифестации мудрости. Мудрость стоического мудреца эзотерична. Лит.: Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Изд. подготовил С.А.Ошеров. М: Наука, 1977; L.A. Senecae Opera quae supersunt. I—IV. Supplementum. Lipsiae, 1905-1914; Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Milano: Societa editrice «Vita e pensiero», 1932; Grimal P. Seneque. Paris: Presses Universitaires de France, 1948. А. Г. Гаджикурбанов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
«НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ» (Ad Lucilium epistulae morales), сочинение Сенеки, представляющее «сумму» его мировоззрения в наиболее емких и продуманных формулировках. До нас дошли 124 письма, но, судя по сообщению Авла Геллия (Gell. N. Att. XII 2, 3) первоначально их было больше. «Н. П.» Сенека писал в последние годы жизни и, по всей вероятности, к 64 н. э. в основном закончил.     Невозможно установить, в какой мере сохранившийся текст содержит фрагменты реальной корреспонденции, а в какой является близкой к диатрибе литературной фикцией в эпистолярном жанре. Однако есть основания полагать, что литературный элемент в «Н. П.» играет более заметную роль, чем в письмах Плиния Младшего и Цицерона. По мнению большинства исследователей, переписка действительно имела место, но затем была существенно отредактирована и дополнена Сенекой для широкой аудитории. В ряде писем обращение к Луцилию служит, видимо, лишь риторическим приемом, позволяющим рассуждать на заданную тему (особенно это касается писем широкого содержания, напр., 44, 47, 88).     Адресат писем Луцилий (к нему обращены также соч. Сенеки «О провидении» и «Исследования о природе») - младший современник Сенеки, из сословия всадников, во время написания «Н. П.» прокуратор Сицилии, приверженец эпикуреизма. Замысел Сенеки состоял в том, чтобы постепенно обратить Луцилия в стоицизм и попутно изложить основы стоической философии, и в первую очередь, как свидетельствует название сочинения, этики (теоретической и практической). За редким исключением, ни одно письмо не посвящено какому-либо одному вопросу; Сенека часто повторяется, возвращаясь к сказанному раньше. Тем не менее, несмотря на внешнюю бессистемность, в «Н. П.» просматривается сквозная тема - возвышение к истинной мудрости путем самосовершенствования — и определенная композиция.     В письмах 1-30 намечены ключевые вопросы для постоянного обсуждения: презрение к внешним благам и смерти, бесстрашие перед лицом судьбы, обретаемое с помощью усвоения философии и облеченное в конкретные моральные предписания и полезные примеры. Надлежит стремиться к мудрости, которая недоступна аффекту (9). Портрет мудреца в «Н. П.» отмечен римским колоритом и отражает представления о «достойном муже» (vir bonus) как безупречно-добродетельном гражданине (излюбленным примером служит Катон Младший, - напр., 13 сл.). Письма 31— 80 затрагивают ряд тем более теоретического свойства. Добродетель - это знание, основа знания - разум, душа — разумна и обладает божественной природой, благодаря чему все люди равны (31-47). Пороки - противоположность добродетели (50—57, с соответствующими примерами). Высшая цель - мудрость (58-59), и она же есть истинная добродетель, что также разъясняется на многочисленных примерах (60—80). Особую важность для Сенеки имеет мотивация поступка: внутренний моральный закон, совесть (conscientia) становится важнейшим критерием нравственности (41; 50, ср. 97). Последний раздел (81-124) - возвращение к затронутым ранее вопросам сквозь призму мудрости-добродетели; так, в заключительном письме Сенека еще раз подчеркивает, что «где нет места разуму, там нет и блага»; только то подлинное совершенство, что совершенно в согласии со всеобщей природой, а всеобщая природа разумна. Человек как разумное существо должен искать свое благо не в крепости тела и его красоте, а в исправлении и очищении души, в совершенном зрелом разуме, делающим человека равным богам. Общую мысль «Н. П.» можно сформулировать так: не зная основоположений (что такое добродетель и порок, как правильно выбирать между нравственно-важным и неважным, к чему стремиться и чего избегать, как действовать надлежащим образом), невозможно стать выше превратностей судьбы, а также оценить правильность конкретных рекомендаций, которые ситуативны и сами по себе не очевидны (92; 94-95 и др.). Универсальный же практический императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй никому зла. «Человек для человека свят» (homo sacra res homini - 95, 33 ср. 103,3; 105, 7 и др.).     «?. ?.» — один из лучших образцов античной моралистики, обладающий несомненными художественными достоинствами, вероятно, самое читаемое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего времени, ценный доксографический источник (содержит фрагменты Эпикура, ранних стоиков, Посидония и др.). «Н. П.» сохранились в 7 основных рукописях; самые ранние (два Парижских кодекса) восходят к 10 в. С последней четверти 15 в. (editio princeps - 1475) регулярно издавалось: 1515 (Эразм, Базель), 1615 (Липсий, Антверпен), 1649 (Гроновий, Лейден) и т. д., причем все первые издатели предлагали свои конъектуры. Нормативное разделение писем на параграфы восходит к изданию Хензе.     Первый русский перевод фрагментов из «Н. П.» выполнен П. Красновым (1893).     Текст: Ad Lucilium epistularum moralium quae supersunt. Ed. О. Hense. Lpz., 1897, 19142; Ad Lucilium Epistulae morales. With an engl. transi, by R. M. Gummere. Vol. I—III. L.; Camb. (Mass.), 1943, 19702 (LCL); Ad Lucilium Epistulae Morales. Ed. L. D. Reynolds. Vol. 1-2. Oxf., 1965. Рус. пер.: Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Пер. и прим. С. А. Ошерова. М., 1977.     Лит.: BourgeryA. Les lettres ? Lucilius sont-elles vrais lettres? -RevPhil 35,1911, p. 40-55; Foerster O. Handschriftliche Untersuchungen zu Senecas Epistulae Morales. Stuttg., 1936; Axelson B. Neue Senecastudien. Textkritische Beitr?ge zu Senecas Epistulae Morales. Lund, 1939; Reynolds L. D. The Medieval Tradition of Seneca´s Letters. Oxf., 1965; Кузнецова Т. И. «Письма к Луцилию» Сенеки-философа, - Античная эпистолография. Очерки. М., 1967, с. 81-112; Ошеров С. А. Сенека. От Рима к миру, - Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977,324-353; Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стой. Ростов/Д., 2002;     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь