НОВЫЕ ЛЕВЫЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

“НОВЫЕ ЛЕВЫЕ”
движение протеста значительной части студенчества и интеллигенции стран Запада против буржуазного об-ва, его социально-экономических и политических институтов, образа жизни, нравственных ценностей и идеалов. Не отличающееся целостностью мировоззренческих установок, практических программ и состоящее из различных пестрых по политическим ориентациям групп и организаций, движение “Н. л.” включает в себя компоненты стихийного бунта, выражающего недовольство социальной реальностью, но не имеющего действенных методов, способов и средств для ее практического изменения. Возникнув в начале 60-х гг., леворадикальное умонастроение охватило широкие слои молодежи, интеллигенции. Большинство представителен “Н. л.” разделяло общую философию “тотального отрицания” существующих институтов,, авторитетов, ценностей жизни. Нигилизм. анархизм, стихийность, стремление выйти из “правил игры” буржуазного об-ва и “выключиться” из его социально-экономических, политических и культурных структур — таковы осн. установки “Н. л.”, воспринятые из философских работ Маркузе, Сартра. Р. Дебре, Ф. Фанона и др. идеологов левого радикализма. Но эти установки оказались абстрактными, утопическими, лишенными реальной возможности претворения в жизнь. В начале 70-х гг. в силу внутренних разногласий и репрессий со стороны властей движение “Н. л.” распалось в конечном счете на мелкие группировки. В целом оно способствовало пробуждению сознания масс в капиталистических странах.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
массовое радикальное движение молодежи (преим. образованной) в зап. странах во второй половине XX в. В основе концепций Н.л. лежат идеи Г.Маркузе, анархизма и троцкизма. Ультралевые группы Н.л. стремились с помощью террора обострить противоречия зап. об-ва, пробудить «спящие массы» и создать революционную ситуацию. Н.л. появились в конце 1950-х гг. как альтернатива «старым левым» — коммунистам и социал-демократам. В отличие от них Н.л. декларировали неограниченную индивидуальную свободу, неприятие всякого насилия над личностью со стороны гос-ва и об-ва и полную правовую и моральную реабилитацию любых дискриминируемых групп. Эти требования обосновывались смесью разнородных, в прошлом считавшихся несовместимыми доктрин: марксизма, анархизма, пацифизма, фрейдизма, экзистенциализма и др. Отрицая любую цивилизацию, базирующуюся на примате материальных ценностей, движение Н.л. в период своего высшего подъема в конце 1960-х гг. поставило ряд зап. стран на грань соц.-полит. кризиса. Н.л., в отличие от троцкистов или «пролетаристов», никакой разработанной идеологии не имеют. Важнейшим комплексом идей и понятий Н.л. явл. контркультура. Поэтому эстетич., худ., творч. составляющие их деятельности для них не менее важны, чем полит. составляющая. Н.л. считают, что «культ. революция» предшествует революции полит., и контркультура есть продукт такой «культ. революции», «революционный очаг», «партизанская база» будущей соц. революции, расположенная внутри контркультуры уже сейчас. В.Я.Мауль

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

«НОВЫЕ ЛЕВЫЕ»
совокупность разнородных по содержанию леворадикальных идейных течении и политич. движений кон. 50-70-х гг. 20 в. в капиталистич. мире, противопоставляющих себя «старым левым» - теоретикам и практикам коммунистич. и рабочих партий.
Первоначально «Н. л.» выступили как элитарное лит.-филос. течение «социалыюкритич.» интеллектуалов, проповедовавших конец бурж. культуры и бунт против капиталистич. цивилизации, по разочарованных н революционности, рабочего класса и потому искавших новые антибурж. силы. Роль идеологов «Н. л.» сыграли представители франкфуртской школы (в первую и очередь Г. Маркузе), передавшие движению «Н. л.» опыт «соединения» марксистской фразеологии с традицией киниконигилистич. и биологизаторской критики культуры, парижские «неомарксисты» и левые экзистенциалисты, англо-амер. леворадикальные социологи (автором словосочетания «Н. л.» считается Ч. Р. Миллс).
В нач. 60-х гг. число «Н. л.» стало быстро расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократич. движение в странах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражд. права нац. меньшинств, демократич. реформу высшего образования и пр. Интеллектуальное движение переросло в практическое с конкретными политич. требованиями. В студенч. протестах часто участвовала бурж. молодежь, вышедшая в основном из т. н. «новых средних слоев». По оценке Ю. Хабермаса, одного из теоретиков «Н. л.», движение в целом представляло собой «бурж. бунт против принципов бурж. общества», в чем проявилась двойственность «Н. л.» - освободительный и вместе с тем регрессивный характер движения. Движение «Н. л.» отразило общий подъем антиимпериалистич. борьбы широких масс в совр. капиталистич. обществе и одновременно показало растущее влияние в среде леворадякальной интеллигенции и студенчества настроений «мелкобурж. революционности», с характерной для нее «болезнью левизны», неустойчивостью и бесплодностью, «бешеным» увлечением «модными» течениями, быстро сменяемым апатией (ср. В. И. Ленин, ПСС, т. 41, с. 14-15). В этой среде освободит.-гуманистич. критика «бурж. цивилизации» легко превращалась в голое отрицание, в разрушительную догматически нетерпимую критику культуры как таковой. Ультралевые фракции молодежного движения фактически подменяли революционность нигилизмом, пытались отрицать ценность всякого историч. наследия, опыта демократич. борьбы, идеологии и любых форм организации, провозглашая необходимость начать эту борьбу заново. В своих конкретных «акциях» они руководствовались нарочито упрощенной картиной совр. мира, в к-рой, в частности, одинаково негативно изображались бурж.-демократич. общества и репрессивные диктатуры. В стремлении немедленно сделать практич. выводы из морализаторской по существу критики бурж. общества «Н. л.» встали на путь абсолютизации насилия и террористич. методов борьбы. В числе авторитетов и героев молодых «Н. л.» были франц. теоретик политич. экстремизма Р. Дебре с идеей «гор. партиз. очага» и Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политич. насилия, Мао Цзэдуя как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. На третьем этапе эволюции движения, со 2-й пол. 00х гг. усиливается сектантское обособление «Н. л.» от др. сил, участвующих в общедемократич. борьбе. Возникают расплывчатые и быстро сменяющие друг друга орг-ции «Н. л.»: «Студенты за демократич. общество» и троцкистский «Молодежный социалистич. альянс» (США), «Социалистич. союз нем. студентов», входящий в т. н. «внепарламентскую оппозицию» и др. Ультралевые группы в этих дргциях стремились превратить любую легальную форму протеста в нелегальную и увлечь все движение на путь провокаций, якобы для обострения противоречий капиталистич. системы, пробуждения «спящих масс» и создания революц. ситуации. По оценке коммунистич. и рабочих партий Запада, объективно левачество стало играть роль особого орудия буржуазии, дающего ей повод расправляться с законными формами протеста и подкрепляющего удобную для нее версию о том, что ответственность за насилие якобы одинаково лежит на правых и левых, а бурж. гос-во равно противостоит «правому» и «левому» экстремизму. Левоэкстремистская стратегия внесла раскол и дезориентацию в ряды антиимпериалистич. сил, и в 70-х гг. привела «Н. л.» к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организац. Разброду.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
736.40 кб

«Новые левые» в Европе. (обзор)

Жирнов Олег Александрович
Рассматривается феномен «новых левых» в европейском левом движении, дается их классификация в соответствии с их программными установками, оценивается деятельность на национальном и региональном уровнях, их позиция по отношению к н
Читать PDF
338.43 кб

«Старые» и «Новые» левые в Латинской Америке: пример Бразилии и Венесуэлы

Неверов Кирилл Алексеевич
«Левый поворот», произошедший в ряде государств Латинской Америки в начале 2000-х гг., привел к разделению «левых» региона на «старых» и «новых».