НОВИКОВ Николай Иванович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВИКОВ Николай Иванович
род. 1744 - ум. 1818) - рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. Верил в сотворение мира Богом и в бессмертие души. В центре его философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. Каждый человек, по Новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан, отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. Путь же к его совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание; невежество - причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Пытался вести активную просветительскую деятельность в тогдашней крепостнической России, печатая разного рода журналы, а в них публикуя переводы трудов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо и др. франц. просветителей. Как и у них, его идеалом была просвещенная монархия, не допускающая "рабского состояния" людей и заботящаяся о "приращении" художеств и наук. Несмотря на весьма умеренный характер его просветительства, с ним расправились крайне жестоко, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОВИКОВ Николай Иванович (1744—1818)
рус. просветитель, социальный мыслитель, книгоиздатель, писатель и журналист. Считая сатиру и просвещение гл. орудиями борьбы с социальными пороками, в т. ч. с крепостничеством, вел активную издательскую деятельность, печатая разного рода журналы, публикуя переводы Вольтера. Дидро. Монтескье, Руссо, Паскаля и др. Философия Н.— идеалистически истолкованный деизм, не отрицающий сотворения мира богом и бессмертия души. Социальный идеал его — просвещенная монархия, не допускающая “рабского состояния” людей, заботящаяся о “приращении художеств и наук”. В центре философского творчества Н. были проблема человека и нравственные (“нравоучительные”) вопросы. Каждый человек, по Н., должен содействовать прежде всего благу сограждан, отечества, степень этого содействия является гл. критерием достоинства человека. Н. включил этический элемент и в вопрос об источнике знания, его приращении. Ложное, неистинное знание он называл “развратным знанием”. Согласно Н., путь к совершенствованию человека, к высшей нравственности лежит через знание: невежество — причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Гуманистическая просветительская деятельность Н. оказала большое влияние на рус. культуру 18—19 вв., ее высоко ценили декабристы и революционные демократы. Несмотря на умеренный, нереволюционный характер его просветительства, Екатерина II жестоко расправилась с ним, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОВИКОВ Николай Иванович
1744—1818)—деятель рус. Просвещения, писатель, журналист. Как издатель и публицист сыграл важную роль в распространении философских и теоретико-эстетических знаний в России. Издававшиеся им журналы «Утренний свет» (1777—80), «Московское ежемесячное издание» (1781), «Вечерняя заря» (1782), «Покоящийся трудолюбец» (1784—85) стали своеобразной всероссийской философской кафедрой, пропагандирующей гуманитарные, в т. ч. худож., знания. В «Приложении» к газете «Московские ведомости» (1779—89) Н. опубликовал (1784) две статьи, в к-рых впервые в России было дано определение эстетики, сопровождаемое размышлениями о задачах и средствах эстетического воспитания. Согласно И., эстетика есть «собрание положений и вкуса», содержащее «всеобщие правила красоты, с которыми все народы во все времена были согласны». Это определение неоригинально, восходит к Зульцеру, однако в нем примечателен акцент на воспитывающие возможности эстетики. В философско-эстетической концепции Н. центральное место занимает теория «совершенного человека», гражданина, Сына отечества. В отличие от представлений теоретиков масонского лагеря, к к-рому он примыкал с 70-х гг., Н. мыслит «совершенного человека» не как наделенного данными от природы физическими и нравственными качествами, а как продукт общественного воспитания: «люди суть таковы, какими их учинить желают». При этом совершенный человек выступает как активное «средство» совершенствования природы, общественной нравственности и самого себя. В 1770—80 гг. Н. предпринял обширное издание документов и рукописей — «Древняя российская Вивлиофика», послужившее источниковедческой базой для исследователей истории отечественной лит-ры. Принадлежащий ему «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) — первая в России попытка теоретико-библиографиче-, ского издания, важный источник сведений о деятелях рус. культуры, сохранивший свое значение до наших дней. Осн. статьи Н. по собственно эстетической проблематике: «Об эстетическом воспитании» и «Продолжение об эстетическом способе обучения» (1784).

Источник: Эстетика: Словарь

НОВИКОВ Николай Иванович
27.04(8.05). 1744, с. Тихвинское Московской губ. - 31.07 (12.08).1818, там же) - просветитель, философ, журналист, книгоиздатель. Выходец из дворян, учился в гимназии при Московском ун-те. Служил в гвардии. Участвовал в работе Комиссии по сочинению проекта нового уложения. Начиная с 1769 г. был издателем и редактором сатирических журн. "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", к-рые вступили в полемику с журн. Екатерины II "Всякая всячина". С 1775 г. Н. - член масонской ложи "Астрея", что позволило ему заручиться поддержкой для взятия в аренду в 1779 г. Московской университетской типографии сроком на 10 лет. С 1777 по 1780 г. издавал журн. "Утренний свет" (литературно-философского направления), на страницах к-рого излагал свое видение философии. Кроме того, выпускал журн. "Московское ежемесячное издание" (1781), "Прибавление к "Московским ведомостям" (1783-1784) и др. Сотрудниками Н. выступали Карамзин, А. П. Сумароков, Фонвизин, Эмин и др. Книгоиздательская деятельность Н. была исключительно обширна. По определению Киреевского, Н. "создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению" (Критика и эстетика. М., 1979. С. 57). Он издал "Опыт исторического словаря о российских писателях" (1772), "Древнюю российскую вивлиофику" (многотомное собр. исторических документов), соч. Кантемира, Феофана Прокоповича, Сумарокова, М. М. Хераскова, Я. Беме, Вольтера, Дж. Локка, Г. Э. Лессинга, Б. Паскаля и др. С 1779 по 1792 г. им была выпущена 891 книга, что составило почти треть всех изданных в России книг. Н. - создатель нравственно-антропологического учения, в центре к-рого - своеобразная концепция добродетели и морального достоинства человека. Он разделял просветительский взгляд на внесословную ценность человека, определяемую не "богатством и знатностью рода", а внутренними человеческими качествами и гражданским служением, трудом на пользу отечества. Определяя человека как "цель всех вещей сего мира", подчеркивая присущую человеческому существу "благородную гордость", проистекающую из разума -  "источника совершенства" (в противоположность невежеству как "причине всех заблуждений"), Н. вместе с тем указывал на необходимость сознания человеком вселенской иерархии, возглавляемой Богом как "высочайшим существом". Гимн человеку и человеческой природе перерастает у Н. в апологию "истинного нравоучения", цель к-рого - движение от "просвещения разума" к мудрости и далее к добродетели, ведущей к "небесному блаженству". "Высокое нравоучение", совпадающее, по Н., с христианской концепцией нравственности, понимается как итог усилий, предпринятых в области самопознания человека лучшими умами человечества - от Сократа, Платона, Эпикура, Зенона к Бэкону и Гроцию, Вольфу и Паскалю. Философию последнего Н. ценил особенно высоко, подчеркивая мысли фр. философа о сердце как нравственном средоточии и источнике добродетели. Вслед за Паскалем он разрабатывал своеобразное учение о "воспитании" ("образовании") сердца как средстве очищения от зла и достижения "вышнего царства духовного". С этим же связано понимание Н. истинного познания как процесса нравственного очищения сердца и ложного познания как "развратного", что напоминает также идеи Сковороды, затем Юркевича и др. рус. философов (см. Сердца метафизика). По указу Екатерины II от 1.08.1792 г. Н. был заточен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был выпущен лишь в 1796 г., после смерти императрицы. Ему инкриминировали участие в заговорщической деятельности и "уловление в орден особы", т. е. наследника престола Павла Петровича. Обвинение в политическом заговоре было голословным, не подтверждалось фактами. В действительности Н. был репрессирован как идейный противник и критик абсолютистского режима. Митрополит Платон (Левшин), к-рому Екатерина поручила "испытать" Н. "в законе нашем", в своем донесении от января 1786 г. отвечал императрице: "Молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков" (Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951. С. 579). Значение нравственно-просветительской и книгоиздательской деятельности Н. для развития рус. философии отмечали все осн. представители историографии русской философии, мн. рус. мыслители - от Белинского и Герцена до Франка и Бердяева.

Источник: Русская философия: словарь

НОВИКОВ Николай Иванович
27 апр. 1744 – 31 июля 1818) – рус. писатель-просветитель, журналист, книгоиздатель. Род. в дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун-те (1755–60). В 1767–68 работал одним из секретарей комиссии по составлению проекта Нового уложения. Издававшиеся Н. сатирич. журн. "Трутень" (1769–70), "Пустомеля" (1770), "Живописец" (1772–73), "Кошелек" (1774) составили целую эпоху в развитии рус. лит-ры и обществ. мысли. В них он нападал на крепостников, бичевал их паразитич. образ жизни, высмеивал придворную знать, царский суд, нередко полемизировал с Екатериной II. Н. высказывался за облегчение участи крепостных крестьян и их просвещение, выступал за установление разумного гос. строя во главе с "философом на троне", за создание нормальных условий для развития личности, науки, иск-ва. Им изданы также "Опыт историч. словаря о российских писателях" (1772) и памятник рус. истории – "Древняя Российская Вивлиофика" (1773–75). В 1775 Н. вступил в масонскую ложу "Астрея", где думал найти возможность для осуществления своих просветит. замыслов. Однако масонство, явившееся серьезным препятствием на пути распространения просветит. идей, не оправдало его надежд. Участие Н. в масонском движении наложило известный отпечаток на его нравств.-этич. идеалы: из его произведений исчезают антикрепостнич. мотивы, уступая место мистическим настроениям. Переехав в 1779 в Москву, он арендует университетскую типографию и издает журналы "Утренний свет" (1777–80), "Моск. ежемесячное издание" (1781), "Городская и деревенская б-ка" (1782–86), "Вечерняя заря" (1782), "Покоящийся трудолюбец" (1784–85), "Прибавление к „Моск. ведомостям“" (1783–84), "Детское чтение для сердца и разума" (1785–89), "Экономич. магазин" (1780–89), "Магазин натуральной истории, физики и химии" (1788–90) и др. В этих изданиях преобладающее место занимает филос. и этич. проблематика. В них были опубликованы переводы ряда соч. зап.-европ. мыслителей (Ф. Бэкона, Локка, Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Лессинга, Юнга, Паскаля и др.), а также произведения Шекспира, Мольера, Бомарше, многочисл. труды по естествознанию. Филос. воззрения Н. облечены в деистич. форму. Он не отрицал бога как первопричины мира, хотя исключал последующее его вмешательство в земные дела. В трактовке вопроса о душе человека Н. склонялся к признанию ее бессмертия. Гл. отличие человека от животных Н. видел в том, что человек наделен разумом, благодаря к-рому он понимает, что создан не для "скотских сладостей", а для добродетели, нравств. и разумного совершенствования. Поэтому гл. задачей философии Н. считал нравоучение. Из философов, занимавшихся проблемами нравственности, на первое место он выдвигал Сократа, Эпикура, Платона, Зенона, Бэкона, Гроция, Паскаля (у последнего он особо выделял "Письма к провинциалу" и "Мысль"). Гл. задачу воспитания Н. видел в том, чтобы "... образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами" (Избр. соч., 1951, с. 422), привить им скромность, любовь к труду, к родине, уважение к личности. Прогрессивная просветит. деятельность Н. вызывала ярость у крепостников, и в 1792 по указанию Екатерины II она была грубо пресечена, а сам Н. без суда и следствия заточен в Шлиссельбургскую крепость; все его издательские предприятия были разгромлены. Освобожден в 1796. Соч.: Избр. пед. соч., М., 1959; Н. И. Новиков и его современники. Избр. соч., М., 1961. Лит.: Билевич Н., Н. И. Новиков, М., 1848; Сухомлинов М., Н. И. Н., автор историч. словаря о рус. писателях, [СПБ, 1865 ]; Лонгинов M., H. и моск. мартинисты, М., 1867; Незеленов А. И., Н. И. Н., издатель журналов 1769–1785 гг., СПБ, 1875; Усова С. Е., Н. И. Н., его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1892; Сакулин П. Н., Н. И. Новиков, [М. ], 1894; ?рифильев ?. П., Н. И. Н. как педагог, X., 1896; ?рмилов В. Е., Гордость века (Н. И. Новиков), 2 изд., М., 1912; Покровский В. И., Н. И. Н. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-лит. ст., М., 1913; Боголюбов В., Н. И. Н. и его время, М., 1916; Хирьяков А., Нар. заступники – Радищев и Н., П., 1917; Вернадский Г. В., Н. И. Новиков, П., 1918; Веселовский Ю. ?., ?. И. ?. (Жизнь и деятельность), 2 изд., М., [1918 ]; Бергман Г. В., Новиков (1744–1818), М., 1919; Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Н. И. Н. и типографич. компании, П., 1921; Светлов Л. Б., Издательская деятельность Н. И. Н., [М. ], 1946; Сатирич. журналы Н. И. Н., М.–Л., 1951; Макогоненко Г., ?. ?. и рус. просвещение XVIII в., М.–Л., 1952. И. Щипанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НОВИКОВ Николай Иванович
27 апреля (8 мая) 1744, имение Тихвинское-Авдотьино Бронницкого у. Московской губ.— 31 июля (12 августа) 1818, там же] — писатель, журналист, мыслитель-гуманист. Дворянин. Получил незаконченное образование в гимназии при Моск. универ-те. С 1762 служил в гвардейском Измайловском полку. В 1768—69 — секретарь Комиссии по составлению проекта нового Утожения. Новиков — издатель сатирических журналов «Трутень» (1769— 70), «Живописец» (1772—73), «Кошелек» (1774) острой социальной направленности, объединенных идеей внесословного равенства людей. Поняв ограниченность возможностей подцензурной сатирической печати, пришел к выводу о том, что путь к общественному благу лежит через нравственное воспитание и просвещение отдельной личности. Просветительские цели преследовали такие издания, как «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древняя Российская Вивлиотика, или Собрание разных древних сочинений» (10 частей за 1773—75 и 20 частей за 1788—91 во 2-м изд.), «Повествователь древностей российских, или Собрание разных достопамятных записок, служащих к пользе истории и географии российских» (1776), журнал «Санкт-петербургские Ученые Ведомости» (1777), которые проводили гуманистические и патриотические идеи Новикова. В 1775 вступил в масонскую ложу барона Рейхеля, где «все было обращено на нравственность и самопознание». Масонское учение оказалось ближе мировоззрению Новикова, чем философия Просвещения. Приняв основную идею масонства — необходимость нравственного самосовершенствования, продолжил поиски «истинного» масонства, философии, которая бы раскрыла ему смысл жизни и мироздания. Именно в лоне масонства развивал гуманистическое учение о человеке добродетельном, разумном, стремящемся к подобию Божию. В журнале «Утренний свет» (1777—80) с религиозно-нравственных позиций рассматривались пути самопознания и богопознания (также и мистического), обосновывалось положение о достоинстве личности, критиковались вольтерьянство и просветительская философия. В 1779 переехал в Москву и арендовал типографию университета, где развернул активную книгоиздательскую деятельность. В 1780 возглавил ложу «Гармония», членов которой (И. П. Тургенева, А. М. Кутузова. Трубецкого, М. М. Хераскова, И. Е. Шварца и др.) объединяла идея нравственного самосовершенствования и стремление к просветительной деятельности. В «Московском издании» (1781) пытался соединить светское и религиозное направления журналистики и философии. В 1783 вошел в состав тайного розенкрейцерского братства, где нашел искомое «истинное» масонство, а именно путь достижения истинного знания о Боге, натуре и человеке через нравственное совершенствование. Поглощенный этической стороной учения, остался в стороне от внешней обрядовой церемонии ордена и «практических» работ по изучению природы. В богословско-мистическом журнале «Вечерняя заря» (1782—83) продолжил тему масонской этики и мистического богопознания. Неразрывные в понимании Новикова просвещение и добродетель приближают человека к его подлиннику — Творцу, но при этом вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга. Взаимодополняемость и равноправность веры и разума, чувственного и сверхчувственного, науки и Св. Писания заявлены в последнем журнале «Покоящийся трудолюбец» (1784—85), где Новиков, стремившийся к цельному мировоззрению, воплотил свое гуманистическое видение человека в единстве рационального и мистического, разума и откровения. Там же, оставаясь теистом, признал наличие рационального в философии Просвещения, но последнее слово оставлял за верой. В 1792 арестован и помещен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден Павлом I в 1796. Последние годы провел в родовом имении, сохранив прежние убеждения и привязанность к средневековым мистикам, при этом скептически воспринимал новое влияние протестантских богословов-мистиков Эккарстгаузена и Юнга Штиллинга, которые считали, что внутреннее возрождение человека и соответственно торжество божественной благодати в мире наступит вне усилий воли самого человека.
Соч.: Избр. соч. М.—Л., 1951; Избр. педагогические соч. М., 1959; Избр. соч.— В кн.: Н. И. Новиков и его современники. М., 1961; Смеющийся Демокрит. М., 1985. Лит.: Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; Вернадский Г. Н. И. Новиков. Пг., 1918; Макагоненко Г. П. Н. Новиков и русское просвещение XV11I в. М.—Л., 1951; ДербовЛ. А. Общественно-политические и исторические взгляды Н. И. Новикова. Архив: РГАЛИ, ф. 1270.
И. Ф. Худушина

Источник: Новая философская энциклопедия