НОВИЦКИЙ Орест Маркович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВИЦКИЙ Орест Маркович
25 января (6 февраля) 1806, Новоград-Волынский Волынской губ.— 4(16) июня 1884, Киев) — русский философ, историк философии, религиевед, психолог. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил Острожское духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую духовную академию (1831). Преподавал там же польский язык, философию, став одновременно первым профессором Киевского университета по кафедре философии, где читал логику, опытную психологию, нравственную философию, историю философских систем. После закрытия философских кафедр в университете в течение 20 лет служил в цензурном ведомстве. Свою задачу видел в том, чтобы проследить развитие мировой мысли «в непрерывной связи с движением понятий религиозных». Религия и философия рассматриваются Новицким в «нераздельности и неслиянности». Философия изучает всеобщие формы и законы бытия и является разумной рефлексией, следующей за естественной верой. Новицкий глубоко усвоил идеи немецкой классической философии, в которой предметом сознания являются Я, не-Яи Бог (Фихте), а основными идеями разума — идея истинного (того, что в мире духовном есть), благого (того, что в мире явлений должно быть) и идея прекрасного (что в нем может быть) (Кант). В своих курсах излагал взгляды В. Круга, Ф. Фишера, В. Кузена, Г. Риттера, Ф. Крейцера.
Соч.: Духоборцы, их история и вероучение. К., 1832; О первоначальном переводе Св. Писания на славянский язык. К., 1837; Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности. К., 1838; Руководство к опытной психологии. К., 1840; О разуме как высшей познавательной способности.— «Журнал Министерства народного просвещения», 1840, ч. 27; Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, ч. 1—4. К., 1860—61.
Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета св. Владимира. 1834—1884. К., 1884; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989.
А. И. Абрамов, Н. А. Куцеико

Источник: Новая философская энциклопедия

НОВИЦКИЙ Орест Маркович

(25 янв. 1806 – 4 июня 1884) – рус. философ, представитель "философии" неортодоксального православия. Окончил Киевскую духовную академию (ок. 1831). В 1834–1850 – проф. философии Киевского ун-та. В 50–70-х гг. – царский цензор. Противник материализма, Н. резко обрушивался на проникавшие в Россию идеи нем. материализма 19 в., к-рые связывались им с "опасностью" распространения социалистич. учений. В борьбе с материализмом, в поисках новых форм идеологич. господства религии над наукой Н. стремился использовать достижения естествознания; при этом он приходил к пантеистич. идеям, за что подвергался критике в Санкт-Петерб. духовной академии. В целом труды Н. носят компилятивный характер. После критики Чернышевским и Антоновичем филос. деятельность Н. прекратилась. Соч.: Об упреках, делаемых философии в теоретич. и практич. отношениях, их силе и важности, К., 1838; Руководство к опытной психологии, К., 1840; Руководство к логике..., К., 1841; Краткое рук-во по логике, с предварит. очерком психологии, 3 изд., К., 1848; Очерк инд. философии, "Журн. Мин-ва народного просвещения", 1844, ч. 41, No 3, ч. 43, No 8, 1846, ч. 52, No 10; Постепенное развитие древних филос. учений в связи с развитием языч. верований, ч. 1–3, К., 1860–61; Духоборцы, их история и вероучение, 2 изд., К., 1882. Лит.: Критика ("Руководство к логике...", составленное О. Новицким), "Отеч. записки", 1842, т. 23, разд. 5; Антонович М., Два типа совр. философов, "Современник", 1861, т. 86, No 4; Биографич. словарь профессоров и преподавателей имп. ун-та св. Владимира. 1834–1884, К., 1884, с. 489–528; Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., М., 1947, с. 69; Чернышевский Н. Г., Полемич. красоты. Коллекция 2-я, Избр. филос. соч., т. 3, М., 1951; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955, гл. 5; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 643; ?елех П. М., Передовi iде? у вiтчизнянiй психологi? в першi десятирiччя XIX ст., в сб.: Нариси з icтopi? вiтчизнянo? психологi? XIX ст., ч. 1, К., 1955. В. Зверев. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НОВИЦКИЙ Орест Маркович
25.01 (7.02). 1806, г. Новгород-Волынский у. Волынской губ. - 4(16).06.1884, Киев) - философ, психолог, историк философии. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую духовную академию (1831), преподавал философию в Полтавской семинарии, затем в Академии, став одновременно первым преподавателем философии в новооткрытом Киевском ун-те (1834-1835), где, будучи ординарным проф. философии, неоднократным деканом кафедры философии (1835-1850), читал логику, опытную психологию, нравственную философию, историю философских систем. После закрытия философских кафедр в ун-тах исполнял должность цензора (в 1863 г. - председатель Киевского цензурного комитета, после его упразднения возглавлял "иностранную цензуру" в Киеве). Учителем Н. был Скворцов. В своих философских курсах (включая логику и психологию) он опирался гл. обр. на систему нем. философа В. Круга, а также швейц. философа и логика Ф. Фишера, в изложении истории философии учитывал опыт В. Кузена, Г. Риттера, К. Виндишмана, Ф. Крейцера. Испытывал глубокое влияние нем. классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель) и "философии чувства и веры" Ф. Якоби. Тем не менее, философское наследие Н. было бы неправомерно рассматривать как простой эклектизм, ввиду неоспоримого наличия в нем специфических тем и установок. Содержание философии, по Н., дается познающему субъекту непосредственно, поскольку уже в "перворазвивающемся сознании" изначально полагается (точнее, "самополагается") самопознающий дух (я), ограничиваемый внешним миром, к-рый "определяется" тем же духом (не-я), и обращенный к Существу неограниченному (Богу). Потому и философия устремлена к непреходящему, вечному, к-рое постигается не в чувственном познании и не в формально-логической, "разделяющей" деятельности рассудка, но только с помощью разума. Последний есть способность души к созерцанию и уразумению предметов сверхчувственного мира, духовное око, начало особого, духовного опыта. Созерцания разума - идеи, независимые от низших познавательных способностей, но и не "врожденные", но возникающие от соприкосновения духа со сверхъестественным миром. Осн. идеи разума - идеи истинного, благого и прекрасного (соответствуют тому, что в мире духовном есть, что в мире явлений должно быть и что в нем может быть при его "отношении" к высшему порядку вещей). Хотя идеи - достояние всего разума, они раскрываются на различных стадиях - сердца, фантазии, рассудка, затем, "объективируясь" в науку, закон и искусство, реализуются в жизни индивида и в развитии цивилизации. Признавая вслед за Гегелем, что "противоположность и борьба" составляют существо самого сознания и что история философии представляет собой закономерный процесс постепенного осуществления синтеза мировой мысли, Н. трактует, однако, сам этот процесс совсем не по-гегелевски. Задача историка философии - проследить ее развитие "в непрерывной связи с движением понятий религиозных". Обе эти области духа находятся во взаимодействии и взаимовлиянии: религия, переходя от низших стадий к высшим, стимулирует движение философской мысли, к-рое, в свою очередь, ведет к дальнейшему развитию религии (обе сферы рассматриваются в диалектическом единстве "нераздельности и неслиянности"). Историко-философская концепция Н. стала объектом критики материалистов и атеистов (ст. Чернышевского и Антоновича), с к-рыми он вступил в полемику. Вместе с тем Н. пытался противодействовать и "охранительным" подозрениям против философии с т. зр. ее религиозной и общественной "лояльности".

Источник: Русская философия: словарь