НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на Философию нищеты г-на Прудона

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

“НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
раннее произв. Маркса, в к-ром изложены основы научного социализма. Написано на фр. языке в 1847 и направлено против взглядов фр. мелкобуржуазного философа и экономиста, анархиста Прудона. Маркс выступил против “диалектической” фразеологии Прудона, показав, что он не поднялся выше буржуазного кругозора. Большое внимание уделяет Маркс критике гегелевской и разработке материалистической диалектики. В “Н. ф.” дан анализ капиталистического способа производства и заложены основы марксистской политической экономии. Маркс исследует экономическое положение, историческую роль и задачи классовой борьбы пролетариата. “Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов... А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию... Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями” (Т. 4. С. 184— 185),—заключает Маркс свою книгу.

Источник: Философский энциклопедический словарь

«НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
Misere de la Philosophie. Reponse a «La Philosophie de la Misere» de m. Proudhon») — соч. А. Маркса; написано на французском языке. Вышло в свет в 1847 г. в Париже и Брюсселе. Полемическая работа Маркса по экономической проблематике, открывает многолетнюю борьбу Маркса с П. Ж. Прудоном за лидерство в европейском левом движении. Одновременно «Нищета философии» — первая опубликованная работа Маркса, в которой представлена его социально-философская позиция, называемая «материалистическое понимание истории». Книга содержит две главы. В главе первой («Научное открытие») развернута полемика с Прудоном по политико-экономическим проблемам (проблема стоимости, труда, денег, общественного богатства, конкуренции и монополии, разделения труда, земельной ренты, перспектив и возможностей рабочего движения). В целом Маркс придерживается теоретических оснований классической политической экономии (Д. Рикардо, А. Смит), но в собственной интерпретации, с позиций историзма и социального радикализма. В главе второй («Метафизика политической экономии») Марксом дана критика философских оснований и методологии Прудона. Поскольку в этой области Прудон неудачно подражал гегелевской диалектической манере, критика Маркса носит характер почти памфлетный, уничижительный; в содержательном же отношении Маркс кратко повторяет свои общие оценки и реконструкции гегелевской диалектической технологии из текстов «Святого семейства», «Немецкой идеологии» и т. д. Изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 65—185.
А. Б. Баллаев

Источник: Новая философская энциклопедия