НИРВАНА

Найдено 39 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НИРВАНА
см. ПРИНЦИП НИРВАНЫ

Источник: Новейший философский словарь

Нирвана
в буддийском учении бездна ничтожества, в которую погружается и в которой исчезает всякое явление, все живущее.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

НИРВАНА
(санскр. «затухание», «остывание») – в буддизме это понятие характеризует отрешенность от всех жизненных забот и желаний, состояние полного покоя.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Нирвана
санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.

Источник: Философия политики: глоссарий

Нирвана
(от санскр. – угасание, потухание) – в индийской религиозно-философской мысли (буддизм, джайнизм) состояние высшего блаженства, полной безмятежности человека и слияния с божеством, основанных на полном отсутствии каких-либо желаний.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Нирвана
санскрит — прекращение) — состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Нирвана
санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

НИРВАНА
санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха). В. И. Корнев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Нирвана
Санскритское слово, этимология которого остается неясной; в буддизме указывает на невыразимое состояние Просветления и противопоставляется сансаре — циклу непрерывных реинкарнаций. В этом смысле нирвана означает исчезновение всего, что имеет отношение к миру явлений, в силу чего она не может быть описана в реальных понятиях.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Нирвана
будд.) – «угасание» – наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Источник: Мифологический словарь

НИРВАНА
состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолютному (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Нирвана
санскритское слово, означающее исчезновение, угасание) связано с буддийским представлением о смерти, как о блаженном небытии. По буддийскому учению, Нирвана может быть достигнута при жизни путем преодоления страстей и "жажды" - воли к жизни. Идея Нирваны, как конечной высшей цели человеческого существования, была воспринята философией Шопенгауэра (см. прим. 59). /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

НИРВАНА
Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание",
подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но
в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного
существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время
жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит
после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других,
и при жизни. (См. "Нирвани".)

Источник: Теософский словарь

Нирвана
(санскр. nirwana – угасание) – центральное понятие буддизма (см. Буддизм) и джайнизма (см. Джайнизм), означающее высшую цель человеческих стремлений и состояние ощущения полноты внутренней жизни, отсутствия желаний, совершенной и полной удовлетворенности и самодостаточности; абсолютная отрешенность от внешнего мира. В джайнизме – совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной смены рождений и смертей (сансары).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Нирвана
В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Источник: Философский словарь.

НИРВАНА
угасание", "прекращение" – понятие восточной философии (особенно буддизма и индуизма) и практики медитирования. Обозначает состояние полного внутреннего сосредоточения, достигаемое абсолютной отрешенностью от внешнего мира, уничтожением всех чувственных желаний. Человек в состоянии нирваны как бы мертв для внешнего мира. В состоянии нирваны приходит истинное просветление, считают буддисты и индуисты, и прерывается цепь ничтожных перерождений, происходит соединение с брахманом – всеобщим духом созидания, с абсолютом.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

НИРВАНА
угасание») - одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана - это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана - противоположность миру, полному волнений и страданий. Это - небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана - это результат слияния человека с духовным абсолютом В результате удовлетворенности земным бытием.

Источник: Тематический философский словарь

НИРВАНА
санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолют., ненарушимый покой. Н. не поддается никаким определениям. По поводу того, «как именно надо ее понимать, среди будд. теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме Н. - слияние с Брахмой.

Источник: Атеистический словарь

Нирвана
санскр. букв. - остывание, угасание, затухание) - состояние угашенности сознания, невозмутимости ума и чувств, отсутствие каких-либо желаний и, в целом, жажды жизни, одно из главных понятий индийской религиозно-философской мысли. Получило особое развитие в буддизме, где означает конечную цель человеческих стремлений. Нирвана, являясь прежде всего этико-практическим идеалом, предстает как психологическое состояние целостности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего. В индийской религиозной философии - высшая цель всего живого. Достигший состояния нирваны вырывается из сансары (череды бесконечных перевоплощений).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Нирвана
сложное понятие из санскрита, употребляется для выражения буддистского идеала. Нирвана означает «потушить » или «охладить», и на пали это слово звучит как «ниббана». Давая определение нирване, западные авторы иногда употребляют понятие «аннигиляция» («пребывание в состоянии ничто или несуществования»,- прим. ред.), хотя сами буддисты не согласны с таким значением этого слова. Правильнее будет назвать нирвану «чем-то безусловным» это значит, что, если все наши переживания обусловлены, то мы не можем по-настоящему узнать истинную природу нирваны, хотя медитация может дать нам возможность пережить ее. Многие новые религии широко используют это понятие.

Источник: Новые религиозные движения.

нирвана
(от санскр. «нирва» - тушить; иначе-мокша) в индийской традиции термин, обозначающий состояние полного избавления от страданий (см. Благородные истины), состояние абсолютного спокойствия и блаженства, являющееся высшей целью стремлений человека. При попытках характеризовать н. С помощью метода аналогии ее описывают как состояние абсолютной невозмутимости, отрешенности, свободы от привязанности к чувственному миру, душевной неподвижности, упраздняющее всякое различие субъекта и объекта и т.д. Онтологически н. – окончательная остановка колебания дхарм. При описании состояния нирваны (как абсолютно трансцендентной реальности) используется, как правило, апофатический метод. Н. – это не смерть, это полный выход из цепи сансары.

Источник: Краткий философский глоссарий

НИРВАНА
слово из санскрита, обозначающее избежание страдания): в буддизме — высшее состояние духа, определяемое как прекращение страдания, наиболее распространенной формой которого является желание обладать чем-то, чего нам недостает. Нирвана — это состояние отсутствия, а не чистое небытие. Когда душа достигает такого состояния, она освобождается от того, что буддийская философия называет переселением душ — от беспрерывного цикла реинкарнаций, уготованного для всех несовершенных душ. Нирваны достигают лишь путем систематической подготовки, касающейся как тела, так и души (йога). Этот термин буддистской философии использовал также и Шопенгауэр в своей основной работе «Мир как воля и представление» (1818) для обозначения отказа от воли к жизни и безмятежности как следствия такого отказа. Жизнь для этого философа - не что иное, как иллюзия и суета, а мудрость состоит лишь в том, чтобы от нее отказаться.

Источник: Философский словарь

НИРВАНА
Наивысшее состояние сознания, противоположное пребыванию в сансаре — «юдоли страданий». Из всех живых существ только человек может достичь нирваны. О нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние покоя, свободы и блаженства. По замечанию Е. А. Торчинова, «даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем „нашу“ нирвану, создадим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства. Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

НИРВАНА

(санскр. - угасание, прекращение) - в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека Нирвана - это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья), о которой ничего определенного нельзя сказать, но для одухотворенного - это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому Нирвана - не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-сознание, не-действие, но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного блаженства. "Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели" (Будда), и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

НИРВАНА
(Nirwana; санскр. — «прекращение, затухание»; на языке пали — nibbana) — так называют состояние отрешенности, достигаемое уже при жизни из-за отказа от жизненных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа (атмана) к абсолюту (брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование, так что бытие в нирване равнозначно «ничто». Сторонники поздней махаяны (см. Индийская философия) понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало благом для всех существ.
H. v. Glasenapp. Entwicklungsstufen des ind. Denkens, 1940; A. B a rea u. Die Religionen Indiens, III, 1964; E. Obermiller. Nirvana in Tibetian Buddhism. Delhi, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Нирвана
(санскр. — угасание, успокоение) — конечная цель спасения в буддизме; достигается, по учению буддистов, личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. В раннем буддизме Н. была прямой противоположностью сансаре — чувственному миру страданий, в к-ром в результате действия закона кармы каждая смерть якобы ведет за собой новое возрождение. Определения Н. в канонич. литературе туманны и еще более запутаны в сочинениях буд. схоластов и совр. исследователей буддизма. По-видимому, сначала считалось, что сознание человека, достигшего Н., исчезает как огонь светильника, в к-ром иссякло масло. Н. представлялась окончательным избавлением от мира страданий, успокоением дхарм данной личности. В канонич. литературе встречаются и такие определения Н., как «высшее блаженство», «высшее счастье», т. е. представление о Н. приближается к представлению о рае, к-рое в ряде поздних направлений буддизма оттесняет Н. на задний план, хотя в теории она всегда остается высшей целью стремлений каждого буддиста.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

НИРВАНА
(санскр. - успокоение, угасание) - в др.-инд. религ. и филос. учениях - состояние отрешенности от жизни, при к-ром более не действует закон кармы; коночная цель и «спасение» человека. В разл. религ.-филос. системах понимание Н. варьируется. В брахманизме и индуизме Н. истолковывается как слияние индивидуального бытия с божеств, абсолютом, «мировой душой» (Брахмой, Атманом). В буддизме Н. означает высшее состояние духа человека, освободившегося от земных привязанностей, страстей и желаний и после смерти уже но возрождающегося в новой телесной оболочке. Погрузиться в Н., по этому религ. учению, может только тот, кто достиг высшей «святости» путем «благочестия» во мн. предшествовавших жизн. состояниях (см. Переселение душ, Сансара, Карма). Чем является Н. для человека после его смерти - один из наиболее неясных вопросов в будд. вероучении: есть ли это бытие или полное исчезновение, несуществование - единого ответа будд. богословы не дают. Идея Н. глубоко реакционна не только своим антинаучным, идеалистич. характером, но гл. о. - своим социальным назначением, т. к. стремление к Н. имеет своим следствием уход от жизни, равнодушие к явлениям обществ, жизни, «непротивление злу насилием.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Нирвана
(санскр. – угасание) – идеал психологического и онтологического состояния человеческого бытия в буддизме. Представление о Н. как идеальном состоянии базируется на исходных принципах буддизма: жизнь есть страдание, причина страданий – наши желания, выход – в угасании желаний. Психологически Н. предстает как такое состояние интеллекта, чувств и воли, когда их гармония достигается посредством внутренней независимости от внешнего мира, делающей излишней всякую активность. Само противопоставление субъекта и объекта теряет смысл. Но такая гармония демонстрирует и излишность, несуществование самого человеческого я
 которое сливается с абсолютом как имманентной основой бытия – такова онтологическая природа Н.
В философии развивающейся гармонии трансцендентная реальность одновременно (но в разных соотношениях) имманентна любому сущему, но не снимает его в себе, не отменяет самостоятельного бытия и ценности субъективной и объективной реальности. Сопричастность экзистенции к трансценденции (души к духу) не уводит человека из мира, где субъективная, объективная и трансценденция взаимно дополняют друг друга , но является источником для его дальнейшей деятельности, получившей теперь душевно-духовное основание.
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НИРВАНА
санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальное состояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает существовать и осознавать себя как нечто отдельное, ограниченное, а в буддизме, где нет понятия Абсолюта, «я» просто обнаруживает собственную иллюзорность. К состоянию нирваны ведет медитация, в которой ищущий наблюдает свои умственные процессы, постепенно все более отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний. Для него становятся безразличны чувственные удовольствия, содержимое ума и моменты собственной судьбы. По мере погружения во внутренний мир для медитирующего прекращают существовать боль и наслаждение. Остаются ясность ума и невозмутимость. Постепенно все ментальные феномены также начинают восприниматься как ограниченные, преходящие и чуждые. Внезапно возникает осознание, объектом которого выступает «беззначимость, нестановление и небытие» – нирвана. И субъект и объект знания исчезают. Феномен нирваны находится за пределами нашего повседневного опыта и не может быть точно описан на обычном языке понятий, поэтому характеризуется через отрицание: «не то и не это...». Порой такое состояние квалифицируют как полную бессознательность. Переход к Нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего йог должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей. Мудрец, постигший Нирвану, разрывает кармические цепи, приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мир.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НИРВАНИ
Санскр.) Тот, кто достиг Нирваны - освобожденная душа.
Что Нирвана не означает ничего подобного тому, что утверждают
востоковеды, хорошо известно всякому ученому, побывавшему в
Китае, Индии и Японии. Это есть "избавление от страдания", но
только от материального, освобождение от Клеша или Кама, и полное
уничтожение животных желаний. Если нам скажут, что "Абхидхарма"
определяет Нирвану "как состояние абсолютного уничтожения", мы
согласимся, добавив к последнему слову пояснение - "всего,
связанного с материей или физическим миром", и это просто потому,
что последний (как и все в нем) есть иллюзия, майа. В последний
момент своей жизни Шакьямуни Будда говорил, что "духовное тело
бессмертно" (см. "Sans. Chin. Dict."). Как поясняет м-р Эйтель,
ученый синолог: "Популярные экзотерические системы сходятся в
определении Нирваны отрицательным образом как состояния
абсолютного выхода из круга переселений; как состояния полной
свободы от всех форм существования, и прежде всего свободы от
всех страстей и усилий; состояния безразличия ко всякой
чувствительности" - и, он мог бы добавить, - утраты всякого
сострадания к миру страданий. Именно поэтому Бодхисаттвы, которые
предпочитают одеяние Нирманакаи одеянию Дхармакаи, в народной
оценке стоят выше Нирвани. Но тот же ученый добавляет:
"Положительно (также эзотерически) они определяют Нирвану как
высшее состояние духовного блаженства, как абсолютное бессмертие
вследствие поглощения души (вернее духа) в самое себя, но
сохраняя индивидуальность, так что, напр., Будды, после
вступления в Нирвану, могут вновь появиться на земле" - т.е. в
будущей Манвантаре.

Источник: Теософский словарь

Нирвана
санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

Источник: Человек и общество. Культурология

НИРВАНА
(санскр. - остывание, угасание, успокоение) - одно из центральных понятий индийской религии и философии, конечная цель человеческого существования, противоположное сансаре - чувственному миру страданий. Согласно учению брахманов, нирвана означает посмертное приобщение индивидуального духа к Абсолюту и понимается как совершенное состояние души (мокша), освобожденной от оков материи, кармы и бесконечной цепи перерождений, которого человек достигает в результате длительного пути духовного самосовершенствования на протяжении многих жизней. Нарвана описывается как противоположное всему, что может быть, и потому непостижимое и невыразимое, как великая пустота и вечное небытие и вместе с тем как абсолютная реальность, существующая вне явленного мира, как состояние внутренней гармонии, истинного понимания, блаженства, полноты бытия. В земной жизни с помощью мистической концентрации можно достичь самадхи - состояния духовного экстаза, слияния Высшего Духовного начала человека со Вселенской Сущностью, - состояния, близкого к нирване, но длящегося краткие мгновения и доступного лишь для очень ограниченного числа йогов, В эзотерических толкованиях нирвана означает не полное прекращение существования духовной индивидуальности, а состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, в которое вступает «Эго» человека, достигшего высшей степени совершенства, после смерти тела, а иногда и при жизни, как в случае с Гаутамой (Буддой) и некоторых других. В этом смысле нирвана представляет собой состояние, когда прекращаются низменные желания, ненависть, заблуждения и наступает покой, понимаемый как отсутствие страстей - состояние высшей деятельности духа. Понятие нирваны является наиболее характерным для буддизма. Наряду с этико-психологическим пониманием нирваны существует представление о ней и как об абсолютной реальности (в северном буддизме - махаяне - нирвана отождествляется с космическим телом Будды). В теософии Блаватской нирвана понимается как безусловность индивидуального бессмертия в Духе,

Источник: Краткий философский словарь 2004

НИРВАНА
санскр. nirvana, пали nibbana — угасание, потухание) — в индийской религиозной мысли (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее трансцендентное состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши, ашая), которые «подпитывают» процесс перерождения (сансара, карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия — прежде всего духкхи.
В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» — о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.
В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

Источник: Новая философская энциклопедия

НИРВАНА
(санскр. nirva–n a, тиб. mya ngan lasdas pa, недуновение, отсутствие какого бы то ни было влияния, полное прекращение) — 1) свобода от желаний, страданий, привязанностей, т.е. отсутствие их влияния на проявления жизни; 2) освобождение от круга рождений, т.е. полное прекращение их череды; 3) состояние сознания, в котором дхармо-частицы потока сознания пребывают в покое; 4) высшая цель устремлений практикующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений (клеща). В палийских суттах именно последнее определяется как состояние «Н. с остатком», которое свойственно архатам и другим просветлённым существам. Эти существа продолжают пребывать здесь благодаря оставшимся группам дхармо-частиц (скандха), так как только после смерти архата скандхи распадаются окончательно. Полное же обретение «Н. без остатка» (паринирвана) возможно, когда скандхи поглощаются пустотностью (шуньята). Третьим видом иногда называют «непостоянную Н.» — таковым является состояние Будды, превзошедшего крайности бытия, в том числе Н. и сансару. Об этом состоянии говорят, как об умиротворении (шанти), как о некоем «мире Н.» внутри «мира сансары». Собственно Н. непостижима мыслью и невыразима в слове. Она является абсолютной истиной, как следствия непосредственного познания идеи отсутствия самости (анатман) и всеобъемлющего непостоянства (анитья). В Махаяне Нагарджуны «остаток» истолковывается иначе, под ним понимаются всевозможные движения мысли, мысленные конструкции, умственные построения (викальпа) и умозрение (дришти). В «Ратнаавали» (I, 42) он сказал: «Неверно, что нирвана есть небытие (абхава), Но разве можно представить её бытие? Прекращение раздумий о бытии и небытии Называется нирваной» (см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны… С. 142). В «Ланка-аватара-сутре» целая глава (LXXIV) посвящена обсуждению неправильных толкований Н. индийскими мыслителями. Будда считал ошибочным отождествлять её с: 1) прекращением деятельности скандх, дхату, айятан; 2) безразличием к внешнему миру; 3) признанием всеобщей невечности (анитья); 4) признанием небытия, уничтожения, аннигиляции и т.д. В позднем индийском и тибетском буддизме появилось понятие «естественной Н.» — это пустота (шуньята), отсутствие собственного независимого существования (нихсвабхава). Согласно Шантидэве, «существа по своей природе пребывают в Н.». В традиции дзогчен Лонгчен Рабджам увязал Н. и Просветление с ригпа — состоянием чистого и полного присутствия, «освобождением как достижением самосовершенства», с состоянием изначального будды Самантабхадры. Здесь в миг Просветления отпадает необходимость в медитации.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

НИРВАНА
санскр., букв.- остывание, угасание, затухание), одно из центр. понятий инд. религии и философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. идеал, с другой - как центр. понятие ролиг. философии.
Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в к-рых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстает как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешенности. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, к-рое предстает с интеллектуальной стороны как истинное понимание, с нравств.-эмоциональной - как нравств. совершенство, с волевой - как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не утверждение «Я», а, наоборот - раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта). Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо, добро), от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны - это ощущение покоя (блаженства - в отличие от счастья как ощущения движения), с внешней - состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его снятие. Поскольку снимается само противопоставление «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишенными смысла.
В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хинаяны в этом отношении характерна концепция вайбхашики, согласно к-рой Н. в роли абс. реальности предстает как некий неподвижный, неизменный, единственный в своем роде элемент - дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей - космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит общее всем религиям деление на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей ее и от брахманистско-индуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность ее с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

Источник: Советский философский словарь

НИРВАНА
пали. Конечная цель реализации буддийского идеала. Затухание. Прекращение. В джайнизме термин трактуется как освобождение души от кармического вещества. В буддизме нирвана — состояние вне времени и бытия, вне ощущений и осознания себя как системы в среде Буквально «нирва» означает «задувать», «нирвана» — «потухший». Другие значения: уход в состояние высшего блаженства, высшего наслаждения (махасукха, парамасукха), в сверхбытие (парабхава), «переправа на другой берег». Будда сравнивал нирвану с островом, на котором адепт может достичь совершенства и освобождения от страданий, старости, смерти и новых рождений. Он сам погружался в высшие состояния сознания, после чего возвращался к активной жизни, руководя общиной (сангха), путешествуя и читая проповеди
Нирвану рассматривают либо как процесс, либо как «неподвижный материальный остаток». В отличие от просветления, она предстает как завершение пути, полная самореализация. Дхармы нирваны относятся к необусловленным (асанскрита) дхармам. Состояние нирваны как освобождение от новых рождений, выход из сферы эмпирического, трансцендирование не может быть вербализовано, описано языком профанического существования. В третьей благородной истине Будда обозначил нирвану как освобождение от страданий и как высшее состояние сознания. В четвертой благородной истине и в учении о восьмеричном пути он раскрыл путь, следуя которому человек способен не просто получить освобождение как милость, благодать, но достичь его на вершине собственного совершенства. В буддийских школах различают отдельные виды нирваны. Достигнутая при жизни тела нирвана может иметь обратимый характер, позволяя адепту продолжать жизнь среди людей, поэтому сс. называют неполной нирваной с остатком (упадхишеша нирвана). После смерти тела наступает окончательная, конечная нирвана без остатка, полная необратимая нирвана (анупадхишеша нирвана, ниродха нирвана, нирупадхишеша нирвана). Высшую нирвану, в которую ушел Будда Шакьямуни, называют паринирваной. Эпитеты нирваны: бессмертная (амата, амарана), вечная (нитья, ничча), недвижимая, неизменная (ачала) и др. Святой (архат, бодхисаттва) может отложить переход в нирвану, чтобы помочь другим приблизиться к освобождению. Такую неполную альтруистическую нирвану называют приостановленной (апратиштха нирвана). В буддизме махаяны накопился большой опыт достижения высших состояний сознания в результате разнообразных практик, обогащенных опытом небуддийских школ или усовершенствованных буддийскими учителями Индии, Тибета, Китая, Японии и др. Существует много терминов, синонимичных нирване и отражающих доминирование какого-либо аспекта: мокша, состояние абсолюта, таковость, природа будды, собственная сущность, истинная сущность, состояние будды, абсолютная реальность, татхата, татхаттва, дхармакая, татхагатагарбха, ануттара-самьяк-самбодхи, шуньята, адибудда, самадхи, сарваджнята, праджняпарамита, свабхава, дхармата, дхармадхату и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

НИРВАНА
санскр. – nirv?na, пали – nibb?na, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель "пути освобождения" и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: "Есть место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, оно ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на "земной мир" и "неземной", "этот мир" и "тот мир", "обусловленный мир" и "необусловленный". Существование "необуслов-ленного" мира нигде не доказывается. Одним из обозначений "того мира" является Н. Буддисты различают два рода людей: обыкновенных и "святых", принадлежащих к двум совершенно различным планам существования – "мирскому" и "потустороннему". Человек становится "святым" при вступлении на "путь", т.е. когда он отрывается от всего "земного", порывает связи с "обусловленными" вещами и стремится только к Н. Н. представляется "немыслимой", "непостижимой", ничто в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. "Святой" постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Н. – покой, прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера, мужество, внимание, сосредоточение и мудрость) и через "три двери освобождения": пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита). Как только поняты эти "три двери освобождения", высший смысл учения не представляет больше трудностей и все становится самоочевидным. Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать рациональное объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и "обусловленных". Н. в противоположность им относится к "необусловленным" дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются "дверями освобождения". Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – "счастье", поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая. Лит.: Vall?e Poussin L. de la, Nirv?na, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirv?na, Leningrad, 1927; Sangharakshita В., А survey of Buddhism, Bangalore, [1957 ]; Сonze ?., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., [1962 ]. И. Кутасова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИРВАНА
(угасание, прекращение) —термин, обозначающий состояние освобождения от страданий. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана. Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание » (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX в. часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание. Сам Будда никогда не давал прямого ответа на вопрос, что такое нирвана, и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX в. Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать.
Еще в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирвана, о которой учит Будда, — не бог и не безличный Абсолют, и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной или надличностной полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего подобного нирване. Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда. В махаянской философии (особенно в школе мадхьямаки) провозглашается принцип тождества сансары и нирваны. Крупнейший философ-мадхьямик Нагарджуна говорит: Нет разницы вообще Между нирваной и сансарой. Нет разницы вообще Между сансарой и нирваной. Что является пределом нирваны Есть также и предел сансары. Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия. (Нагарджуна. Мула мадхьямака карики, XXV, 19-20) Это утверждение Нагарджуны допускает два истолкования, и они оба использовались в буддийской традиции. Во-первых, можно сказать, что сансара есть иллюзорный, сконструированный различающим сознанием, аспект нирваны, исчезающий при правильном постижении реальности, подобно тому как исчезает змея, за которую по ошибке была в темноте принята веревка после осознания этой ошибки. Второе истолкование связано с релятивизмом мадхьямаки. Поскольку нирвана есть нирвана лишь относительно сансары, а сансара такова лишь относительно нирваны, то ни сансара ни даже нирвана не обладают своебытием, а следовательно, они тоже пусты и бессущностны и их общая татхата, подлинная природа, есть шуньята, пустота. Бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны и так обретает состояние Будды.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

НИРВАНА
(санскр. nirvana, пал. nibbana - затухание, угасание, иссякновение, успокоение) - одна из основополагающих категорий всей буддийской мысли, конечная цель человеческого существования в буддизме (ср. Мокша), осуществление к-рой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши)у прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов закона кармы. Н., к-рая осуществима еще при жизни «совершенного» после его «просветления», завершается конечной Н. после распада его последнего тела, именуемой «паринирвана» (пал. parinibbana). Хотя основными метафорами Н., первостепенно важными для осмысления происхождения самого этого термина, являются образы иссякновения огня и угасания светильника (жизненной активности) при «потребленности» топлива и фитильного масла (основных аффектов сознания, обусловливающих его привязанность к объектам), о чем многократно свидетельствуют древние пал. источники, в буддологии неоднократно предпринимались попытки обосновать изначальное значение буддийской Н. как «положительного» идеала, а также показать генетическую связь буддийской Н. с «жизнеутверждающим» брахманистским мировоззрением и верой в загробное блаженство, а также с начальными стадиями йоги (Й.Дальман, А.Кит, Л.де ля Балле Пуссен). Этому противостоит концепция, согласно к-рой Н. изначально мыслилась в буддизме в контексте осмысления «угасания» динамических элементов бытия и всей жизненности того, кто продвигается на пути к совершенству и избавлению от страданий. И лишь впоследствии, в ходе эволюции буддийских школ, Н. стала осмысляться как «положительно наполненный» абсолютный аспект бытия, предполагавший и продолжение сознания (Ф.И.Щербатской). Вторая позиция ближе к истине, и ей не противоречат весомые аргументы в пользу добуддийского происхождения Н., к-рые предстают из свидетельств пал. источников о некоторых странствующих философах брахманистской ориентации (напр., Самандаки, Катияны и Тимбаруки), к-рые спрашивали Будду о том, как он понимает «Н.», ассоциируя с этим термином представления о счастье. Эти сведения, однако, подтверждают лишь тот факт, что ранние буддисты вполне естественно пользовались мировоззренческим языком своей эпохи, присваивая его основные понятия и переосмысляя их значение в ключе собственного мировоззрения. Поэтому они не столько наследовали положительное значение «Н.», сколько, напротив, отталкивались от него, как и джайны, у к-рых «Н.» также является синонимом «освобождения».
В классическом буддизме Н. рассматривается как основное содержание всего учения Будды. Однако это содержание весьма трудноопределимо. Известно только, что к Н. ведет знаменитый восьмеричный путь. Непосредственно достижению Н. предшествует полное прекращение (nirodha) восприятий, мыслей и чувств. Но конечный пункт этого пути к Н., к-рый впервые был достигнут самим Буддой и к-рый может пройти только буддийский монах, описывается в пал. текстах как неопределимый. Это же относится и к тому «совершенному» (tathagata), к-рый его достигает. Н. обозначается преимущественно «методом отрицаний» — как не рожденное, не произведенное, не созданное, ни с чем не соединенное, отсутствие стремления, отсутствие привязанности, отсутствие иллюзии и т.п. (Итивуттака, 43 и т.д.). Н. может быть определена и положительно — как истина, стабильность, мир, безопасность, чистота или «дальний берег» (Самъютта-никая. IV.373 и т.д.). Классический пример отрицательных и положительных характеристик Н. дает известнейший постканонический текст «Вопросы Милинды» (Милиндапаньха II 1.8.10-12).
В ответ на просьбу греч. царя Милинды (Менандра) описать Н. буддийский мудрец Нагасена сообщает, что она ни с чем не сопоставима и потому она принципиально недескриптивна. Н. можно только уподобить по некоторым ее признакам (не по сущности) ряду известных феноменов - лотосу, воде, противоядию и т.д. Согласно Нагасене, хотя нет «места», в к-ром «расположена» Н., есть «место» ее осуществления — таково нравственное поведение (см. UJiua) и внимание. Схоласты классического буддизма — абхидхармисты - внесли существенное уточнение в определение Н. как сущего.
В своих списках дхарм, коих насчитывалось в среднем 75, они оставили три «клеточки» и для тех элементов бытия, к-рые, в отличие от остальных, не являются причиннообусловленными. Две из них, соответствующие подавлению волнения дхарм, составляют два способа достижения Н. Они различали две стадии самой Н.: «Н. с остатком» (saupadisesa nibbana) и «Н. без остатка» (anupadisesa nibbana). На первой стадии у «практикующего» еще сохраняются плоды накопленных в прошлом кармических семян (он, к примеру, может испытывать телесную боль), на второй они уже ликвидируются вместе с телом. Это различение Н. при жизни и после смерти приблизительно соответствовало различию Н. и паринирваны. Если в классическом буддизме Н. рассматривалась как отдаленный берег, к-рого можно достичь, только преодолев океан сансары, то махаянисты предложили считать, что каждый уже находится на этом берегу, не осознавая этого. Знаменитая гл. 25 базового текста философской школы мадхьямики «Мулямадхьямикакарики» Нагарджуны (2-3 вв.), посвященная Н., кажется, лишь уточняет и утончает традиционное учение о неопределимости Н., к-рая не достижима, не уничтожима, не вечна, не исчезает и не создается. Пользуясь древним диалектическим методом «антитетралеммы», Нагарджуна последовательно демонтирует все логически возможные предикации, связанные с существованием Н.: 1) Н. не есть сущее, ибо все сущее должно быть подвержено разложению и разрушению, произведено причинами и лишено собственной природы (nihsvabhava); 2) Н. не есть и не-сущее, ибо не-сущее предполагает сущее и не может быть чем-то «независимым»; 3) если Н. и то, и другое вместе, то она должна содержать взаимоисключающие характеристики (наподобие света и тьмы) и не может быть необусловленной; 4) если же Н. ни то, ни другое, то никто не сможет принять всерьез учение о ней (ст. 4-16). Новым оказывается то, что, ввиду самой своей принципиальной неопределимости, Н. не отлична от сансары, и границы их на самом деле совпадают (ст. 19-20). Понятия Н. и сансары взаимокореллированны, как понятия правого и левого, и это доказывает их относительность; реальность принадлежит великой «пустотности» (sunyata), являющейся Абсолютом махаянистов, однако Н. — уже не как понятие, но как реальность, тождественная истине (tattva), выступает его синонимом, будучи безначальной, бесконечной, идентичной подлинной природе вещей, к-рая скрывается пеленой космического неведения. Инфильтрация индуистских представлений здесь очевидна, но еще более она различима в текстах другой школы махаянистов — йогачары. Источником как сансары, так и Н. является наш менталитет, и задача в том, чтобы выявить в нем истинное «нирваническое ядро», сокрытое иллюзорным сознанием. Это ядро характеризуется как «эмбрион Татхагаты» (tathagatagarbha), как аккумулированное сознание (alayavijnana), и задача «практиканта» в том, чтобы «освободить» сознание. Стратегии этого освобождения и подчинена буддийская йога. Согласно «Ланкаватара-сутре» (3-4 ни.), сансара и Н. соотносятся как воображаемый мир и его субстрат — сознание, проецирующее мир, а потому между ними нет реального различия. Практические последствия выявленного смещения акцентов были значительны. Если Н. не «вырабатывается» и даже не «осуществляется», но только «обнаруживается» и составляет единство с сансарой, то ее может достичь не только монах, но и человек, живущий в мире.
С другой стороны, пробуждение сознания, требуемое для осознания себя в Н., к-рым решается все, может быть облегчено вмешательством самих «представителей Абсолюта» в ход жизни всех существ.
В «Саддхармапундарике» уже давно обожествленный Будда заверяет, что он, оказывается, погрузился в паринирванулишь видимым образом, не оставив на деле мир, но постоянно возвращаясь в него. Его примеру следуют те, кто избрал путь бодхисаттвы, уже достигшие Н. (к-рая есть дело сознания), но остаются в сансаре по альтруистическим мотивам - чтобы оказывать помощь другим живым существам. Их Н. — динамичная, «не неподвижная» (apratisthita), и они откладывают свое вхождение в «неподвижную» — пари нирвану. Но этим их услуги человечеству и всему миру не ограничиваются, т.к. они могут еще и передавать свою накопленную за много рождений «заслугу» (см. Нунья) любым живым существам и, конечно, тем, кто стремится к достижению Н. См. Фо цзяо. Лит.: Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991; Шохин В.К. Первые философы Индии. М.: Ладомир, 1997; Buddhist Ethics: The Path to Nirvana / Ed. H. Saddhatissa. London: Wisdom, 1987; Heiler F. Die buddhistische \fersenkung. Mllnchen: Rcinhardt, 1922; Stcherbatsky Th. The Conception of Buddhist Nirvana Л.: АН СССР, 1927; Welbon R.G. The Buddhist Nirvana and its Western Interpreters. Chicago: University of Chicago Press, 1968. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Учение об анатмане и нирване в буддийской философии

Бережной Сергей Борисович
Статья посвящена истолкованию учения об анатмане в буддийской философии.

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП НИРВАНЫ

    санскрит, нирвана - успокоение, угасание: описанное в древнеиндийской религии и философии - буддизме и джайнизме - состояние отрешенности от жизни и ненарушимого покоя, выступающее в качестве коне