НИДАНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НИДАНЫ
санскр., пали, букв. «цепь»,«связь»). Термин обозначает процесс перерождений живых существ, представляющий собой «колесо», образуемое 12 ступенями. Все они должны быть преодолены. Первой ступенью является неведение (авидья), называемое первой причиной существования. Затем, основанные на неведении — кармич. результаты (санскара). За кармич. результатами следует индивидуальное сознание (виджняна), затем — определяемый им ум и его выражение в опред. форме (нама-рупа). Далее следуют шесть чувственных способностей и их функции (шадаятана), касание (спарша), чувство (ведана), желание (тришна). Желание порождает привязанность к бытию (упадана), к-рая в свою очередь определяет возникновение (бхава) и невозникновение. Возникновение влечет рождение (джати). Рождение—конечный результат кармы, за ним следуют старость, вместе с горем, огорчениями, печалью, нуждой и отчаянием, и смерть (джара-марана). Синонимами Н. в палийском языке был термин патичча-самуппада, в санскрите — пратитья-самутпада, т. с. закон зависимого происхождения (см. «Колесо жизни.»). Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

НИДАНА
Санскр.) 12 причин существования, или цепь причинности,
"сцепление причины и следствия во всем ряду существования через
12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли,
"понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту
существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin.
Dict.") Порядок 12 звеньев таков. (I) Джати, или рождение,
согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и
реинкарнации - или Чатур Иони (см.), причем каждый вид ставит
рожденного в одну из шести Гати (см.). (2) Джарамарана, или
старение и смерть, следующие за зрелостью Сканд см.). (3) Бхава,
кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее
существо к рождению в той или иной форме существования в
Трайлокье и Гати. (4) Упадана, созидающая причина Бхавы, которая,
таким образом, становится причиною Джати, которое есть следствие;
и эта созидающая причина есть привязанность к жизни. (5) Тришна,
любовь чистая либо нечистая. (6) Ведана, или чувствование;
восприятие посредством чувств, что есть -ая Сканда. (7) Спарша,
чувство осязания. (8) Чадаятана, органы чувств. (9) Намарупа,
личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности
материальных феноменальных явлений. (10) Виджнана, совершенное
знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и
единстве. (11) Самскара, действие на плане иллюзии. (12) Авидья,
отсутствие истинного восприятия, или невежество. Так как Неданы
относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной
метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом
нет возможности.

Источник: Теософский словарь

НИДАНА
сс. Причина. Логическое основание. Сущность. Завязка. В буддизме нидана выступает как звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Согласно закону взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада), каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее Разорвать эту цепь, удерживающую человека в мире страданий, можно только волевым усилием, изменив свое мировоззрение и прекратив создание предпосылок для новых рождений. Двенадцать звеньев-нидан раскрывают механизм действия закона. Первое звено (авидья) — неведение, в котором рождается человек. Второе звено (санскара) — формирование личности под воздействием прошлой кармы. Третье звено (виджняна) — совершение действий под влиянием непросветленного сознания. Четвертое звено (нама-рупа) — развитие в соответствии с психическими и материальными потребностями. Пятое звено (шадаятана) — восприятие через шесть органов чувств. Шестое звено (спарша, пхасса) — контакты, взаимодействие с миром. Седьмое звено (ведана) — ослепленность эмоциями Восьмое звено (тришна, чханда, таньха) — чувственные желания. Девятое звено (адана, упадана) — привязанность к мирским ценностям. Десятое звено (бхава) — зарождение нового существа, начало нового двенадцатичленного цикла Одиннадцатое звено (джати) — рождение ребенка, обусловленное прошлой жизнью, которая проходила по той же схеме. Двенадцатое звено (джара-марана) — старость (джара) и смерть (марана, мритью), которые ожидают всех родившихся. Модель иллюстрируется сюжетами в живописной мандале (бхавачакра). Поборов в себе чувственность, уничтожив неведение и карму, отказавшись от привязанностей, человек может заняться духовной практикой и достичь освобождения от новых рождений в круговороте эмпирического бытия.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Похожие термины:

  • АДИ-НИДАНА

    Санскр.) Первая и Наивысшая Причинность, от Ади - первый, и Нидана - основная причина (или сцепление причины и следствия).