Ницше и ПОСТ-культураНицше: нигилизм. Переоценка ценностей

Ницше Фридрих Вильгельм

Найдено 3 определения термина Ницше Фридрих Вильгельм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Ницше Фридрих Вильгельм

1844-1900) - крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии, представитель волюнтаризма. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей - критическая, порой разрушительная идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашенными в учении Ницше. 2) «воля к власти» - фундаментальное онтологическое понятие. Формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Ницше противопоставляет положение: «я обладаю волей и действую, а следовательно, я живу». 3) идея Сверхчеловека -создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Ницше утверждал: «Бог умер: мы хотим - пусть живет сверхчеловек». 4) идея «вечного возвращения». Основ ные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Большое влияние на Ницше оказали философ Шопенгауэр и композитор Вагнер. Свою философию Ницше назвал антихристианской.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Фридрих Вильгельм Ницше

нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, 15 октября 1844, Реккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчеркнуто неакадемический характер. Родился в Реккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Во время учебы в гимназии Наумбурга, а потом в известном интернате "Врата учения", Фридрих Ницше проявил блестящие способности к гуманитарным дисциплинам, быстро осваивал классические языки. С 1864 г. он учился сначала в Боннском, а потом в Лейпцигском университетах. Окончив курс как классический филолог, он в 1869 г. сразу получил профессуру в Базельском университете, где преподавал до 1879 г.          Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали. » ( 1887), «Антихрист. Проклятие христианству» (1888),   «Так говорил Заратустра» (1883 - 1884), «Падение кумиров», 1888 и др.          Ницше считают основателем нового направления - философии жизни. Философия жизни - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир - не дух и не материя. В его основе - активная жизненная сила, воля к власти. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти". "Рассматриваемая механистически энергия вселенной остается постоянной; рассматриваемая экономически, она подымается до известной точки высоты и снова опускается в вечном круговороте. Эта "воля к власти" выражается в направлении, в смысле, в способе затраты силы: с этой точки зрения превращение энергии в жизнь и в "жизнь в высшей потенции" является целью"         В целом мировоззрение Ф .Ницше определяют как аристократический анархизм. В его философии можно выделить две основные идеи: 1) идею «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей».         Его сверхчеловек – это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой.           Ницше переоценивает ценности. Он заимствовав термин нигилизм у Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей - т.е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. Он отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое, Бог умер.          Ницше осуществляет так же  переоценку традиционных представлений об истине и заблуждении, не видя принципиальной разницы между ними, т.к. и то, и другое носит, по его мнению, чисто служебный характер, способствуя исключительно жизнеутверждению.  Если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это у Ницше - новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого.       В своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше развивал идеи типологии культуры, давая свою, оригинальную трактовку греч. культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре: дионисийское, аполлоновское и сократическое. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы.       

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм

(1844— 1900) — нем. философ, филолог, публицист, поэт. Род. в семье протестантского свящ. в с.Реккен близ г.Лютцен; с детства страдал головными болями и расстройствами зрения. С ранних лет увлекался музыкой, в 10 лет начал писать стихи, в 14 — лит.филос. и муз. эссе. Учился на теол. ф-те Боннского ун-та (1864—65) и на филол. ф-те Лейпцигского унта (1865—69), где его учителем был проф. Ф.В.Ричль. 1869—79 гг. — проф. каф. греч. языка и лит-ры в Базельском ун-те; в 1869 г. получил уч. степень д-ра философии без защиты канд. и докт. дис. на основании работ, опубл. в «Рейнском научном журнале». В 1879 г. прекратил преподавательскую деятельность и следующие 10 лет жил как «вольный философ» в разл. городах Германии, Италии, Швейцарии. Творч. деятельность оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. Осн. соч.: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «О пользе и вреде истории для жизни» (1874), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1884), «Злая мудрость» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом» (1888), «Антихрист. Проклятие христианству» (опубл. 1895), «Ecce Homo» (опубл. 1908), «Воля к власти» (опубл. 1889). Соч. Н., издававшиеся в 1890—930-х гг., подвергались мн-ву недобросовестных искажений; академ. собр. соч. Н. опубл. в 1960-х гг. (Werke. Kritische Gesamtausgabe. Berlin; N.Y., 1960—967. Bd. 1—0). Учение Н. многопланово, поэтому его трудно отнести к опред. филос. направлению. Как правило, его считают представителем философии жизни, но он оказал влияние и на экзистенциализм, прагматизм, символизм, на мн. писателей конца XIX — начала XX вв. Сам испытал влияние А.Шопенгауэра и Р.Вагнера. В своем первом соч. «Рождение трагедии из духа музыки», в значительной мере посвященном анализу антич. трагедии, Н. развил идеи типологии культуры, намеченной Шиллером, Шеллингом и нем. романтизмом, противопоставив два ее начала — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-интеллектуальное). В соч., написанных в жанре филос.-худ. прозы, Н. критически оценивал совр. ему культуру, в поисках идеала обращался к досократовской Греции, отстаивал эстетич. имморализм («По ту сторону добра и зла»). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра»; «Воля к власти») сочетался у Н. с романтич. идеалом «человека будущего». Осн. тема философии Н. — критика европ. об-ва, культуры и морали с позиций эстетически интерпретированной идеи всеобщей эволюции. Бытие в целом есть поток жизни, осуществляющей себя как «вечное становление» и «вечное возвращение». В этом потоке жизни человек не занимает исключительного места, будучи одним из элементов универсальной борьбы за выживание, хотя и обладает интеллектом и творч. фантазией, к-рые делают его наиболее удачным материалом для появления «сверхчеловека». Движущей силой эволюции явл. воля к власти, степень реализации к-рой позволяет судить, наск. то или иное существо перспективно в плане полноты жизненного бытия; совр. европ. культура, выросшая на почве христианства, находится в стадии самоумерщвления благодаря господству таких ценностей, как равенство, милосердие, смирение перед чужой жестокостью и т.п. В ранний период творчества Н. противопоставлял классич. европ. культуре идеал досократовской античности, позднее — идеал буддизма, понятого им как эгоцентрическая религия самообожения. Механизм становления культуры определен противоборством двух начал — апполоновского и дионисийского; первое связано с принципами гармонии и строгости форм, рациональности и практичности, второе суть свободная игра жизненных сил, противная всякой оформленности и повторяемости. Ранние формы европ. культуры, где доминировало иск-во, воплощали именно жизнетворящее дионисийское начало, но со времен Сократа («первого декадента») и Платона (чья рационалистич. философия есть «систематическая клевета на жизнь») она двинулась по пути последовательной подмены жизни рационализированными образами сущего. Это привело к господству бездушной науки, выхолощенного иск-ва, некроцентрической религии; ближайшая перспектива европ. культуры — оформление нивелирующей машинноуравнительной системы радикального подавления жизни и творчества. В равной степени Европу ждет глобальный конфликт массовых идеологий, выращенных на почве христианства и социализма. Хотя весь «проект» христ. культуры нацелен на обретение самотождественного рационального и морального смысла реальности, он приводит к торжеству тотального нигилизма, к разрыву с ценностями и авторитетами, укорененными в жизненной почве и постигаемыми интуитивно, путем погружения «во тьму дионисийства». Все рационально-схематические формы мышления и описания действительности (включая язык классич. науки и философии), согл. Н., носят фальсифицирующий характер; след-но, вся система ценностей и идеалов, обслуживаемая ими, нуждается в радикальной переоценке. Она должна проходить не под знаком «человеческого, слишком человеческого», а под знаком перспективы сверхчеловеческого. Влияние Н. на всю совр. культуру связано не только с его конкретными филос. идеями и манифестами, но и с парадоксально-афористическим стилем их изложения, равно как и с символикой его биографии как «жизни на грани». Соч.: Соч.: В 2 т. М., 1990; Антихрист // Сумерки богов. М., 1989; Так говорил Заратустра. М., 1990; Утренняя заря. Екатеринбург, 1993; Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994; Странник и его тень. М., 1994; Философия в трагическую эпоху. М., 1994. Лит.: Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Собр. соч. М., 1961. Т. 10; Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2; Галеви Ф. Жизнь Фридриха Ницше. СПб., 1991; Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше. СПб., 1991. В.И.Полищук, Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Ницше Фридрих Вильгельм — 0

Найдено научныех статей по теме Ницше Фридрих Вильгельм — 0

Найдено книг по теме Ницше Фридрих Вильгельм — 0

Найдено презентаций по теме Ницше Фридрих Вильгельм — 0

Найдено рефератов по теме Ницше Фридрих Вильгельм — 0