НЕЖОН ЖАК АНДРЕ
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
В годы революции Н. обратился к Национальному собранию с адресом, в котором решительно возражал против ссылок на Бога в Декларации прав человека и гражданина и утверждал, что «нет ничего более опасного, ничто не противоречит в большей мере задачам мудрого законодателя, как связывать естественные права человека с существованием Бога, а мораль – с религией». Н. настаивал на полной свободе вероисповедания.
Соч.: Mémoires historiques et philosophiques sur la vie et les ouvrages de D. Diderot. P., 1821. Лит.: Вороницын, И.П. История атеизма. Рязань, 1930; Ниякий, В. Ж.-А. Нэжон (к 150-летию со дня смерти) // Наука и религия. 1960. № 2; Naville, Р.Р.Th. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1943. B.H. Кузнецов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(1738 – 28 февр. 1810) – франц. философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей; был секретарем и ближайшим сотрудником Гольбаха, принимал активное участие в подготовке его работ "Система природы", "Разоблаченное христианство", "Священная зараза", "Карманное богословие" и др. Н. руководил подпольным изданием за границей мн. произв. Гольбаха, издавал труды Монтеня, Руссо и Дидро ("Oeuvres D. Diderot", t. 1–15, P., 1798). H. считается осн. автором вышедшей анонимно книги "Воин-философ" ("Le militaire philosophe...", 1768; рус. пер. – "Солдат-безбожник", 1925, вступит. ст. И. Луппола). В основу книги положена тоже анонимная работа "Воин-философ" (нач. 18 в.), распространенная в рукоп. копиях; острая критика религ. верований сочеталась в этой работе с пропагандой "естественной религии", деизма. Н. сократил и переработал первую часть этой рукописи, придав ей ярко выраженную антихристианскую и атеистич. направленность. В книге делался вывод, что "все религии ложны" (см. "Солдат-безбожник", с. 137), что "н и к т о не обязан придерживаться какой бы то ни было религии" (там же, с. 146) и ярко раскрывалась политич. роль религии: "...все религии опираются на чувство страха... Бог придуман, по-видимому, только для того, чтобы запугать рабов, которых духовенство желает подчинить своему игу" (там же, с. 153). В противоречии с осн. содержанием "Воина-философа" находится 18-я гл., приписываемая Гольбаху (в рус. пер. эта глава опущена); доказательство несовместимости морали со всеми существующими религиями соединено здесь с защитой "истинной" религии морали; возможно, Гольбах не хотел нарушать деистич. духа оригинала, переработанного им и Н. Сочетание критики религии с деистич. положениями вызвало одобрительную оценку "Воина-философа" Вольтером. "Воин-философ" был внесен в папский "Индекс запрещенных книг" (29 ноября 1771) и до сих пор остается там (см. "Вопр. истории религии и атеизма", сб., т. 4, 1956, с. 420). В годы революции Н. получил возможность открыто выразить свои атеистич. взгляды. В 1790 он обратился к Нац. собранию с адресом, в к-ром решительно возражал против ссылок на бога в "Декларации прав человека и гражданина". Н. доказывал, что "...нет ничего более опасного, ничто не противоречит в большей мере задачам мудрого законодателя, как связывать естественные права человека с существованием бога, а мораль связывать с религией" ("Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Франц. революции", сб., ч. 1, М., 1933, с. 115; ср. С. Марешаль, Избр. атеистич. произв., М., 1958, с. 247). Однако как бурж. просветитель Н. допускал непоследовательность, считая, что ссылки на бога вполне уместны в конституции, поскольку она предназначена для всей нации и "...не все граждане государства – философы" ("Атеизм...", с. 122). Призывая к борьбе с церковью, Н. вместе с тем настаивал на полной свободе вероисповедания. Н. возглавил создание большого раздела "Систематич. энциклопедии" ("Encyclop?die m?thodique") – "Философия древняя и новая" ("Philosophie ancienne et moderne", t. 1–3, 1791–94). Этот труд был задуман как продолжение и дополнение соответствующих разделов "Энциклопедии" Дидро, откуда был перепечатан ряд статей. Мн. статьи "Систематич. энциклопедии" были написаны Н.: "Буланже", "Бэкон", "Дидро", "Дюмарсе", "Кампанелла", "Кардано", "Коллинз", "Кондильяк", "Мелье", "Мирабо", "Монады", "Толанд", "Фатализм", "Фрере" и др. В этих статьях Н. выступал как атеист и материалист, борющийся с идеализмом и религией (о чем сообщал С. Марешаль, см. Избр. атеистич. произв., с. 248). Особый интерес представляют статьи Н. о деятелях франц. Просвещения – ценный источник сведений об их жизни и деятельности. Игнорируемый большинством бурж. исследователей, Н. сыграл крупную роль как пропагандист воинствующего атеизма, оставшийся до конца жизни верным прогрессивным идеалам просветителей и боровшийся с наступлением реакции в области идеологии после поражения революции. Соч.: M?moires historiques et philosophiques sur la vie et les ouvrages de D. Diderot, P., 1821. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930 ]; Коган Ю. и Мегружан Ф., Ж. Нэжон, "Антирелигиозник", 1935, No 1; История философии, т. 2, [M ], 1941, с. 438; Ниякий В., Ж.-А. Нэжон (К 150-летию со дня смерти), "Наука и религия", 1960, No 2; Rosеnkranz К., Diderot´s Leben und Werke, Bd 2, Lpz., 1866, S. 288; Wade I. O., The clandestine organisation and diffusion of philosophic ideas in France from 1700 to 1750, Princeton–L., 1938, p. 45–64; Naville P., P. Th. D´Holbach et la philosophie scientifique au XVIII si?cle, 4 ?d., P., 1943, p. 97–101, 160–65. В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.