НЕЖОН ЖАК АНДРЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НЕЖОН Жак Андре
1738-1810) — франц. философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей. В своем гл. произведении «Воин-философ» (1768) Н. утверждает, что все религии ложны. Как и др. материалисты 18 в., Н. не дошел до понимания сущности и клас. корней религии, считая возможным уничтожение религии через развитие просвещения и законодат. путем.

Источник: Атеистический словарь

НЕЖОН Жак Андре (1738—1810)
фр. философ-материалист и атеист, борец против католической церкви. Мировоззрение Н. складывалось под непосредственным влиянием Дидро, к-рый привлек его к работе в “Энциклопедии”. В теории познания Н. придерживался материалистического сенсуализма. В 1768 опубликовал соч. “Воин-философ” (“Солдат-безбожник”), в к-ром доказывал, что все религии ложны, основаны на чувстве страха. Бог выдуман лишь для того, чтобы запугивать рабов. Н. принимал участие в редактировании “Системы природы” Гольбаха и совместно с ним написал словарь “Карманное богословие”, где дана остроумная критика религии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕЖОН Жак Андре
(1738, Париж – 1810, там же) – представитель младшего поколения просветителей, материалист и атеист. Секретарь и ближайший сотрудник П.Л. Гольбаха; издавал труды М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро. Н. считается основным автором вышедшей анонимно книги «Воинфилософ» («Le militaire philosophe», 1768; рус. пер. – «Солдат-безбожник», 1925), в основу которой положена также анонимная работа «Воин-философ» начала XVIII в., распространенная в рукописных копиях; острая критика религиозных верований сочеталась в этой работе с пропагандой «естественной религии», деизма. Н. сократил и переработал первую часть этой рукописи, придав ей ярко выраженную антихристианскую и атеистическую направленность. В книге делался вывод, что «все религии ложны» и «никто не обязан придерживаться какой бы то ни было религии», поскольку «Бог придуман, повидимому, только для того, чтобы запугать рабов, которых духовенство желает подчинить своему игу» («Солдат-безбожник», с. 137, 146, 153). В противоречии с основным содержанием «Воина-философа» находится 18-я глава этой книги, приписываемая Гольбаху (в рус. пер. эта глава опущена); доказательство несовместимости морали со всеми существующими религиями соединено здесь с защитой «истинной» религии морали; возможно, Гольбах не хотел нарушать деистического духа оригинала, переработанного им и Н. Сочетание критики религии с деистическими положениями вызвало одобрительную оценку «Воина-философа» Вольтером.
В годы революции Н. обратился к Национальному собранию с адресом, в котором решительно возражал против ссылок на Бога в Декларации прав человека и гражданина и утверждал, что «нет ничего более опасного, ничто не противоречит в большей мере задачам мудрого законодателя, как связывать естественные права человека с существованием Бога, а мораль – с религией». Н. настаивал на полной свободе вероисповедания.
Соч.: Mémoires historiques et philosophiques sur la vie et les ouvrages de D. Diderot. P., 1821. Лит.: Вороницын, И.П. История атеизма. Рязань, 1930; Ниякий, В. Ж.-А. Нэжон (к 150-летию со дня смерти) // Наука и религия. 1960. № 2; Naville, Р.Р.Th. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1943. B.H. Кузнецов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

НЕЖОН Жак Андре
(Naigeon, 1738—1810) - франц. философ-материалист и атеист. Род. в Париже, в семье ремесленника. Известен, прежде всего, как автор яркого атеистич. памфлета, вышедшего анонимно, «Воин-философ, или Сомнения в религии, изложенные преподобному отцу Мальбраншу» (1768, русск. пер. - М., 1925). В этом произведении от имени военного, к концу жизни усомнившегося в религии, Н. подверг резкой критике и осмеянию христ. религию и католич. церковь. «Я нахожу эту религию, - писал он, - нелепой и пагубной для людей, поощряющей грабежи, обольщения, честолюбие, корысть своих служителей и разоблачение семейных тайн; я в ней вижу неиссякаемый источник убийств, преступлений, жестокостей, совершаемых от ее имени; она мне представляется факелом раздора, ненависти, мести и личиной, к-рой прикрывается ханжа с целью получше обмануть тех, чье легковерие ему на руку; наконец, я вижу в ней щит тирании против угнетаемых ею народов...» Всякая религия, по его мнению, есть ложь и обман. Новый завет Н. называл сборником нелепых и часто жестоких басен, в к-рых «за» и «против», «да» и «нет» можно найти рядом. В атеизме Н. ярко выражена антиклерик. направленность. Он разоблачает деятельность католич. церкви, ее священнослужителей, папы римского. Истор. ограниченность атеизма Н. - общая для материалистов XVIII в.: они не дошли до понимания действит. социальной сущности и корней религии в эксплуатат. обществе и, следовательно, не могли решить правильно вопроса о путях ее преодоления. Н. считал возможным уничтожить религию законодат. путем. Ученик и близкий друг Дидро, Н. принимал активное участие в его знаменитой «Энциклопедии» и был автором первой монографии о нем (1821). Ряд работ Гольбаха - «Разоблаченное христианство» (1761), «Свящ. зараза» (1768), «Карманное богословие» (1768), «Система природы» (1770)—написан при активном участии и помощи II. Воинств. атеист, прозванный среди друзей «попом атеизма», Н. в период Франц. бурж. революции обратился к Учредит. собранию с «Адресом» (1790), в к-ром требовал исключить из «Декларации прав человека и гражданина» всякое упоминание о религии и боге. Последние годы жизни Н. почти целиком посвятил издат. деятельности. Он был редактором и издателем первого полного собр. соч. Дидро в 20-ти т. (1798), отдельных произведений Гольбаха, Монтеня, Руссо, переводов Эпиктета, Сенеки, Лукреция и др. Деятельность Н. является яркой страницей в истории домарксовского атеизма. Р. В. Игнатова

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

НЕЖОН ЖАК АНДРЕ

(1738 – 28 февр. 1810) – франц. философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей; был секретарем и ближайшим сотрудником Гольбаха, принимал активное участие в подготовке его работ "Система природы", "Разоблаченное христианство", "Священная зараза", "Карманное богословие" и др. Н. руководил подпольным изданием за границей мн. произв. Гольбаха, издавал труды Монтеня, Руссо и Дидро ("Oeuvres D. Diderot", t. 1–15, P., 1798). H. считается осн. автором вышедшей анонимно книги "Воин-философ" ("Le militaire philosophe...", 1768; рус. пер. – "Солдат-безбожник", 1925, вступит. ст. И. Луппола). В основу книги положена тоже анонимная работа "Воин-философ" (нач. 18 в.), распространенная в рукоп. копиях; острая критика религ. верований сочеталась в этой работе с пропагандой "естественной религии", деизма. Н. сократил и переработал первую часть этой рукописи, придав ей ярко выраженную антихристианскую и атеистич. направленность. В книге делался вывод, что "все религии ложны" (см. "Солдат-безбожник", с. 137), что "н и к т о не обязан придерживаться какой бы то ни было религии" (там же, с. 146) и ярко раскрывалась политич. роль религии: "...все религии опираются на чувство страха... Бог придуман, по-видимому, только для того, чтобы запугать рабов, которых духовенство желает подчинить своему игу" (там же, с. 153). В противоречии с осн. содержанием "Воина-философа" находится 18-я гл., приписываемая Гольбаху (в рус. пер. эта глава опущена); доказательство несовместимости морали со всеми существующими религиями соединено здесь с защитой "истинной" религии морали; возможно, Гольбах не хотел нарушать деистич. духа оригинала, переработанного им и Н. Сочетание критики религии с деистич. положениями вызвало одобрительную оценку "Воина-философа" Вольтером. "Воин-философ" был внесен в папский "Индекс запрещенных книг" (29 ноября 1771) и до сих пор остается там (см. "Вопр. истории религии и атеизма", сб., т. 4, 1956, с. 420). В годы революции Н. получил возможность открыто выразить свои атеистич. взгляды. В 1790 он обратился к Нац. собранию с адресом, в к-ром решительно возражал против ссылок на бога в "Декларации прав человека и гражданина". Н. доказывал, что "...нет ничего более опасного, ничто не противоречит в большей мере задачам мудрого законодателя, как связывать естественные права человека с существованием бога, а мораль связывать с религией" ("Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Франц. революции", сб., ч. 1, М., 1933, с. 115; ср. С. Марешаль, Избр. атеистич. произв., М., 1958, с. 247). Однако как бурж. просветитель Н. допускал непоследовательность, считая, что ссылки на бога вполне уместны в конституции, поскольку она предназначена для всей нации и "...не все граждане государства – философы" ("Атеизм...", с. 122). Призывая к борьбе с церковью, Н. вместе с тем настаивал на полной свободе вероисповедания. Н. возглавил создание большого раздела "Систематич. энциклопедии" ("Encyclop?die m?thodique") – "Философия древняя и новая" ("Philosophie ancienne et moderne", t. 1–3, 1791–94). Этот труд был задуман как продолжение и дополнение соответствующих разделов "Энциклопедии" Дидро, откуда был перепечатан ряд статей. Мн. статьи "Систематич. энциклопедии" были написаны Н.: "Буланже", "Бэкон", "Дидро", "Дюмарсе", "Кампанелла", "Кардано", "Коллинз", "Кондильяк", "Мелье", "Мирабо", "Монады", "Толанд", "Фатализм", "Фрере" и др. В этих статьях Н. выступал как атеист и материалист, борющийся с идеализмом и религией (о чем сообщал С. Марешаль, см. Избр. атеистич. произв., с. 248). Особый интерес представляют статьи Н. о деятелях франц. Просвещения – ценный источник сведений об их жизни и деятельности. Игнорируемый большинством бурж. исследователей, Н. сыграл крупную роль как пропагандист воинствующего атеизма, оставшийся до конца жизни верным прогрессивным идеалам просветителей и боровшийся с наступлением реакции в области идеологии после поражения революции. Соч.: M?moires historiques et philosophiques sur la vie et les ouvrages de D. Diderot, P., 1821. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930 ]; Коган Ю. и Мегружан Ф., Ж. Нэжон, "Антирелигиозник", 1935, No 1; История философии, т. 2, [M ], 1941, с. 438; Ниякий В., Ж.-А. Нэжон (К 150-летию со дня смерти), "Наука и религия", 1960, No 2; Rosеnkranz К., Diderot´s Leben und Werke, Bd 2, Lpz., 1866, S. 288; Wade I. O., The clandestine organisation and diffusion of philosophic ideas in France from 1700 to 1750, Princeton–L., 1938, p. 45–64; Naville P., P. Th. D´Holbach et la philosophie scientifique au XVIII si?cle, 4 ?d., P., 1943, p. 97–101, 160–65. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.