НЕВЕРИЕ

Найдено 1 определение
НЕВЕРИЕ

- В Св. Писании указываются следующие причины неверия: незнание Откровения, дающего знание о Боге и заключенного в самом Писании; незнание Бога по личному духовному опыту; просто нежелание верить, потому что вера означает согласие и решимость жить под взглядом Бога и с ответственностью по Его слову. Плоды неверия - безумие (Пс.14(13).1), моральное разложение, готовность верить лжи, а не истине. Неверие - это предпочтение жить согласно мирским умонастроениям, оно имеет корни в индивидуальной психологии, социальной жизни и в интеллектуальной атмосфере научной культуры. 1) З.Фрейд описал всякую религию как иллюзию, как инфантилистскую попытку невротика уклониться от превращения в разумного и ответственного взрослого человека, не нуждающегося в авторитете отца и способного жить самостоятельно без детских страхов перед его силой. 2) Э.Дюркгейм описал религию как явление чисто социальное в том смысле, что представления о Боге (или богах) возникают из воображения, которым бессознательно живет общество, нуждающееся в мифах для своей интеграции. 3) Наука по своему методу атеистична и совсем не располагает к тому, чтобы признавать зависимость нашего мира от Высшей реальности; ученые и ориентирующиеся на науку философы считают, что все религиозное относится к "донаучным" эпохам человеческой культуры. Сторонники этих трех направлений неверия занимались дискредитацией религии и бездумно отрицали, что она вправе иметь свой предмет и вырастает из опыта встреч человека с Высшим, заслуживающего самого внимательного к себе отношения. 4) Иногда неверие связывают с требованием быть нравственно зрелыми людьми. Б.Рассел и ряд других атеистических мыслителей ХХ в. высказывали убеждение в том, что нужно защищать безнадежную позицию добра вопреки безбожной Вселенной и против победоносной всемогущей силы зла, утверждать смысл бытия вопреки абсурду социальной жизни. С.Франк назвал эту позицию "скорбным неверием" - трогательным явлением нашего времени, сплавом веры и неверия, симптомом того, что в глубине души таких мыслителей есть элемент веры как верности идеалам правды и добра вопреки мерзостям окружающей жизни, где все высшее попирается. Это - позиция немногих, позиция гордого индивидуалистического героизма, но в нем есть бессознательная открытость души к святыне и отказ подчиняться силам зла. Всему этому есть серьезная альтернатива - религиозный опыт принятости в дом Отчий, опыт богосыновства, обеспеченности и сохранности у Бога; "скорбное неверие" преодолевается в полноте веры.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.01 мб

Вера, неверие и сомнение как основные категории религиозного сознания

Бубнов Евгений Сергеевич
В статье рассматривается проблема специфики религиозного мировосприятия. На примере поле.мики вокруг теории Н.Коперника экстицируются базовые категории религиозного сознания.
Читать PDF
603.32 кб

Жизнь — Смерть — Наука — Неверие и вера

Андреас Реш, Липова А. Н.
Читать PDF
106.06 кб

Корконосенко К. С. Между верой и неверием

Корконосенко К.С. Между верой и неверием: (Паскаль, Унамуно, Шестов: логика агонии)// Канун: Альманах. СПб., 1999. Вып.5: Пограничное сознание. С.473-500. Автор реферата И.Л.Галинская
Читать PDF
1.87 мб

Фил и Соф: диалоги о вечном и преходящем. Размышления о вере и неверии

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
В статье в диалогической форме полемически обсуждаются проблемы веры и неверия и соответствующие им мировоззренческие типы. Вера рассматривается как фундаментальная и неискоренимая сущностная черта человеческого бытия.
Читать PDF
2.23 мб

Фил и соф: диалоги о вечном и преходящем. Размышления о вере и неверии (Продолжение)

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
Авторы, озабоченные дегуманизацией и деморализацией современного общества, в форме диалога поднимают проблему значимости фундаментальных мировоззренческих ценностей, связанных с культурой христианства, стремсь ответить на вопрос,
Читать PDF
481.89 кб

О вере и неверии

Разумов А.