НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом индуизма и буддизма). Особенностью нетрадиционных религий является фактическое поклонение лидерам, объявленным «посланниками божиими», «новыми миссиями»

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Появились в 60 – 70-х годах 20 в. в США и Западной Европе в результате массового разочарования молодежи в традиционных религиях и церквах. Общее количество их трудно, но известно, что, например, только во Франции их около 300, а в США – более 2 тыс. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом индуизма и буддизма). Формально новохристианские нетрадиционные религии почитают Христа, но фактнчески, главным объектом поклонения делают своих лидеров, объявляя их «посланниками божиими», «новыми мессиями». Именно такой является, в частности, Церковь объединения. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является Общество сознания Кришны (Харе Кришна). Оба этих религиозных объединения имеют приверженцев и в странах СНГ.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты») — общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри «традиционных» церквей — характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства «расколы», «ереси» и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).
Нетрадиционное религиозное движение представляет собой сложный историко-культурный феномен, по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное внимание к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии — результат тех же умонастроений, что нашли выражение в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф. Кафка, сюрреализм, «театр абсурда» и т. д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т. п.) в «обезбоженном мире» (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление («аджорнаменто») официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т. ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.
Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать ересь и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И ереси, и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е. П. Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти «Свидетелей Иеговы» и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие основание рассматривать их как новый тип религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный плюрализм кон. 20 в. Тем самым понятие «нетрадиционные религии» приобретает крайне широкий смысл; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т. д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное «молитвенное пространство», обличают их как злостное «уклонение» от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.
Общественный интерес к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации «Народного храма» Д. Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому, что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве «живого бога», то организации такого типа получили обличительное наименование «культы», которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазирелигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть «культами», хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные «организации здоровья», которые точнее обозначать более широким термином, а именно «религии Нового века», или нетрадиционные религии.
Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности «небесных посланцев», преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели «Церковь объединения» Сен Муна,

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.29 кб

Нетрадиционные формы религии: мормоны

Схакумид Жанна Николаевна
В статье представлены секты-долгожители: «Церковь Иисуса Христа», «Святых последних дней», которые, на данный, момент являются одними из наиболее активно действующих тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стра
Читать PDF
304.42 кб

Нетрадиционные религиозные общества и секты в России

Казаченко Евгения Владимировна
В статье дается представление об истории возникновения и динамике распространения нетрадиционных религиозных обществ и сект в России. Рассматриваются особенности раннехристианских сект.
Читать PDF
109.79 кб

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Неронов Александр Владимирович
Статья посвящена проблемам эмпирических исследований нетрадиционных религий. Кроме того, рассматривается проблема, связанная с терминологией. Делается вывод о необходимости усиления теоретических исследований в данной области.
Читать PDF
181.82 кб

Традиционная и нетрадиционная религиозность в современном мире

Васильева Светлана Баировна
Статья посвящена традиционной и нетрадиционной религиозности, социально-историческим и социокультурным условиям становления и развития новых религиозных движений.
Читать PDF
510.18 кб

Нетрадиционные религиозные движения в системе традиционных ценностей

Пронина Татьяна Сергеевна
В хронике освещен прошедший 26 мая 2009 г. в стенах Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина круглый стол «Нетрадиционные религиозные движения и системы традиционных ценностей», организованный учеными вуза.
Читать PDF
209.15 кб

Использование аниме нетрадиционными религиозными движениями в Японии

Артёмов Роман Юрьевич
Целью данной работы было выявление религиозных компонентов в современной японской анимации. В ходе исследования был применен метод контент-анализа и компаративистский метод.
Читать PDF
287.79 кб

Взаимосвязь фанатизма с феноменом нетрадиционных религиозных движений

Гусева Евгения Сергеевна
В статье анализируются социально-психологические факторы специфической для нетрадиционных религиозных организаций среды, способствующие формированию фанатизма.
Читать PDF
361.74 кб

Некоторые вопросы теории современных нетрадиционных религий и культов

Белоножко Е. П., Мошкин А. Н.
Статья посвящена исследованию некоторых теоретических проблем возникновения современных новых религий и культов, которые изолируя человека от мира, берут на себя роль заместителя всех духовных потребностей, выполняют иллюзорно-ком
Читать PDF
130.99 кб

Эволюция развития сект и нетрадиционных религиозных движений в России

Боева Елена Сергеевна
В статье рассматривается исторический процесс распространения сектантства в России. Анализируются причины, вызвавшие появление многочисленных сект и нетрадиционных религиозных движений в Х ХХ вв.
Читать PDF
177.61 кб

Проблема оценки деструктивности нетрадиционных религиозных организаций

Бирюков В. Ю.
Статья посвящена анализу современного состояния государственно-конфессиональных отношений в направлении выявления имеющихся способов формализации, регистрации и измерения потенциала деструктивности современных нетрадиционных религ
Читать PDF
388.47 кб

К вопросу о связи вестернизации с нетрадиционной религиозностью в России

Хлякин Олег Сергеевич
В статье высказывается гипотеза, позволяющая объяснить, почему в течение прошлого века российские неортодоксальные автохтонные христианские конфессии (старообрядцы, молокане) были вытеснены конфессиями, имеющими западное происхожд
Читать PDF
306.08 кб

«Моральная паника» в жизни общества и феномен нетрадиционной религиозности

Мартинович Владимир Александрович
Настоящая статья посвящена анализу современных теорий моральной паники, а также освещению истории описания с их помощью различных типов и явлений нетрадиционной религиозности. На примере разработок С. Коэна, Е. Гууда, Н.
Читать PDF
112.95 кб

Традиционные и нетрадиционные религии в ракурсе дифференцированного подхода

Курачев Д. Г.
Анализируется проблематика, связанная с постановкой проблемы конфессиональной толерантности.
Читать PDF
407.51 кб

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-х гг. Хх в

Колмакова Мария Владимировна
Рассматривается изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-е гг. ХХ в.
Читать PDF
79.40 кб

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. Хх в

Колмакова Мария Владимировна
Изучение академической традиции 70-х гг. ХХ в. в России в отношении проблемы возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений.

Похожие термины:

  • Нетрадиционные религии и культы в России

    («новые религиозные движения»). В 50 — 80-х гг. 20 в. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Южная Корея и др.), а также в США, странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и др.) появилось и получило достат