Несторий

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕСТОРИЙ
ум. ок. 450) - константиноп. патриарх в 428-431, до этого был священником в Антио-хии (Сирия), основатель несторианства. Эфесским вселен, собором 431 был низложен, осужден как еретик и сослан в Египет.

Источник: Атеистический словарь

Нестор
греч.)  – пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.

Источник: Мифологический словарь

Нестор
В мифологии Нестор (Νέστωρ) – старейший из ахейских героев, побывавших под стенами Трои. Сын Нелея, царь Пилоса, властитель Мессении. В юности он участвовал в битве лапифов с кентаврами, в калидонской охоте, в походе аргонавтов, в борьбе с аркадцами и др. На Троянскую войну он отправился потому, что сын его Антилох был одним из женихов Елены. Решившись отправиться под Трою (с 90 пилосскими кораблями), он склонил к тому же Ахилла и Патрокла. Он был душой греческого войска, как в совете, так и в бою, и пользовался всеобщей любовью и уважением. Будучи уже стариком, он, однако, отличался еще храбростью и неутомимостью, считался ловким управителем коней. Во всех трудных военных вопросах он давал мудрые указания, превосходя всех опытностью и сообразительностью; к этому присоединялся дар слова. В трудные минуты Агамемнон всегда обращался к нему за советом. После взятия Трои он счастливо возвратился в Пилос, где дожил до глубокой старости. Его дворец показывали в Мессенском Пилосе еще во времена Павзания (II в. после Р. Х.). Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

НЕСТОР

Царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом. В источниках это объясняется большей частью тем, что Н. находился в это время вдали от родины, в Герении (поселение на северовосточном побережье Мессенского залива). В «Илиаде» Н. изображается старцем, славящимся мудростью и житейским опытом, в трудные моменты к нему обращаются за советом самые храбрые вожди. В прошлом Н. и сам отличался мужеством: он неоднократно возглавлял своих соплеменников в сражениях с соседямиэпейцами, одолел в единоборстве могучего аркадского героя Эревфалиона, принимал участие в сражении лапифов с кентаврами, в калидонской охоте и (по более поздним источникам) в походе аргонавтов. Он сыграл огромную роль в сборе ахейского войска для похода под Трою и сам явился во главе 90 боевых кораблей в сопровождении сыновей Антилоха и Фрасимеда. В меру своих сил он вступал в бои и во время осады Трои; здесь он подвергся атаке со стороны Мемнона и уцелел только благодаря вмешательству Антилоха. После войны Н. в числе немногих ахейских героев вернулся невредимым на родину.

Источник: Словарь греческой мифологии

НЕСТОРИЙ
(умер около 450 г.) – знаменитый ересиарх, основатель секты несториан, считавших, что дева Мария родила не Бога, а человека Эммануила, с которым Слово Божье соединилось в особом нравственном плане. Решение вопроса о личности Иисуса (Иисус – человек, страдавший и умерший позорной смертью, и Иисус – второе лицо Троицы, то есть Бог) имело важный религиозно-философский смысл. В споре впервые столкнулись традиции антиохийской школы «антропологического максимализма» (сущность Иисуса – полнота человеческой природы, божество не страдало вместе с человечеством, поскольку оно лишь внешне было с ним связано) и александрийской, близкой к платонизму школы, утверждавшей, что Бог-Слово воспринял лишь материальную сторону «человечества», то есть плоть как тело, но не всю полноту душевно-телесной природы человека. Ефесский собор в 431 г. осудил учение Н. и принял определение о двух природах «человека и Бога в ипостаси», личности Христа. Однако христологический спор никогда так и не был разрешен, о чем свидетельствуют позднейшие многочисленные ереси .
Отцы церкви, формулируя догмат о Христе-Богочеловеке, имели в виду вопрос соединения человека с Богом, говоря философски – соединения человеческого существования с Сущностью. Все аргументы, которые они приводили против односторонности ересей, относятся прежде всего к возможности достижения полноты человеческого существования, которая становится невозможной, если допустить в Христе одну лишь человеческую природу либо видеть в Нем только волю и действия божественные. В первом случае «земное» в потемках стремится к совершенству, в предельном случае человек начинает поклоняться самому себе. Во втором случае сущность человека, отрываясь от земного, материального, становится запредельной, трансцендентной, недосягаемой для земного, человеческого.

Источник: Краткий философский словарь.

Несторий

- знаменитый ересиарх, родом из сирийского города Кесарии Германикийской, на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, св. Кирилла Александрийского, "он вышел из грязи и происхождение его было постыдно". Проведя в молодости несколько лет в монастыре близ Антиохии и затем приняв священство, стал известен как проповедник. По словам современного летописца (Маркелла), "у него было достаточно красноречия, но мало рассудительности". Избранный императором Феодосием II в патриархи константинопольские (428), он сразу обнаружил крайнюю нетерпимость в своем всенародном обращении к императору при вступлении на кафедру: "Дай мне, о царь, вселенную, очищенной от ересей, а я дам тебе небесное царствие. Поборай мне против еретиков, а я буду поборать тебе против персов". Различные сектанты, пользовавшиеся некоторой фактической терпимостью в Константинополе, были подвергнуты жестокому гонению: их заключали в тюрьмы, изгоняли, отбирали у них имущество, закрывали и разрушали их молитвенные дома. Между прочим, ариане, после кровопролитной попытки защитить оружием единственную остававшуюся у них часовню, подожгли ее, и пожар, распространившись, истребил целый квартал столицы. Преследование всяких ересей и расколов распространилось и на другие части империи, вызывая, по местам, кровавые столкновения. Между тем ревностный гонитель ересей неожиданно сам оказался еретиком, начав заявлять в церкви, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо нее, соединилось Слово Божьего, превечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, через наитие Духа Святого, стал Христом, т. е. помазанником, и Слово Божье пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Так как термин Богородица был освящен богослужебным преданием, то заявление Нестория, что Пресвятую Деву следует называть "человекородицей", вызвало всеобщее негодование. Тогда, в виде компромисса, он предложил новое название "Христородица", а потом соглашался принять и церковный термин, с оговорками в своем смысле. Но уже достаточно выяснилось, что дело шло не о словах, а об основном христианском догмате воплощения. Против Нестория публично выступил Прокл, епископ кизический (впоследствии патриарх константинопольский), и адвокат Евсевий (впоследствии епископ дорилейский). Во время проповеди Нестория в кафедральном соборе Евсевий прервал его громким восклицанием: "Ложь и богохульство! Воистину одно и то же Слово Божье и рождено Отцом в вечности, и воплотилось во времени от Девы для нашего спасения". Через несколько дней к воротам Константинополя был прибит свиток, обвинявший Нестория в возобновлении ереси осужденного еще в III веке Павла Самосатского (учившего, что Христос был только величайшим праведником и пророком, в котором преимущественно перед другими обитало 2-ое лицо Св. Троицы), с таким заключением: "анафема отделяющему Сына Божьего от сына Марии!" Опираясь на покровительство императора, Несторий стал жестоко преследовать своих противников среди константинопольского клира и монастырей. Между тем молва о новой ереси достигла египетских пустынь, и монахи толпами приходили к патриарху александрийскому Кириллу, величайшему богослову того времени, требуя от него защиты православия. Кирилл обнародовал послание: "К отшельникам", где, не называя Нестория, осуждал его мнение, а затем отправил увещательное послание и к самому Нестория, который, с своей стороны, обратился к римскому папе Целестину с подробной защитой своего учения. Узнав об этом, Кирилл, находившийся в разрыве с римским епископом из-за дяди и предшественника своего Феофила (отлученного папой Иннокентием I за гонения на св. Иоанна Златоуста), поспешил примириться с Римом и послать папе опровержение ереси Нестория, который и был осужден на местном римском соборе. Папа уполномочил Кирилла действовать и от его (папы) имени и потребовать у Нестория отречения от его заблуждения в десятидневный срок. Перед тем александрийский патриарх обнародовал свое второе послание к Несторию, содержавшее обширный богословский трактат о догмате воплощения (так называемый том Св. Кирилла), а после соглашения с Римом свел свой спор с Несторием к 12 положениям (анафематизмы), с которыми и отправил в Константинополь нескольких своих клириков. Друг Нестория, патриарх антиохийский Иоанн советовал ему подчиниться. Несторий торжественно объявил, что он готов одобрить именование "Богородица", поскольку рожденный от Девы человек Иисус был соединен с Богом-Словом; но он решительно восставал против анафематизмов Кирилла и представил их опровержение по пунктам в особом сочинении, где, по недостатку богословских знаний, высказывал мимоходом мнения явно нехристианские, оттолкнувшая от него и прежних сторонников.
Созванный императором (в 431 г.) вселенский собор в Ефесе, после различных перипетий и осложнений, привел к окончательному осуждению Нестория, который вслед за тем был сослан сначала в монастырь Евпрепия (близ Антиохии), а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер. На последователей его было воздвигнуто жестокое гонение, принудившее уцелевших бежать в Персию, где они долго пользовались особым покровительством государства. См. Несториане.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

НЕСТОР
сер. XI - нач. XII в.) - писатель-агиограф, постриженник Киево-Печерского монастыря, Н. являлся автором древнейших рус. житий "Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" и "Жития преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского". Одним из первых он развивал в своих работах идеи христианского провиденциализма, а также принцип жесткого противопоставления духовного и материального начал, выступал идеологом монашеского аскетизма и нестяжания. Биографические сведения о нем чрезвычайно скупы. В Киево-Печерский монастырь он постригся после 1074 г. Здесь был возведен в сан дьякона. Остаток жизни, на к-рый приходилась работа над прославившими его имя житиями, он провел во Владимире Волынском, куда попал как знающий, обладающий редким литературным даром книжник. Создание "Чтения о житии Бориса и Глеба" датируется исследователями кон. XI - нач. XII в., а "Житие Феодосия" временем ок. 1108 г., когда по инициативе Святополка II осуществляется канонизация печерского подвижника. "Чтение о житии Бориса и Глеба" - первое древнерус. агиографическое соч., написанное по законам житийного жанра, хотя прямых агиографических образцов, к-рые соответствовали бы житию страстотерпцев, христианская церковь не знает. Оно должно было заменить созданное несколько ранее "Сказание о житии Бориса и Глеба", отразившее древнерус. культ князей-мучеников в близкой народному миропониманию и далеко не канонической (с элементами двоеверия) интерпретации. В "Чтении" вероломно убитые князья выступают как посредники, вымаливающие у Бога снисхождение к людям. Это во всех отношениях образцовые святые, личности абсолютно благочестивые, жизненный путь к-рых - предуготовление к мученичеству. Все повествование подчинено центральной нравственно-назидательной идее терпения, смирения и послушания. Факт гибели князей в междоусобной борьбе превращается в абстрактный, как бы вневременной нравоучительный пример, своего рода сакральное действие, сопоставимое с жертвенным подвигом Сына Божия. Их смерть, по Н., показывает не слабость, а достойную восхищения силу преодоления притяжения мира земного. Тем самым едва ли не впервые в древнерус. мысли абсолютизируется примат духовности и формулируются неизвестные доселе славяно-рус, об-ву установки духовно-практической деятельности. Н. исходит из принципиальной несовместимости идеального и материального начал бытия. Разорванность двух планов бытия преодолевается жертвенностью, к-рая рассматривается как способ освобождения от материальности жизни и прорыва в мир иной, как путь приобщения к высшему идеалу. Логика поступков князей не обыденно-земная, соответственно и адекватная оценка возможна только с позиций монашеского отрешения от плотского и земного. Монах побеждает мир подвигом аскезы и воздержания (смерть для мира), подвиг князей - реальная смерть ради преодоления плотского, суетного, уводящего от Бога земного бытия. При этом все события в житии предопределены промыслом, пронизывающим жизненный путь героев от рождения до гибели. Отсюда проистекает вывод о богоустановленности миропорядка. В социальном плане отсюда следует вывод о незыблемости иерархии, повиновении старшим, а в личном - покорности судьбе. В литературе "Чтение о житии Бориса и Глеба" нередко расценивалось как осуждение междоусобиц. Но провиденциальное восприятие действительности глушит проявление такого протеста. Из установки на преодоление тварной бытийности следовало не осуждение, а отрицание суетной мирской жизни как таковой, со всеми ее страстями, материальными заботами и рознью. В "Житии Феодосия" создан образ идеальной земной жизни, преодолевающей несовершенство тварного мира в подвиге монашества. В отличие от "Чтения" привлекаемые агиографические сюжеты и приемы не вытеснили реальной биографической основы жития. Н. сформулировал осн. черты рус. типа аскетической святости. Эта аскеза строгая, но доступная, не требующая ничего сверхчеловеческого, ее основа - воздержание телесное, молитва и пост, главное же - это не абсолютное затворничество ради собственного спасения, а служение миру. Жертвенный подвиг аскета складывается из труда на общую пользу, в сочетании с материальной и духовной помощью тем, кто в ней нуждается, и постоянными молитвами о прощении грешников и заблудших. Здесь пре одолевается намеченный "Чтением" соблазн полного отрешения от жизни, политики и культуры, хотя соответствующие нравственно-ценностные установки сохраняются. Остается незыблемым принцип онтологической вторичности материального по отношению к идеальной сфере божественного. Подвижничество Феодосия все же представляет собой пример движения от мира к Богу, но это движение многоплановое, не ограничивающееся полным отказом от мирских соблазнов и отсечением плотских страстей. В конечном счете выбор между Богом и миром, духом и страстью осуществляется в пользу первого. Последовательно проводится в "Житии" фаталистический принцип попечения Божия о мире, к-рым Н. обосновывает ненужность забот о земном (требование не обременяться материальными заботами, жить милостыней в надежде, что обо всем должен позаботиться Бог). Н. провозглашает откровение, даруемое Богом своим избранникам, источником абсолютного знания. Поэтому не искушенный в премудростях Феодосии оказывается мудрее философов. Однако из этого постулата Н. не разворачивает апологии Иррационализма и антиинтеллектуализма, свойственной христианским мистикам-аскетам. Превознося божественную мудрость, он тем не менее не отвергает необходимость учения и высоко ценит книжность. Н.- агиографа нередко смешивают с Нестором-летописцем, приписывая ему авторство "Повести временных лет" и цикла статей о Печерском монастыре, входящих в эту повесть. Текстологически доказано, что агиографические и летописные произв. принадлежат разным Несторам. Нестор-летописец был старшим современником Н.-агиографа, являлся учеником Феодосия и расходился с Н.-агиографом в трактовке истории Печерского монастыря. Кроме этих расхождений, есть различия в идейно-политических пристрастиях обоих авторов. Сводчиком всей "Повести временных лет" Нестор-летописец, видимо, считался необоснованно. Древнейший летописный свод приписывается ему ошибочно из-за заблуждения монахов, знавших о существовании печерского летописца Н. и подписавших этим именем скопированные в монастыре списки летописи.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
14.39 мб

Несторианский философ в коптской книжности: Ибн ат-Таййиб в пересказе Ибн ал-Ассаля

Селезнев Николай Николаевич

Похожие термины:

  • Несториане

    - христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория (см). Бульшая часть его последователей сосредоточилась в восточной части антиохийского патриархата, но поднятое здесь против них эдесс
  • НЕСТОРИАНСТВО

    ересь в раннем христианстве (касающаяся проблемы боговоплощения), сутью которой было утверждение, что дева мария родила человека (иисуса христа), на которого после снизошло божество, и обитало в че
  • Несторияне

    последователи ереси Нестория (V столет.), учившего, что во Христе только нравственно соединены два естества — божеское и человеческое. Его учение осуждено на 2 Всел. Соборе в 431 г.