НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Нестяжательство
религ.-полит. течение в России в конце 15 – первой половине 16 в. Его приверженцы, гл. идеологом к-рых выступил монах Нил Сорекий, проповедуя аскетизм, требовали решительного разрыва монашества с «мирскими привязанностями», отказа церкви от земельной собственности, от всякого рода стяжательства. Тем самым идеологи Н. рассчитывали укрепить в глазах масс моральный авторитет православной церкви, ограничить сферу ее деятельности сугубо религ. интересами, что в конечном счете, по их замыслу, должно было укрепить саму церковь. Н. вызвало резкое противодействие со стороны иосифлян, последователей основателя волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, к-рые расценивали выступление нестяжателей как посягательство на устои православной церкви. Поместные соборы 1503 и 1531 гг. поддержали иосифлян, осудив Н. Впоследствии в борьбе против новгородско-московской ереси приверженцы Н. и иосифляне, забыв прежние распри, объединились для подавления этого антифеодального движения, приняв участие в жестокой расправе над его участниками.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО
религ.-полит. течение в Русском гос-ве конца XV - первой пол. XVI в. (период т. н. реформац. движения в стране). Н. зародилось в среде монахов заволжских монастырей («заволжских старцев»). Его гл. идеологами были Нил Сорский, Вассиан Косой и старец Артемий. К Н. примыкал ученый монах Максим Грек (Михаил Триволис), прибывший в Москву с Афона. Проповедь аскетизма и ухода от мира в созерцательность и мистицизм сочеталась в Н. с требованием отречения церкви от земельных богатств: монахи не должны, как заявляли сторонники Нила Сорского, заниматься «мирской суетой» и стяжательством. Н. использовалось в своих интересах крупными боярами, к-рые стремились к захвату церк. земель. Против Н. выступили осифляне во главе с Иосифом Волоцким. Они боролись за сохранение церк. (монаст.) землевладения и, поскольку это вело их к столкновению с интересами боярства, поддерживали складывавшийся абсолютизм, в оппозиции к к-рому находилось боярство. В свою очередь Иван III поддержал иосифлян. Собор 1503 осудил Н. и подтвердил право монастырей владеть землей. Окончательно Н. было разбито на соборе 1531. В сер. XVI в., когда развернулось реформац. движение в виде открытой ереси с антифеод. лозунгами, Н. пошло на союз с иосифлянами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО
религиозно-нравственное течение в Русской Православной Церкви кон. 15 — 1-й пол. 16 в. Духовный глава — преп. Нал Сорский. Основные представители: Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек кр. К кон. 15 в. по мере роста и укрепления русского государства встал вопрос о роли и месте церкви в системе государственно-политических институтов. В самой церкви к этому времени складываются две крайние точки зрения нестяжателей и иосифлян. Иосифляне выступали за активную позицию церкви в делах государства, нестяжатели, наоборот, опираясь на традиции восточного исихазма, отстаивали независимость церкви от государства, были против вмешательства церкви в мирские дела и главной задачей духовенства считали отказ от соблазнов мира и собственное нравственное самосовершенствование. Верные идеалам христианского гуманизма, они убеждали прощать покаявшихся еретиков. Нестяжатели отказывались от какого бы то ни было собирания (стяжания) богатства, отдавали предпочтение внутренней сущности веры перед внешней, обрядовой стороной религии. В конечном итоге иосифляне, благодаря своей активной позиции, одержали верх. На соборе 1525 был осужден Максим Грек, в 1531 — Вассиан Косой. К сер. 16 в. нестяжательство фактически прекратило свое существование.

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО
религ. политич. течение в России кон. 15 - нач. 16 в., приверженцы к-рого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т. е. от приобретения земельных и имуществ. ценностей), как противоречащего еванг. идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Идейное обоснование этого требования содержалось в трудах Нила Сорского, Вассиана (Патрикеева), старца Артемия и др. Так, в «Монастырском уставе» Нил Сорский утверждал, что приобретение собственности несовместимо с монаш. обетом, обязывающим к отречению от всего мирского, строгому, аскетич. образу жизни, личному труду как источнику существования. Его ученик Вассиан Косой выступил за конфискацию монастыр. земель и образование земельного фонда для надела мелких и средних феодалов. Н. отвечало интересам крупного боярства и удельных князей, стремившихся сохранить свои владения, а потребность великокняжеской власти в земле для дворянства удовлетворить за счет секуляризации церк. земель. Против Н. выступили иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, убедившие Ивана III отказаться от поддержки нестяжателей как противников политики усиления великокняжеской власти. Собор 1503 осудил Н. и высказался за сохранение церк. земельной собственности. Однако борьба нестяжателей с иосифлянами не прекратилась. Лишь на церк. соборе 1531 Н. потерпело оконч. поражение. Н. оказало значит, влияние на формирование антифеод. еретич. движений 16 в.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
177.62 кб

Эволюция общественного сознания Средневековой Руси и философские идеи в нестяжательстве

Исаков Алексей Александрович

Похожие термины:

  • Нестяжательство и иосифлянство

    Глава русских исихастов стал вождем нестяжательского направления, полемизировавшего с иосифлянским. Вассиан Патрикеев, Гурий Тушин, Артемий Троицкий и другие представители первого течения выст