НЕСТЯЖАТЕЛИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нестяжатели
последователи религиозно-политического течения в русском государстве в конце 15- нач 16 в. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от «стяжания» земельной собственности.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

НЕСТЯЖАТЕЛИ
представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся к созданию экономически сильной и политически независимой церкви ("священство выше царства"), Н. пытались укрепить авторитет церкви путем поднятия нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей. Выйдя за рамки внутрицерк. течения, Н. включились в борьбу вокруг вопроса о земле и власти. Великокняжеская власть использовала их учение для идейного обоснования своих секуляризац. планов: на соборе 1503 по инициативе Ивана III с проектом секуляризации монастырских земель выступил Нил Сорский. В дальнейшем иосифляне перешли к поддержке великокняжеской власти, выдвинув теорию теократич. абсолютизма и добились осуждения Н. (в т.ч. Вассиана Косого, Максима Грека и Артемия Троицкого) как еретиков. В мировоззрении и публицистич. деятельности Н. имелись существ. различия. Гл. содержание творчества Нила Сорского и продолжателя его идей Артемия Троицкого составляли проблемы внутр. духовной жизни и нравств. самосовершенствования иноков. В противоположность им, Вассиана Косого и Максима Грека интересовали преим. вопросы практич. устройства монастырской жизни. Их соч. пронизаны резкой критикой вотчинного быта монастырей, страстными обличениями стяжательства монахов. Для Н. в сравнении с иосифлянами было характерно более свободное понимание религии, противопоставление евангельской морали ветхозаветным концепциям нетерпимости (отсюда присущее почти всем Н. терпимое отношение к еретикам). В их высказываниях встречались и отд. элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" – возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в., в частности Феодосия Косого. Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин ?. ?., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – нач. XVI в., М.–Л., 1960, с. 285–345, 426–49. Н. Казакова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЕСТЯЖАТЕЛИ
сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2-й пол. XV в. и просуществовавшего до сер. XVI в. Первым крупным идеологом Н. был Нил Сорский, продолжателями его учения стали Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к Н. и Максим Грек. Движение Н. тесно связано с деятельностью "заволжских старцев" - так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах. Н. выступали против втягивания церкви в мирские дела, против ее обмирщения, ведущего, по их мнению, к забвению ее роли как духовного пастыря. Дело монахов не заботиться о жизни мира, а сосредоточиться на совершенствовании своей души, а для этого, полагали Н., они должны порвать с миром, жить в уединении и предаваться молитве. Уйдя из мира, монахи не вправе ничего брать из его, даже подаяния, целиком и полностью полагаясь на свои силы и обеспечивая свое пропитание и удовлетворяя нужды своим трудом, ремеслом. Поэтому Н. выступали против монастырского землевладения, к-рое вовлекает монахов в мирские дела, не позволяет им целиком уйти в созерцательную ("умную") молитву. Вообще крупные монастыри, считали Н., не создают условий для преображения души, поэтому они жили в скитах по 2 - 3 человека в удалении от населенных пунктов. Н. много внимания уделяли изучению "божественного писания", не только Библии, но и соч. учителей церкви. Это были в целом образованные и углубленные в себя люди, посвятившие жизнь служению Богу. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и вообще веротерпимость, отказ от навязывания внешних форм благочестия. "Заволжцы" были противниками пышного и богатого церковного убранства, вообще всякой "внешности". Монах-инок должен довольствоваться только самым необходимым и все внимание сосредоточивать на исправлении души. "Правда умного делания" - вот суть Н. Несмотря на стремление уйти из мира, преодолеть всякое "миролюбие" и уединиться в безмолвии и тишине для "умной молитвы", Н. помимо своего желания были втянуты в мирскую жизнь и даже в политическую борьбу. Их идеология "бессеребреничества" и отрицание монастырского землевладения была использована великокняжеской властью в ее противостоянии рус. церкви. Иван III, планируя секуляризацию церковных земель (а эти земли составляли почти третью часть всей государственной земли), стал инициатором выступления на соборе 1503 г. Нила Сорского, предложившего ликвидировать право монастырей на землевладение. Это предложение нашло поддержку у большой части собора. Уже покинувший собор Иосиф Волоцкий срочно вернулся, и ему с трудом удалось отстоять монастырское землевладение. В результате борьба иосифлян и Н. сильно обострилась. После смерти Нила Сорского иосифлянам удалось привлечь на свою сторону Василия III, к-рый стремился найти в церкви союзника в борьбе против удельных князей за укрепление великокняжеского московского престола. Опираясь на великокняжескую власть, иосифлянам удалось склонить собор 1525 г. на осуждение Максима Грека, а на соборе 1531 г. был осужден ближайший соратник Нила Сорского Вассиан Патрикеев. В 1553-1554 гг., уже при Иване IV, были осуждены "за ереси" мн. Н. и взявшие верх иосифляне практически опустошили скиты "заволжских старцев". Нестяжательство как религиозное течение на Руси фактически прекратило свое существование.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
177.62 кб

Эволюция общественного сознания Средневековой Руси и философские идеи в нестяжательстве

Исаков Алексей Александрович

Похожие термины:

  • Нестяжательство и иосифлянство

    Глава русских исихастов стал вождем нестяжательского направления, полемизировавшего с иосифлянским. Вассиан Патрикеев, Гурий Тушин, Артемий Троицкий и другие представители первого течения выст
  • НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО

    религ.-полит. течение в России в конце 15 – первой половине 16 в. Его приверженцы, гл. идеологом к-рых выступил монах Нил Сорекий, проповедуя аскетизм, требовали решительного разрыва монашества с «ми