НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ
нравственное требование, непосредственно выраженное в Христовой заповеди «Не противься злому» (Мф. 5:39) и сформировавшееся в процессе перехода от талиона к золотому правилу нравственности. В Нагорной проповеди оно и сформулировано в прямой оппозиции талиону; в ней заповедуются непротивление злу в собственном смысле слова, безграничная щедрость и великодушие (Мф. 5:40—41); ею опосредованы заповеди любви, прощения, любви к врагам и др. Как таковая заповедь непротивления злу содержательно сочетается с провозглашаемым блаженством изгоняемых за правду и поносимых за веру (Мф. 5:10— 11). Утверждаемая в Евангелии заповедь непротивления злу представляет собой один из вариантов этого требования (или принципа), различные версии которого отражают указанное нормативное движение в нравственном развитии человечества.
В иудейскую традицию идея непротивления злу входит в период после вавилонского пленения в виде требования благоволения врагам (Пр. 24:19, 21). Однако доброе отношение к врагу мыслится лишь как средство поборения его: благородством и добрыми поступками враг унижается; возмездие же остается в руках Бога, и оно оказывается тем более неотвратимым, чем последовательнее человек сам от него воздерживается. У злодея нет будущности (Пр. 25:20), благоволя врагу, человек усугубляет его вину и заслуживает вознаграждения Господа: «Ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:22). Даже если принять комментарий Феофана Затворника к аналогичному тексту апостола Павла (Рим. 12:20), показывающий, что т. о. указывается не на косвенное вреждение — посредством Бога,— а на раскаяние, вызываемое у злодея добрым отношением, и тем самьм добром воспитывается добро,— используемая метафора («горящие угли на голову его») вполне соответствует духу талиона с его мотивами угрозы, возмездия и безусловной враждебности к врагу. Этот же стандарт отношения предполагается и у ветхозаветного Бога: «С милостивыми Ты поступаешь милостиво..., а с лукавым — по лукавству его; ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные — унижаешь» (Пс. 17:26-28).
Близкую точку зрения проводит платоновский Сократ: не следует, вопреки мнению большинства, отвечать несправедливостью на несправедливость, поскольку несправедливость никогда недопустима (Критон 49Ьс), но не следует потому, что за несправедливость строже всего спросят в Аиде; иными словами, мотив деяния оказывается себялюбивым. Что же касается отношения к врагам, то, по Сократу, всеми силами стремясь искупить собственное преступление или преступление близких, следует, наоборот, утаивать преступления врагов, дабы сполна воздалось им после смерти (Горгий 48 la, 525a). Ни о каком благоволении как таковом к врагу не идет речи, но подспудно задается стандарт таких отношений, которые практически утверждают принцип личного и непосредственного непротивления злу.
На основе этого формируется убеждение в необходимости бескорыстного непротивления злодействуя справедливости к врагу Уже в шумерских текстах встречается утверждение о необходимости благоволения к злодею, при этом доброе отношение к человеку, совершающему злодеяние, рассматривается как средство приобщения злодея к добру. Точно такой же смысл добродеяния недобрым указывается в даосизме: добрым отношением к злодею воспитывается добродетель («Дао де цзин», 49). Позиция Конфуция в этом плане была другой: на вопрос «Правильно ли отвечать добром на зло?» он указывал, что добром отвечают на добро,— на зло же отвечают справедливостью («Лунь Юй», 14,34); такой ответ мог предполагать непротивление злу, но не непременно. В римском стоицизме, в частности у Сенеки, высказывается идея, вполне созвучная золотому правилу: инициативным отношением к другому задается стандарт человеческих отношений вообще.
В целом аналогичны и наставления апостола Павла (Рим. 12:17—18). Хотя у него и прорывается ветхозаветное понимание («дайте место гневу Божию...», благоволя врагу, «ты соберешь ему на голову горящие уголья» — Рим. 12:19,20), главным оказывается другое: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21; ср. 1 Фее. 5:15). В последующей богословской и философской мысли в этом русле неоднократно высказывались аргументы относительно того, что ответным злом умножается зло, а ненависть увеличивается взаимной ненавистью.
Заповедь непротивления злу может быть существенно уточнена дополнением в той формулировке, которая встречается у Павла: «Не противьтесь злу силой». Речь не идет о том, чтобы попустительствовать злу, не противясь ему; противиться следует не с помощью силы (т. е. ответного зла), а с помощью добра и любви. Л. Н. Толстой настолько был уверен в очевидности именно такой трактовки заповеди непротивления злу, что приписывал ее евангельскому Христу (см. Толстовство).

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ
принцип, укорененный в различных культурных парадигмах, идеал личной и общественной жизни, основанный на убеждении в том, что активное противостояние злу ведет к его усилению. Как правило, основные мотивы этических и социально-политических концепций, связанных с этим принципом, содержатся в религиозных учениях. Наиболее характерный постулат религиозного миропонимания - идея греховности и незавершенности человека и мира посюстороннего бытия - является главным источником такого рода концепций. Свойственное основным религиозно-культурным доктринам (христианство, буддизм, индуизм, ислам) стремление к той или иной форме теодицеи вместе с утверждением трансцендентально-абсолютной природы Бога провоцирует постулат о несовершенстве мира и человеческой природы как источнике мирового зла. Отождествление абсолютного с благом, истиной, красотой одновременно утверждает неподлинность, несубстанциальность и преходящесть этих сущностей. Отсюда происходит утверждение двойственности человеческого существования и сущности, заключающейся в противостоянии духовного и материально-телесного. Одно из следствий дуализма человеческого бытия - утверждение отчужденного характера практически-социальной деятельности, формирование идеала созерцательной жизни, своего рода "внутреннего отшельничества".
Различные культурные парадигмы имеют свои источники принципа Н. з. Так, традиционный даосизм выдвигает идеал радикального недеяния в качестве мудрого пути жизни (хотя он прямо не связан с оппозицией добра и зла, поскольку направляющее и всеприсутствующее дао запредельно всяким человеческим представлениям; именно поэтому любое целенаправленное действие, влекущее за собой изменение порядка вещей, уже есть зло в силу принципиальной негарантированности его последствий). Индуистский и буддистский принцип ахимса ("непричинение зла живому") основан на дхармической картине мироздания и учении о кармическом круговороте жизней. Эталон личной жизни при этом связан либо с радикальным "уходом из мира", либо с достижением внутренней индифферентности по отношению к мировой реальности, которая есть лишь псевдореальность, плод случайного комбинирования дхарм.
Христианская культура дает свои истоки принципа Н. з. Они содержатся как в фундаментальных этических заповедях, так и в общих концепциях человека, общества, истории. Главенство моральноэтических ориентации в социальном действии христианства связано с утверждением личностного эталона "жизни в Боге" и социального идеала "церковной общности", основанной не на выгоде или материальной необходимости объединения, но на духовно-коммуникативной и конфессиональной общности. Фактически, традиционный христианский идеал Н. з. занимает промежуточное место (как мировоззренческая ориентация на определенный тип социального действия) между радикальным монашеским аскетизмом и протестантским "мирским" активизмом. Существуют различные интерпретации Н. з.: так, мистико-историософская доктрина Иоахима Флорского, основанная на утверждении предопределенности и благодатности исхода мировой истории, вводит мотив бессмысленности всякого социального действия человека, в том числе и направленного на противостояние злу.
В философской культуре также существуют различные обоснования и интерпретации Н. з. Так, А. Шопенгауэр выдвигает двойственный принцип "умаления воли к жизни" в качестве противостояния хаотическим и бессмысленным манифестациям "мировой воли" и, в то же время, идеал сострадания, основанный на общем осознании трагичности человеческой судьбы. Хотя проблема добра и зла в данной системе лишена той остроты, которую она имеет в традиционных христианских доктринах.
Наиболее влиятельные учения о Н. з. принадлежат Л. Н. Толстому, Ганди и М. Л. Кингу. Своеобразие толстовского учения - в сочетании христианского и, отчасти, буддистско-индуистского негативизма в отношении социальной организации человеческой деятельности с традиционным этическим изоляционизмом личности, сосредоточенной на индивидуальном самосовершенствовании и ненасильственной проповеди собственного образа жизни. Для этого варианта Н. з. характерен радикализм в оценке практически всех социальных установлений и институтов как инструментов насилия над человеческой свободой и над естественноприродным порядком. Для Толстого также существен мотив греховности материального, телесного бытия человека, затмевающей его духовную сущность. Толстой утверждает не только отчужденность социального от индивидуального, но и противостояние социальной системы естественному, народному, бессознательно воспроизводящемуся строю повседневной жизнедеятельности.
Доктрина Н. з. Ганди значительно более ориентирована на социально-политическое действие: принимая общие установки модернизированного индуизма, он утверждает возможность организации ненасильственного сопротивления власти в масштабах национально-конфессиональной общности (что и было воплощено во всеиндийской кампании гражданского неповиновения 1947 - 1948 гг.). Социально-политическое и этическое учение М. Л. Кинга дает образец сочетания конфессионально-этических и расово-этнических аспектов противостояния злу в форме расовой дискриминации. Концепции Ганди и Кинга выдвигают проект нового типа социально-организованного действия, заключающегося не в групповом противостоянии, но в установлении особого типа единства, осознаваемого и осуществляемого на уровне коллективного сознания, становящегося основой личного сознания и системы ориентации. В этом плане данные концепции Н. з. совпадают в общих чертах с христианским идеалом соборности.
Е. В. Тутов

Источник: Современный философский словарь