НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Неославянофилы
последователи ранних славянофилов, выступившие во второй половине 19 в.; поэтому Н. наз. также «поздними славянофилами». Осн. представители — Н. Я. Данилевский (1822—85), К. Н. Леонтьев (1831—91), Н. Н. Страхов (1828—96). Социально-политические воззрения Н. были крайне реакционны: они отрицали закономерности исторического развития, противопоставляли Россию Европе, говорили об особом пути славянства (связывая эту особенность с идеей религиозности, самодержавия и т. п.), к-рое должно «спасти» человечество от гибели, видели в монархии силу, способную противостоять разрушительному влиянию Запада на страны Востока (Данилевский — «Россия и Европа», 1869; Леонтьев — «Восток, Россия и славянство», 2 тт., 1885—86; Страхов — «Борьба с Западом в нашей литературе», 3 кн., 1882—96, и др.). Отрицая классовые противоречия в рус об-ве, Н. выступали против революционно-демократической идеологии, против социализма. Страхов (вместе с Достоевским, А. Ф. Писемским, А. А. Григорьевым и др.) развивал антинаучную теорию о сближении народа («почвы») и «верхних классов» (т. наз. теорию почвенничества). Н. отвергали научную ценность дарвинизма; в философии они занимали религиозно-идеалистические позиции. Идеология Н. отражала интересы эксплуататорских классов.

Источник: Философский словарь. 1963

НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ (или “поздние славянофилы”)
последователи славянофилов, выступившие во второй половине 19 в. Заимствовав у своих предшественников тезис о противоположном общественном развитии Востока и Запада и идею об особой исторической роли славян, особенно России. Н. дали консервативным сторонам славянофильства новое теоретическое обоснование. Гл. представитель течения Н. Я. Данилевский (1822—85), основываясь на ложно истолкованных методах естествознания, развил “органическую” теорию локальных “культурно-исторических типов”, по к-рой каждый из них переживает своеобразную историю, проходя через этнографический, племенной (юность), государственный (зрелость) и цивилизационный (старость, упадок) периоды (“Россия и Европа”, 1869). С его т. зр., “европейский тип” (т. е. буржуазная Европа) переживает период увядания, в то время как славяне вступили в пору расцвета. Поэтому именно славянское федеративное государство, возглавляемое самодержавной Россией, может “содействовать всему высокому” в человечестве. Единомышленниками Данилевского были Леонтьев и Н. Н. Страхов (1828—96), пропагандировавшии в 60-х гг. с позиции славянофильства т. наз. теорию почвенничества (Достоевский) — о сближении народа (“почвы”) и “образованных сословий” (“Борьба с Западом в нашей литературе”, кн. 1—3, 1882—96). К Н. иногда причисляют и Соловьева, на к-рого (как и на др. рус. религиозных философов) оказали влияние ранние славянофилы (идея мессианизма и др.). Общефилософские воззрения Н. эклектически сочетали религиозный идеализм с элементами натурализма. В то же время они отвергали научную ценность дарвинизма. Теории Н., выступавших против рационализма и рассматривавших коренные социальные противоречия в рус. об-ве как аномалию, были направлены против революционного демократизма и социализма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
110.95 кб

Славянофилы и неославянофилы. А. Хомяков. Н. Данилевский. К. Леонтьев

Чистякова Т. Л.
Настоящая статья посвящена анализу взглядов славянофилов XIX в. на развитие русской философии и культуры. Большое внимание уделено исследованию взаимосвязи и взаимовлияния русской и немецкой философских школ.

Похожие термины: