НеоспиритуализмНЕОСЮРРЕАЛИЗМ

НЕОСХОЛАСТИКА

Найдено 5 определений термина НЕОСХОЛАСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

НЕОСХОЛАСТИКА

собирательное понятие, объединяющее различные течения религ. философии (гл. обр. католической, отчасти протестантской), стремящейся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение Н. относится к 16 в. Неосхоласты предпринимали попытки приспособить учение Фомы Аквинского к новым веяниям в науке и философии и тем самым защитить схоластику от критики передовых мыслителей Возрождения и Нового времени. На рубеже 18 и 19 вв. в Италии и Германии начинается т. н. католич. реставрация, направленная на восстановление влияния схоластич. философии. Со вт. пол. 19 в. распространение Н. принимает все более широкие масштабы и новые формы: оно идет в основном в русле неотомизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

НЕОСХОЛАСТИКА

понятие, объединяющее различные течения католич. философии, стремящиеся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение Н. можно отнести к нач. 19 в. (возрождение томизма в Италии - В. Буцетти и его ученик С. Сорди, Дж. Корнольди, в Испании - X. Бальмес, в Германии сер. 19 в.- И. Клойген). Со 2-й нол. 19 в. развитие Н. принимает широкие масштабы. Энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris» (1879) провозгласила учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н. идет в основном в русле неотомизма; опубликованные по распоряжению папы Пия X «24 томистских тезиса» (1914) формулировали осп. положения католич. философии по всем ее гл. разделам: онтологии, космологии, антропологии и теодицеи. В Испании (во 2-й пол. 20 в. и в ФРГ) развивалась также схоластич. традиция, исходящая из идей исп. философа Суареса. Т. о., Н., наряду со строгим томизмом и суаресизмом, включает в себя различные филос. школы, сторонники к-рых пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистич. мысли (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновскоавгустинианская школа (И. Гессен - ФРГ, ?. Ф. Шакка - Италия) и школа, опирающаяся на францисканскую традицию (И. Меллер, Т. Барт - ФРГ). Сохраняя методологию ср.-век. схоластики, II. стремится истолковать филос., науч. и социальные проблемы современности с ортодоксальнокатолич. т. зр. в полемике против материализма, а также пантеистич., субъективистскоиррационалистич. и позитивистских концепций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

НЕОСХОЛАСТИКА

дальнейшее развитие схоластики после Реформации. Это развитие получило выражение частично в форме давно исчезнувшей протестант, неосхоластики, частично в форме католич. неосхоластики, расцвету которой способствовала Контрреформация и которая после периода упадка (особенно в 18 в.) усилилась снова (начиная с сер. 19 в.). Зародилась неосхоластика уже в эпоху Реформации. Каетан, аугсбургский противник Лютера на диспутах, был ее первым представителем. Особенно широкое распространение неосхоластика получила в Испании благодаря вновь основанному ордену иезуитов; вначале она опиралась на философию Аристотеля и Фомы Аквинского. Первая система католич. неосхоластики была создана иезуитом Суаресом ок. 1600; в Германии наиболее влиятелен был иезуит Грегор Валенсийский (1549-1603). В католич. неосхоластике произошел раскол из-за разногласий между учением доминиканца Банеца (1528-1604) о предопределении - банецианизмом - и учением о свободе иезуита Луи де Молина (1535 - 1600) - молинизмом. В Италии близкие к неосхоластике позиции занимали некоторые аристотелики эпохи Возрождения (напр., Патриций); представителем неосхоластики, в сущности, был и Кампанелла, а самым крупным ее сторонником в Италии 16 и 17 вв. является Бел л ар мин. Во Франции ярко выраженных форм неосхоластики почти не было, хотя даже Декарт был ей внутренне близок. Католич. неосхоластика проникает также в Польшу и Южную Америку. Уже в 18 в., но особенно в нач. 19 в. многие, гл. о. нем. католич. философы, такие, как Дойтингер, Фрошаммер, Гюнтер, более или менее отдалились от неосхоластики. После того как орден иезуитов, распущенный в 1773, был официально восстановлен (1814), неосхоластика стала возрождаться вновь: в Германии, в частности, этот процесс связан с деятельностью иезуита Клойтгена, позже ее развитие шло в русле неотомизма. Представители неосхоластики 20 в.: Катрейн, Гертлинг, Пшивара, Гейзер, Грабанус. В основе протестант, неосхоластики в ее лютеранской форме лежат учение Меланхтона и своеобразное подражание Аристотелю; одним из наиболее известных ее систематиков, повлиявшим и на Христиана Вольфа, был Шейблер. Более поздние представители неосхоластики, такие, как Касмаи, Гутке, Юнгиус, Сеннерт, Таурелл, все больше и больше выходят за ее рамки. Уже Корнелиус Мартини (1568-1621) выступает против господства теологии, а Якоб Томазий в 1670 предсказывает ее крах. Окончательно преодолевает неосхоластику Лейбниц. Клеменс Тимплер (1540-1604) заложил основы реформированного направления протестант, неосхоластики; к нему примкнули автор "Лексикона" Гоклений, картезианец Клауберг, разрабатывавший онтологические проблемы, и, кроме того, Альтузий, теоретик философии государства и социолог. Перенесенная в Голландию неосхоластика просуществовала до 18 в., пока школа Лейбница - Вольфа окончательно не вытеснила ее, заимствовав ряд ее идей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕОСХОЛАСТИКА

понятие, объединяющее различные направления и школы католической философии, принципы философствования, характерные для средневековой схоластики. Появление иеосхоластики как феномена духовной жизни 19 в. обычно связывается с романтической реакцией на рационалистически ориентированную философию Нового времени, Просвещеюте. В качестве пионеров неосхоластики выступили философы, попытавшиеся вернуть его былое влияние томизму, учению Фомы Аквинского: В. Буцетти, С. Сорди, Л. Тапарелли (Италия), И. Клойтген, Б. Хаинрих, К. Гутберлет (Германия) и др. Неосхоластика возрождает к жизни также учения Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого, Бонавентуры, Дунса Скота, Ф. Суареса и др. Рост популярности учения Аквината способствовал его признанию в качестве официальной философской доктрины католицизма в энциклике Льва XIII «Aetemi Patris». В 20 в. неосхоластика представлена прежде всего различными версиями неотомизма, а также продолжателями учения Суареса в Испании и Германии, линии платоновско-августинианского теоретизирования (И. Гессен — в Германии, М. Шакка — в Италии) и ряда др. школ. Особое значение имеет трансформация облика неосхоластики в сочинениях К. Репера, Э. Карета. Лонергана, И.-Б. Лотца, Г. Мейера, М. Мюллера и др. представителей трансцендентального неотомизма.

Классические варианты схоластики были связаны с обоснованием истин веры при помощи средств рационально-философского теоретизирования. Эта ориентация полностью сохраняется и в неосхоластике 20 в. Однако меняется стиль работы с текстами Священного Писания и предания, наследием античных и средневековых авторов. Происходит своеобразный антропологический поворот, диктующий необходимость синтеза наследия классиков религиозно-философской мысли эпохи патристики и средневековья с методологическим инструментарием различных версий трансцендентальной философии — учения И. Канта, феноменологии, экзистенциальной герменевтики. Антропологический поворот неосхоластики обусловил популярность томистско-августинианского синтеза, наиболее ярким примером которого является философия К. Ранера, ассимилирующего на основе этого синтеза идеи Канта и Хайдеггера. В отличие от схоластики средневековья неосхоластика демонстрирует и особое внимание к феномену культуры, многообразию ее языков, каждый из которых рисует определенный сегмент сущего и указует на тотальность бытия, трансцендентное начало как источник мироздания. Принятие герменевтической платформы видится Э. Корету способом доказательства релятивности любых культурных контекстов, присутствующих в качестве неизменного фона горизонта абсолютного. Трансформация неосхоластики позволяет ее представителям более гибко реагировать на вызов современности, делает ее более открытой и способной предложить обновленные версии религиозно-философской интерпретации человека и его места в мире.

Б. Л. Губман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕОСХОЛАСТИКА

собират. понятие, к-рым обозначают систему филос. и теологич. идей, развивавшуюся в рамках гл. обр. католич. и отчасти протестантской идеологии в послеср.-век. эпоху. Осн. направлением католич. Н., зародившейся после Тридентского собора (сер. 16 в.) как реакция на Реформацию, было обновление ср.-век. схоластики. Кризис католицизма побуждал идеологов католич. церкви к разработке более свободной и более широкой, чем христианский аристотелизм Фомы Аквинского, филос. доктрины путем ассимиляции нетомистских и даже несхоластич. идей. Неосхоласты кардинал Фома де Вио из Гаэты (Каетанус, 1469–1534), его последователь Хризостом Явелли (1470–1538) из Болоньи (оба из доминиканского ордена) противопоставляли лютеровскому учению о предопределении теологич. метафизику Фомы Аквинского. В комментариях к соч. Аквината Каетанус развивал учение об аналогии бытия и о трансценденталиях, т.е. те идеи томизма, к-рые у самого Фомы Аквинского были лишь в зародыше. Еще более остро доминиканская Н. выступала против антисхоластич. идей гуманизма (против Пико делла Мирандола, Помпонацци). Широкое распространение Н. получает в иезуитских уч. центрах Испании и Португалии. С учениями Педру да Фонсека (1528–99, преподавал в ун-те Коимбры, получил прозвище "португальского Аристотеля") и особенно Суареса обычно связывают т.н. второй расцвет схоластики. Место Суареса в истории схоластич. философии определяется тем, что он создал первую систему Н., и именно от него "идет влияние вновь ожившей схоластики, и во всей новой философии сознательно и неосознанно звучит эхо его голоса" (Schulemann G., Die Lehre von den Transcendentalien in der scholastischen Philosophie, Lpz., 1929, S. 55). H. была своеобразной защитной реакцией церковников на коренные перемены в философии, к-рые наступили в период восходящего развития бурж. способа произ-ва. Передовые мыслители Возрождения и нового времени (Ф. Бэкон, Декарт, Гассенди, Гоббс и др.) выступали с критикой спекулятивных построений неосхоластов. Характерный для философии нового времени процесс размежевания метафизики и частных наук в Н. получил наиболее четкое выражение. В отличие от учения Аквината, к-рое еще несло на себе следы аристотелевского эмпиризма (Van Steenberghen F., Ontologie, Einsiedeln, 1953), Суарес и др. неосхоласты все больше изолировали филос. и теологич. проблематику от содержания частных наук. Прогрессирующая изоляция от науки нового времени ограничила сферу влияния схоластич. философии кругом католич. духовенства. На рубеже 18 и 19 вв. в Италии (Буццетти, ум. 1824, Сорди, ум. 1865), Германии (Геррес, ум. 1848, Баадер, Ф. Шлегель) начинается т.н. католич. реставрация – движение, направленное на восстановление влияния католич. идеологии, к-рое было разрушено передовой философией нового времени, в особенности рационалистич. критикой со стороны классич. нем. философии. Со 2-й пол. 19 в. развитие Н. принимает все более широкие масштабы и новые формы. Благоприятную почву для этого создает изменение обществ. роли католич. церкви, связанное с переходом капитализма в его империалистич. стадию, превращение ее в политич. и идеологич. опору реакционных империалистич. сил. Новое веяние в Н. открывалось призывом нем. иезуита Клейтгена (1811–83) вернуться к традициям ср.-век. схоластики. Мощным толчком к развитию этой тенденции послужила энциклика папы Льва XIII "Aeterni patris" (4 авг., 1879), провозгласившая учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н. идет в осн. в русле неотомизма. В совр. период Н. стала крайне разнородной. Наряду со "строгим томизмом" она включает филос. школы, сторонники к-рых, сохраняя верность "непреходящим ценностям" томистского мышления, пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистич. мысли и тем самым приспособить католич. филос. доктрину к духовным запросам совр. бурж. общества (лувенская школа в Бельгии, т.н. пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновско-августинианская школа (И. Гессен – ФРГ, Шакка – Италия) и школа, сохраняющая традицию ордена францисканцев (И. Меллер, Т. Барт – ФРГ). Н., несмотря на все изменения в филос. базисе, остается верной своему идеологич. назначению – филос. обоснованию церк. догматов, и сохраняет методологию ср.-век. схоластики. Н. ставила и ставит своей целью "преодолеть материализм и пантеизм более совершенными, чем у схоластики, средствами, включить католицизм в культурный прогресс, поднести людям откровение современными аргументами, привести знание и веру к новой формуле, сделать уступку развитию Нового времени, допустив в философию человеческое самосознание" (Meyer H., Weltanschauung der Gegenwart, Paderborn – W?rzburg, 1949, S. 155–56). В филос. лит-ре проводятся и др. т. зр. относительно понятия "Н." и ее историч. рамок: возникновение неосхоластич. движения датируется нач. 19 в. (Enciclopedia filosofica, v. 3, Venezia – Roma, 1957; Lexikon f?r Theologie und Kirche, 2 Aufl., Bd 7, Freiburg im Breiegau, 1933) или его концом (Philosophisches W?rterbuch, Lpz., 1964; W?rterbuch der philosophischen Begriffe, bearbeitet von R. Eisler, 4 Aufl., Bd 2, В., 1929). Основу протестантской H. составило учение Меланхтона. Позднее она была развита в учениях Гоклениуса, Клауберга и "протестантского Суареса" – Шейблера, (1589–1653), оказавшего влияние на формирование философии X. Вольфа. Лит.: Sentroul Сh., Was ist neuscholastische Philosophie?, M?nster, 1909; Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, "Kant-Studien", 1928, Bd 33; ?hrle F., Die Scholastik und ihre Aufgaben in unserer Zeit, 2 Aufl., Freiburg im Breisgau, 1933; Indirizzi e conquiste della filosofia neoscolastica italiana, Mil., 1934; Sbarra ?., ? problemi della neoscolastica, Napoli, 1936. Л. Греков. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме НЕОСХОЛАСТИКА — 0

Найдено научныех статей по теме НЕОСХОЛАСТИКА — 0

Найдено книг по теме НЕОСХОЛАСТИКА — 0

Найдено презентаций по теме НЕОСХОЛАСТИКА — 0

Найдено рефератов по теме НЕОСХОЛАСТИКА — 0