НЕОПРАГМАТИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НЕОПРАГМАТИЗМ
направление совр. амер. философии, оформившееся в конце 1970-х гг. как модификация идей классич. прагматизма (Ч.С.Пирс, У.Джеймс) и инструментализма (Дж.Дьюи). Осн. представители: Р.Рорти, Дж.МакДермотт, Р.Бернстайн. Лидером Н. явл. Ричард Рорти (род. 1931). В его работах («Философия и зеркало природы», «Выводы прагматизма», «Случайность, ирония и солидарность» и др.) антиметафизическая направленность прагматизма доводится до радикальной степени. Согл. Рорти, гл. задачей совр. культуры явл. «деструкция» всей предшествующей философии, к-рая характеризуется метафизичностью, трансцендентализмом и фундаментализмом. Гл. грех традиц. философии — производство дуализма деятельности и познания, что выражается в дуалистической онтологии и создает «онтологич. разрывы» в чел. мировосприятии, искажает «самообраз» человека. Человек по своей природе — существо активное, творч., самореализующееся в разл. сферах реальности вне к.-л. «трансцендентных рамок». Этим сущностным качествам человека должна соответствовать и философия; наиболее близка к данному эталону философия прагматизма, не претендующая на конструирование универсалистских схем реальности и сохраняющая открытость мировосприятия. Рорти утверждает, что вся история философии есть противостояние прагматизма как «живой унитарной онтологии» с эпистемологическим дуализмом. Центр «открытой философии» — всестороннее, междисциплинарное и интерпарадигматическое исследование чел. индивидуальности в контексте социума, к-рый также явл. открытой ареной самореализации индивида. Философия — не теория в ее традиц. виде, а «голос в разговоре человечества», всеобщая коммуникативная связь, посредник в процессе взаимопонимания. При этом содержательная сторона философии и знания вообще всецело детерминируется подвижным комплексом потребностей субъекта коммуникации (индивид, сообщество, социум в целом). Эта зависимость смысла «филос. текста» от ситуации общения и его агентов суть «прагматическая герменевтика». Др. важными требованиями, предъявляемыми Н. к философии, явл.: историзм (понимание человека в контексте «случайной диалектич. истор. ситуации»), принципиальная несистемность, гибкость и вариативность понятийного «словаря», методол. открытость (выход за пределы специфических методов и способов познания в сферу «живого опыта» религии, иск-ва, политики, бизнеса). Вообще философия мало отличается от др. видов чел. деятельности, обладая преимуществом лишь в углубленной саморефлексии, цели к-рой не ограничиваются рамками философии как таковой. В 1990-х гг. Рорти выступил как один из апологетов культ.-полит. глобализации под эгидой США, соц.-полит. и культ. систему к-рых он рассматривает как наиболее чистый вариант открытого об-ва (см. Открытое и Закрытое общество). В последних работах Рорти доказывает, что совр. об-во (прежде всего американское) не просто система, но открытый процесс самосозидания. Лит.: Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М., 1996; Рорти Р. Философия и зеркало природы. М., 1997. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

неопрагматизм
НЕОПРАГМАТИЗМ — как философское течение включает различные концепции амер. философии, в которых используются те или иные теоретико-методологические и социальные идеи Ч. Пирса, У Джеймса, Д. Дьюи, Дж. Мида и др. Уход классического прагматизма с главной философской сцены, последовавший после смерти Дьюи (1952), не означал забвения прагматических идей. В 1950—60-е они появляются в тех или иных концепциях в сочетании с новыми идеями и методами, в первую очередь — предложенными логическим и лингвистическим анализом. Уже у С. Хука, главного адепта прагматизма, прагматический метод дополняется техникой логического анализа, с помощью которой он исследовал отношение между логикой экспериментального исследования и этикой демократии. М. Уайт в своих работах доказывал возможность и необходимость широкого синтеза прагматизма и Н. (White M. Toward Reunion in Philosophy. N.Y., 1963). Критикуя этическую нейтральность неопозитивизма, Уайт обосновывал внутреннюю связь онтологии, логики и этики: между суждениями ценности и суждениями факта нет дихотомии, поскольку в последних наличествует этический элемент. Любые проверки знания сродни этическим процедурам, и понятие «истина» несет на себе этическую нагрузку. К идеям классиков прагматизма обращались философы науки П. Бриджмен, Р. Карнап, Э. Нагель, специалист по философской семантике Ч. Моррис и др. Интерес к инструментализму в работах Ф. Рамсея, Л. Витгенштейна, У. Уотсона, Г. Райла тоже свидетельствовал о продолжающейся жизни прагматистских идей.         Самым видным представителем прагматической ветви аналитической философии был УО. Куайн. Он перевел все философские вопросы на языковый и интертеоретический уровень; напр., вопрос о существовании каких-либо объектов имеет смысл только в каркасе языка теории, постулирующей их существование. Как логические, так и эмпирические предложения должны проверяться не по одному, и не ситуативно, как это было у Дьюи, а как части целостной теоретической системы, в рамках которой они имеют свой смысл. Речь может идти только об оправдании всей системы, а оно может быть только прагматическим Куайн У. В. О. Слово и объект. М., 2000). Во многих отношениях взгляд Куайна на эволюцию, организацию и функционирование структуры науки (включая аналитические истины) близок взгляду Дьюи: никакая концептуальная схема науки не застрахована от ревизии под давлением прагматического интереса иметь более эффективное предсказание будущего.         Методологический прагматизм и релятивизм в отношении онтологических схем разделял также философ науки и языка Н. Гудмен. Пластический характер реальности, о котором говорил еще Джеймс, Гудмен представляет в форме многообразия систем символов и языков. Бессмысленно искать подлинную природу объектов, поскольку не существует адекватного онтологического языка, описывающего реальность. Объекты, считающиеся реальными — будь то классы, числа, атомы, камни, — могут существенно различаться в зависимости от нашего описания. Различия между «теоретическими» и «фактуальными» сущностями зависят от наших целей и характера применяемых теорий. Реальность есть не что иное, как то, что принимается за истину в любой из множества лингвистических и символических систем. А коли различие состоит в способах говорения о случайно выбранных объектах, наше решение должно быть прагматическим Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2001).         Философ-аналитик Д. Дэвидсон видит ошибку Куайна (так же, как Дьюи и Мида), в том, что язык (и концептуальные схемы) у него выступает чем-то третьим между сознанием и нейтральной реальностью. Он предложил вообще отбросить идею языковой конвенции как посредника между сознанием и природой; язык имеет отношение не к отражению реальности, а к социальной коммуникации. В духе Дьюи он утверждает, что истина строится не на основе общезначимого критерия, а на принципе доверия (charity) к носителям др. языка и др. концептуальных схем (Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 144—158).         X. Патнэм внимательно изучал прагматизм, написал книгу о нем (особенно он ценит Джеймса) и извлек для себя много стимулирующих идей (Putnam H. Pragmatism. Cambridge, 1995). Разочаровавшись в результатах собственных доказательств научного реализма, он обратился к прагматически ориентированному взгляду на реализм, который он называет «внутренним реализмом». Опираясь на ряд результатов математической теории множеств, он утверждает, что даже идеальная научная теория мира совместима с потенциально бесконечным числом моделей. Не имеет смысла считать одну модель более истинной, нежели др. В согласии с его новым «естественным реализмом» (или «прямым реализмом»), он предлагает заменить категорию «истина» понятием «пригодность» (fitness).         Возросший в последние десятилетия интерес к наследию классического прагматизма во многом обязан Р. Рорти, хотя он и подверг его весьма вольной интерпретации. В отличие от философов-аналитиков, выбирающих из прагматизма отдельные идеи, он предлагает по-новому посмотреть на ницшеанские мотивы Джеймса, на историцизм Дьюи и на общий для этих мыслителей антифундаментализм с точки зрения их пионерского вклада в постмодернизм (Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982). Основные атаки Рорти направлены против фундаментализма и «идеологии Истины» с ее посылкой о возможности демаркации мнения и знания. Опираясь на релятивистские результаты философов-аналитиков (Н. Гудмена У Куайна, У Селларса, Д. Дэвидсона), Рорти отвергает образ философии как теоретико-аргументативной деятельности. В прагматизме Джемса и историцизме Дьюи, с его точки зрения, содержались более здравые подходы, нежели у сменивших их аналитиков. Невозможность подведения под знание фундамента означает, по Рорти, исчезновение почвы под ногами не только философии, но и науки. Последняя не описывает реальность, а с помощью метафорических картин приспосабливается к ней; ее язык успешен только для прагматических целей предсказания и контроля. В предложенном Рорти постмодернистском варианте Н. роль философии ограничена «коммуникативным разговором» и «литературной критикой». Идеологию объективизма и истины, доминировавшую в западной культуре, Рорти предлагает заменить этноцентристской идеологией солидарности с верованиями своего сообщества. Работы Рорти послужили своего рода мостом между дьюевской либеральной демократией и постмодернистским антифундаментализмом.         В отличие от философии, в общественных науках, теориях права и демократии, в теориях образования интерес к идеям классического прагматизма, прежде всего к Дьюи, никогда не угасал в США, хотя и не всегда был ровным. Наиболее жизнеспособными оказались идеи Дьюи о движении к демократии через коммунальные формы жизни («демократия снизу») и через образование-как-исследование.         КС. Юлина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НЕОПРАГМАТИЗМ
ретроспективная философская интерпретация прагматизма, концептуальное оформление которой ("аналитический Н.") традиционно связывается с творчеством Рорти. Переосмысливая историко-философский статус аналитической программы (см. Аналитическая философия) в современной западной философии, Рорти отметил, что именно исторически обусловленные трансформации языка позволяют человеку с достаточной степенью эффективности взаимодействовать с окружающей действительностью. Поскольку любой отдельно взятый тип языка являет собой результат случайной фиксации некоторых характеристик конкретного исторического времени, постольку обычно в обществе параллельно сосуществуют различные типы дискурсов. По мысли Рорти, хотя "прагматизм" - "слово туманное, неопределенное и перегруженное значениями", было бы несправедливо полагать, что "все ценное из прагматизма было либо сохранено в аналитической философии, либо приспособлено к ее потребностям". С точки зрения Рорти, одна из ведущих разновидностей аналитической программы - логический позитивизм - являла собой не что иное как версию эпистемологически ориентированного неокантианства. И аналитической, и "континентальной" программам философской рефлексии присуща платоновская стратегия постулирования принципиально новых объектов для того, чтобы привилегированным предложениям было чему соответствовать вкупе с кантовской стратегией поиска внеисторических принципов, обусловливающих сущность знания, рациональности и морали. Но, в отличие от "аналитически ориентированного" Пирса, - отмечает Рорти, - уверенного как в том, что "философия дает нам универсальный, всеохватывающий и не зависящий от истории контекст, в котором каждый род дискурсии имеет собственное место и ранг", так и в том, что "эпистемология и семантика могут его /этот контекст - И.Б./ обнаружить", Джемс и Дьюи стремились акцентированно преодолеть подобное идейное наследие Канта. Отличие же, с другой стороны, позиций Джемса и Дьюи от иных мыслителей, которые аналогичным образом отвергли этот кантовский тезис (в первую очередь, Ницше и Хайдеггер), заключается, по Рорти, в следующем: представители классического прагматизма (за рамки которого необходимо выводить Пирса) не совершали непростительной ошибки, состоявшей в противопоставлении себя научному сообществу светских интеллектуалов, для которых главным нравственным ориентиром было естествознание и которые осознали себя в таковом качестве еще в эпоху Просвещения. Согласно Рорти, "писания Джемса и Дьюи никогда не покидал дух социальной надежды... Джемс и Дьюи призывали сделать нашу новую цивилизацию свободной, отказавшись от понятия "оснований" нашей культуры, нравственной жизни, политики, религиозных верований, от "философских основ". Они настаивали на отказе от невротического картезианского поиска очевидности, который был, видимо, одним из следствий шока, вызванного новой галилеевской космологией, от поиска "вечных духовных ценностей" - этакой реакции на Дарвина - и, наконец, от стремления академической философии создать трибунал чистого разума, - что как раз и было неокантианским ответом на гегелевский историцизм. Кантианский проект обоснования знания и культуры посредством включения этого знания в постоянную внеисторическую матрицу Джемс и Дьюи считали реакционным. Они считали идеализацию Кантом Ньютона, а Спенсером Дарвина такой же глупостью, как идеализация Платоном Пифагора или Фомой Аквинским - Аристотеля". Как отмечал Рорти, в контексте исторических судеб прагматизма в 20 в. правомерно зафиксировать следующие его характеристики: 1) анти-эссенциалистский подход к понятиям "истина", "знание", "язык", "мораль" и т.п. По Джемсу, истинное суть то, что "хорошо в качестве мнения", говорить об истине как о "соответствии реальности" - бесполезно. Поиск сущности у истины - следствие той презумпции, что сущностью обладают
знание или рациональность, или исследование, или отношения между мыслью и ее объектом. По мысли же Джемса, особой области сущностей нет, как не может быть особого целостного эпистемологического подхода, фундирующего исследование как таковое, - следовательно, в принципе некорректно использовать свое знание сущностей так, чтобы осуществлять критику точек зрения, которые полагаются ложными, и указывать направление движения к иным истинам. Словарь созерцания, наблюдения, теории перестает нам служить как раз тогда, когда приходится иметь дело именно с теорией, а не с наблюдением; с программированием, а не с вводом данных. Когда созерцающий разум, отделенный от чувственных впечатлений данного момента, принимает более широкую точку зрения, его деятельность связывается с решением того, что надо делать, а не с решением относительно того, какое именно представление точнее. 2) Тезис, согласно которому нет никакого эпистемологического различия между истиной о том, что должно быть, и истиной о том, что есть, нет метафизической разницы между фактами и ценностями, так же, как нет никакого методологического различия между моралью и наукой. Ошибочна сама эпистемологическая традиция, направленная к поиску сущностей науки и сводящая рациональность к правилам. В рамках прагматизма же принцип любого исследования (научного или морального) сводим к мысленному взвешиванию, касающемуся относительной значимости разнообразных конкретных альтернатив. Различение разума и желания, разума и склонности, разума и воли есть результат трактовки разума как специфического (особо просветленного) зрения; Дьюи именовал это "созерцательной (наблюдательной) теорией познания". 3) Идея, в соответствии с которой не существует никаких ограничений (кроме коммуникативных отношений суть замечаний коллег-исследователей) в исследовании чего бы то ни было - нет глобальных принуждений, фундированных природой объектов как таковых, самих по себе, или природой языка и разума. Предположение о том, что точка зрения, преодолевшая все возможные на наличный момент возражения, тем не менее способна оказаться ложной, - в принципе бессмысленно (Пирс). Ибо не существует метода, позволяющего узнать, когда достигается сама истина, а когда она всего лишь ближе к нам, нежели прежде. Признание случайной природы исходных пунктов рассуждений исследователя лишает людей "метафизического комфорта" (Ницше), но при этом ставит их в зависимость от "наших собратьев, как единственных источников, которыми мы руководствуемся" (Рорти). Судьбоносное отличие (нео)прагматизма от представителей "Великого метафизического Отказа" (Ницше, Хайдеггер и др.) в истории философии, по убеждению Рорти, и заключается в том, что "наше самоотождествление с нашим сообществом - с нашим обществом, с нашей политической традицией, с нашим интеллектуальным наследием - становится интенсивнее, когда мы рассматриваем это сообщество скорее как наше, чем как природное, скорее как сотворенное, чем как преднайденное, как одно среди многих, которое люди могут создать... речь идет о нашей лояльности по отношению к другим человеческим существам, выступающим вместе против тьмы, а не о нашей надежде на правильное постижение вещей". (При этом Рорти призывает жестко различать прагматизм как установку по отношению к философским теориям и прагматизм как установку по отношению к реальным теориям: метафилософский релятивизм Джемса и Дьюи, совершенно справедливо убежденных в том, что нет никакого "извнеположенного" способа осуществить выбор между несопоставимыми философскими теориями типа платоновской или кантианской, отнюдь не соотносим с "релятивизмом" как "таким взглядом на вещи, при котором всякое убеждение в чем-либо - или даже в чем угодно - столь же приемлемо, как и всякое другое".) Одновременно, по мысли Рорти, в известном смысле открытой остается проблема внешне иррационалистического посыла философского прагматизма: "мы находимся в привилегированном положении просто благодаря тому, что мы - это мы... Что, если "мы" здесь - это Оруэллово государство? Когда тираны используют ленинский леденящий душу смысл термина "объективный" для того, чтобы представить свое вранье как "объективную истину", что помешает им цитировать Пирса в защиту Ленина" /см.: вышеотмеченная идея Пирса о "точке зрения, преодолевшей все возражения" - И.Б./. Безусловно, тезис об истине как результате общения приложим лишь к "неизвращенным" (Хабермас) условиям такового общения. Критерием же подобной "неизвращенности", по мысли Рорти - М.Уильямса, может выступать лишь употребление "наших" критериев значимости: "если мы суть те, кто читает и осмысливает Платона, Ньютона, Канта, Маркса, Дарвина, Фрейда, Дьюи и т.д.". Как подчеркивает Рорти, "мильтоновская "свободная и открытая встреча", в которой истина должна восторжествовать, сама должна быть описана скорее в терминах примеров, чем принципов - она похожа больше на базарную площадь в Афинах, чем на заседание кабинета Соединенного Королевства, больше на двадцатый, чем на двенадцатый век... Прагматик должен поостеречься повторять за Пирсом, что истине суждена победа. Он не должен говорить даже, что истина победит. Все, что он может, - это сказать вместе с Гегелем, что истина и справедливость находятся в русле последовательных стадий европейской мысли". Джемс подчеркивал: "Если бы жизнь
не была настоящей борьбой, успех которой состоит в том, что нечто постоянно приобретается для мира, она была бы не лучше, чем игра в любительском спектакле, с которого, по крайней мере, всегда можно уйти... жизнь "ощущается" как борьба". В контексте печально знаменитого трагизмом собственных последствий тезиса Маркса о том, что задача состоит в том, чтобы не столько объяснять, сколько изменить мир, особо изысканным видится идея Рорти, согласно которой "мы можем чтить Джеймса и Дьюи за то, что смогли дать нам лишь очень немногие философы - за намек /выделено мною - И.Б./ на то, как мы можем изменить нашу жизнь". Именно геополитическая активность англо-американского блока в 20 в. позволила предотвратить планетарное торжество тоталитаризма /ср. с "парадигмальным атлантизмом" Рорти - И.Б./.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
11.37 мб

Неопрагматизм - философия без философии

Мелих Ю. Б.
Читать PDF
86.89 кб

2000. 02. 003. Труит У. Неопрагматизм и новая эстетика: вторая смерть философии. Truitt W. H. neo-pr

Кимелев Ю. А.
Читать PDF
294.39 кб

Неопрагматизм Джозефа Марголиса

Косарев Андрей Викторович, Вольф Марина Николаевна
В статье представлена эволюция прагматизма с акцентом на ее третий, неопрагматистский этап. Характерные особенности этого этапа рассматриваются через призму философии Дж. Марголиса.
Читать PDF
53.50 кб

Ирония в концепции неопрагматизма Ричарда Рорти

Гужа Екатерина Алексеевна
В статье исследуется понятие иронии в концепции неопрагматизма Ричарда Рорти, рассматривается генезис формирования новой трактовки иронии американским философом, даются основные характеристики рортовского иронического мировоззрени
Читать PDF
314.85 кб

Горизонты постметафизической мысли в неопрагматизме Ричарда Рорти

Ефремов Фёдор Александрович
Оригинальные взгляды современного американского философа Ричарда Рорти сформировались под воздействием множества различных мыслителей прошлого и современности.
Читать PDF
1.33 мб

Модель інструменталізму у філософії освіти прагматизму та неопрагматизму

Віктор Зінченко
Читать PDF
96.98 кб

Политика и политическое в неопрагматизме

Сетова А. И.
В статье рассматривается понимание политического в неопрагматизме. Показано, каким образом методологические особенности течения находят применение в политике.
Читать PDF
310.53 кб

Концепция культуры в неопрагматизме Р. Рорти

Семёнов Михаил Геннадьевич
В статье рассматриваются культурологические аспекты философии неопрагматизма Р. Рорти. Показывается, как системная критика аналитической философии и фундаментализма приводит Рорти к понимаю культуры как культуры разговора.