НЕОПАЛИМАЯ КУПИНАНЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ,

Найдено 4 определения термина НЕОПИФАГОРЕИЗМ,

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

направление древнегреческой философии (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.), возобновленный пифагореизм. Первыми неопифагорейцами были Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Модерат иа Гадеса (1 в.), отличавшийся от Аполлония Тианского склонностью к пифагорейскому учению о числах, в первую очередь об единице и двоице. Во 2 в. много и глубоко рассуждал об идеальных числах как о первообразе вещей, наличном в боге, Никомах Герасский (Аравия). К пифагорейским платоникам относится и Нумений, подготовивший почву к органич. слиянию пифагорейства и платонизма в неоплатонизме. К числу неопифагорейцев относится и Филострат младший (3 в. н.э.). Н. выступило в результате острейшей потребности людей эллинизма в субъективном самоуглублении, приводившем, с одной стороны, к магич. мистицизму, а с другой – к использованию пифагорейского учения о числах для более точного конструирования платоновских идей. Источн.: De Vogel С. J., Greek philosophy. A collection of texts with notes and explanations, v. 3, Leiden, 1959, p. 348–51. Лит.: ?otok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 321–23. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ,

направление др.-греч. философии 1 в. до н. э. - 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Модерат, Никомах Герасский, Нумений и др.). Н. вновь придал самостоят. значение методам математич. символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое-многое, монада-диада, тождество - различие, четное-нечетное, точка-линия-плоскость- тело н др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и катартики. В отличие от среднего платонизма Н. считал первоначалом не ум (нус), но монаду-диаду, согласно изложению пифагорейского учения у Александра Полигистора (Диоген Лаэртий VIII 24-33) и Секста Эмпирика («Против физиков» II 248- 284). Выше монады-диады Евдор помещал единое, к-рое Модерат (1 в. н. э.), согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное наяало; второе единое у Модерата - это область идейпарадигм, душа - третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогония, мифом «Тимея». У Ннкомаха (1-я пол. 2 в.) первый бог (монада) предстает как демиург, рождающий диаду, и ум - принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) - двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». По-видимому, о сверхсущем едином, достижимом в сверхумном экстазе, речь шла у Аммония, учителя Плотина. В дальнейшем Н. перестает быть самостоят. течением филос. мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, «божеств.» статус уяителя, основателя школы, толкование избр. круга «священных» текстов) благодаря Н. усваивается неоплатонизмом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

направление античной философии 1 в. до н. э.— 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский, Трасиля, Плутарх Херонейский, Модерат, Никамах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений и др.). Неопифагореизм вновь придал самостоятельное значение методам математического символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое — многое, монада — диада, тождество — различие, четное — нечетное, точка — линия — плоскость — тело и др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и очищения (катарсис) от тела. В отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не ум (нус), но монадудиаду, согласно изложению пифагорейского учения у Александра Полигистора (Diog. L. VIII 24—33) и Секста Эмпирика (Adv. Math. X 248—284). Выше монады—диады Евдор помещал Единое, которое Модерат, согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное начало; второе единое у Модерата — это область идей-парадигм, душа — третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогоническим мифом «Тимея». У Никомаха из Герасы первый бог (монада) предстает как демиург, рождающий диаду, и ум — принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) — двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». В дальнейшем неопифагореизм перестает быть самостоятельным течением философской мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, «божественный» статус учителя — основателя школы, толкование избранного круга «священных» текстов) благодаря неопифагореизму усваивается неоплатонизмом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ, направление греч. философии 1 в. до н. э. - 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со Средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Плутарх Херонейский, Модерат, Никомах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений и др.). Н. вновь придал самостоятельное значение методам математического символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое -многое, монада - диада, тождество - различие, четное - нечетное, точка -линия - плоскость — тело и др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и катартики. В отличие от Среднего платонизма Н. считал первоначалом не ум (нус), но монаду - диаду, согласно изложению пифагорейского учения у Александра Полигистора (D. L. VIII24—33) и Секста Эмпирика (Adv. math. ? 248-284). Выше монады-диады Евдор помещал единое, которое Модерат из Гадиры (1 в. н. э.), согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное начало; второе единое у Модерата - это область идей-парадигм, душа - третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогоническим мифом «Тимея». У Никомаха первый бог (монада) предстает как демиург, рождающий диаду, и ум - принцип бытия и познания всех вещей. Нумений из Апамеи проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) - двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». В дальнейшем Н. перестает быть самостоятельным течением философской мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, «божественный» статус учителя, основателя школы, толкование избранного круга «священных» текстов) благодаря Н. усваивается неоплатонизмом.     Фрагм.: Vogel С. J. de. Greek philosophy. A collection of texts. Vol. 3. Leiden, 1959, p. 340-353; ThesleffK (ed.). Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1965.     Лит.: Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One», - CQ 22, 1928, p. 129-143; Idem. Numenius and Ammonius, - ENTRETIENS 5. Les sources de Plotin. Vandv.; Gen., 1960, p. 1-33; Thesleff H. An introduction to the Pythagorean writings of the hellenistic period. Abo, 1961; O´MearaD. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxf, 1989. См. также лит. к ст. Средний платонизм, Нумений.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме НЕОПИФАГОРЕИЗМ, — 0

Найдено научныех статей по теме НЕОПИФАГОРЕИЗМ, — 0

Найдено книг по теме НЕОПИФАГОРЕИЗМ, — 0

Найдено презентаций по теме НЕОПИФАГОРЕИЗМ, — 0

Найдено рефератов по теме НЕОПИФАГОРЕИЗМ, — 0