НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
(Neukonfuzianismus). — После первого расцвета китайской философии в поздний период правления династии Чжоу (примерно 500—200 до н. э.) последовал новый расцвет конфуцианства в эпоху правления династии Сун под влиянием Чжу Си (1130—1200), внесшего большой вклад в развитие учения о природе (человека, вещей) и законе (природы). Помимо дао и жень (любовь к ближнему) разрабатывались концепции ли (организационный процесс), син (натурфилософия), ци (энергия) и этика. Неоконфуцианство продержалось до 1911. Неоконфуцианский свод «Цзинь сы лу» («Записи размышлений о близком») представляет собой составленную Чжу Си антологию комментариев к конфуцианским текстам.
A. Eckardt. China, 1968; Н. Schleichert. Klassische chines. Philos., 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
крупнейшее после классич. конфуцианства филос. течение в истории кит. мысли, возникшее при династии Сун (960-1279) и получившее дальнейшее развитие при династии Мин (1368-1644). Его становление и расцвет связаны с именами ряда мыслителей, среди к-рых: Чжоу Дунь-и (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн - Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) - и Чжу Си (1130-1200). Важнейшая из школ Н. -школа Чэн - Чжу, т. с. братьев Чэн и Чжу Си. В изложении Чжу Си концепции Н. обрели форму дуалистич. учения о 2 началах: идеальном, первичном «ли», и материальном, вторичном «ци». «Ли» нуждается в прикреплении к определенному «ци», «ци» же нуждается в «ли» как законе своего существования; поэтому они неразделимы. Все действительное и возможное содержится в лишенном физич. формы Великом пределе,» существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. «Ли» человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной. Среди неоконфуцианцев эпохи минской династии самым знаменитым был Ван Шоужэнь (Ван Янмин, 1472-1529). Он развивал монистич. учение, в к-ром идеальное - «ли» (дух) - является первопричиной мира, тогда как материальное - «ци» — лишь производное от «ли».

Источник: Атеистический словарь

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
л и с ю е - учение о законе, принципе (природы, неба), или синли сюе - учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе- учение о пути (в отличие от дао цзяо - даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун (960-1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.- 220 н. э.), представители ?-рого занимались гл. обр. комментированием классич. текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и-ли (должное и закон) и син-мин (природа и судьба); отсюда и назв. течения.
Предшественниками Н. были танские мыслители Хань Юй и Ли ао (772-841), защищавшие конфуцианство и направившие его на путь развития этики вместо спекулятивной метафизики. Основы Н. были залощены в 10-11 вв. «тремя учителями науки о естеств. законе» - Сунь Фу, Ху Юанем и Ши Цзе. Становление и развитие Н. связано с деятельностью Чжоу Дунъи, Чжан Цзая, бр. Чэн - Хао и И, Чжу Си, а также ???»альфа»о Юна и Лу Цзююаня, представляющих побочные линии развития Н. Благодаря им и их ученикам и приверженцам Н. стало доминирующим течением. В сунском Н. определились шесть гл. концепций, разрабатывавшихся разными философами, но общих для всей школы: великий предел (тайцзи; Чжоу Дунъи), принцип (лизакон), материальная сила (ци, бр. Чэн), природа человека (Чжан Цзай), постижение природы вещей («исследование вещей», Чэн И), человеколюбие (жэнъ, Чжу Си). Вследствие близких личных отношений между северосунскими конфуцианцами (Чжоу, Чжан, бр. Чэн) не всегда можно точно установить авторство той или иной конкретной идеи. В Н. выделилось неск. школ: «Каотин» (Чжу Си и его ученики и последователи Цай Юаньдин, Хуан Гань и Чэнь Шунь), «Сяншань» (Лу Цзююань и его приверженцы Ян Цзянь и Вэй Ляовэн), особняком стоял lllao Юн. Однако важнейшей была школа Чэн-Чжу, т. е. бр. Чэн (особенно Чэн И) и Чжу Си; она доминировала в периоды династий Сун и Юань.
В период Юань (1280-1368), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а отчасти и даосизм пользовались покровительством монг. ханов - юаньских императоров, Н. сумело сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн (1209-81), У Чэн, Чэнь Юань (1256-1330) и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом. Новый расцвет Н. произошел при династии Мин (1368-1644). Восстановление кит. государственности содействовало развитию конфуцианской идеологии. Уже в 1403 по приказу императора были переизданы конфуцианские канонич. книги с комментариями бр. Чэн, Чжу Си и их последователей. В 15-16 вв. выдвинулись такие мыслители, как У Юйби н Се Сюань, затем Чэнь Сяньчжан, Чжань Жошуй, Ван Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (16-17 вв.) и самый знаменитый среди них Ван Янмин. Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался разработать собств. подход к осн. проблемам учения;, были созданы центры филос. диспутов и обучения (самый известный - академия Душишь). Мыслители периода Цин (1644-1911) в значит. степени вернулись к филос. построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн - Чжу пользовалась популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905, хотя в 15-16 вв. была отодвинута на задний план школой Лу - Ван, т. е. Лу Цзююаня - Ван Янмина. В 30-х гг. 20 в. идеи школы Чэн - Чжу явились исходной точкой филос. построений Фэн Юланя. Н. просуществовало вплоть до образования КНР в 1949.

Источник: Советский философский словарь

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
термин западного происхождения, обозначающий обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Существует нгсколько пониманий термина. В самом узком смысле неоконфувданство — учение философов 11—12 вв., составлявших, согласно официальной «Истории [династии] Суп» («Сун ши>, 14 в.), направление дао сюэ, т. е. Чжоу Дуяьи., Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В более широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11-+ 17 вв. (эпохи Суп — Мин); иногда сюда включаются только официально признатше философы. В самом ширь ком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и «конфуцианизированных» учений, созданных в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают: Сун-сюэ («учение [эпохи] Сун») — время его возникновения; ши сюэ («учение о реальном») — «реалистичность» и «практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ («учение истинного] Пути») — следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине — дао-пути; шэн сюэ («учение о совершенной мудрости» или «учение совершенномудрых») — признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства — [син мин и] ли сюэ, синь сюэ — выделяют его центральные категории: «[индивидуальная] природа» (син), «предопределение» (мин), «долг/справедливость» (и), «принцип» (ли), «сердце» (синь). У истоков неоконфуцианства, развивавшегося в условиях широкой популярности даосизма и буддизма, стояли апологеты конфуцианства — Ван Тун (6—7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли АО (8—9 вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» — Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10—11 в.) и ШиЦзе (11 в.), систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно впервые обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов — Чэн [братьев] — Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в середине 20 в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] — Ван [Янмина] школа (см. Лу Цзююань, Ван Янлшн), идейно доминировавшая в 16—17 вв. Соперничество школ Чэн — Чжу и Лу — Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристекий субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» — «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, Цай Цзюфэн, 12— 13 вв.; Фон Ичжи, Вт Фучжи); представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Ши, 12—13 вв.; Ван Тинсян; Янь Юань, 17—нач. 18 в.). В 17—19 вв. господствовавшие учения Чэн — Чжу и Лу — Вана подверглись атакам со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был ГуЯньу, а крупнейшим представителем —Дай Чжэнь. Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя, связано с попытками усвоения западных теорий (см. Новое конфуцианство).
В отличие от первоначального конфуцианства неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция, Мэнцзы и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн — Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин») была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический «органой» — «Чжоу и», в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные (в т. ч. средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносеопсихологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеческой и природных сущностей. Современные неоконфуциаицы (новые конфуцианцы — Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как «моральную метафизику», являющуюся одновременно теологией.
Лит.: Хуан Цзунси, Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань), т. 1—4. Пекин, 1989; Он же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990; ChangC. The Development ofNeo-Confucian Thought, v. 1—2. N. Y, 1957—62; Reflections n Things at Hand. The Neoconfucian Anthology, compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-chien. N. Y.-L„ 1967.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
Neo-Confucianism). Термин зап. происхождения, обозначающий одно из гл. направлений дальневост. философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким кит. (и производным от них япон., корейским и вьетнамским) терминам: дао сюэ - "учение [истинного] Пути"; [син мин и] ли сюэ - "учение об [индивид, природе, предопределении, должной справедливости и] принципе"; синь сюэ [1]-"учение о сердце (психике)"; ши сюэ - "учение о реальном", или "реальное (практич.) учение"; шэн сюэ - "учение о совершенной мудрости", или "учение совершеиномудрых"; Суп сюэ -"учение [эпохи] Сун (960- 1279)". В самом узком смысле Н.- учение философов 11 - 12 вв., выделенных офиц. "Историей дин. Сун" ("Сун ши", 14 в.) в направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле Н. охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11 - 17 вв. (эпохи Сун - Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле Н. означает всю совокупность конф. и "конфуцианизированных" учений, созданных в дальневост. регионе с 11 в. по наст, время. Автохтонные наименования Н. подчеркивают: Сун сюэ - время его возникновения; ши сюэ - "реалистичность" и "практичность" в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ - следование открытой древними "совершенномудрыми" ортодокс, истине - дао-Пути; шэн сюэ - признание за каждым человеком возможности лично достичь "совершенной мудрости" (шэн [1]) в силу изначально присущей ему "доброй природы" (см. Син [1]). Наиболее распространенные кит. обозначения Н.- [син мин и) ли сюэ, синь сюэ [1]-выделяют его центр, категории: "[индивид.] природа" (син [1]), "предопределение" (мин [1]), "долг/справедливость" (и [1]), "принцип" (ли [1]), "сердце" (синь [1]). У истоков Н. стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма - Ван Тун (6 - 7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли ао (8 - 9 вв.). Создавать идеологию Н. начали "три мастера учения о принципе"- Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10- 11 в.) и Ши Цзе (Ив.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в Н. стало направление его последователей и комментаторов - Чэн [братьев]- Чжу [Си] школа, первоначально оппозиц. офиц. идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в сер. 20 в. породившая "новое учение о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Осн. конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня]- Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в 16 - 17 вв. Соперничество школ Чэн - Чжу и Лу - Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции "учение о принципе"- "учение о сердце", распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих гл. направлений в Н. с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилос. проблемам и нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 12-13 вв.; Фон Ичжи, Ван Чу-аныиань, 17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Е Ши, 12-13 вв.; Ван Тинсян, 15 - 16 вв.; Янь Юань [2], 17 - нач. 18 в.). В 17- 19 вв. господствовавшие учения Чэн - Чжу и Лу - Вана подверглись атакам со стороны "эмпирич." школы, делавшей упор на критич. изучение классич. текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкр. учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие Н., начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения зап. теорий. В отличие от первонач. конфуцианства Н. основано прежде всего на текстах Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. канонах. Этот новый подход школа Чэн - Чжу воплотила в "Четверокнижии" ("Сы шу"). В пер. складывания Н. нормативной формой "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методология, "органон" - "Чжоу и", в котором изложены нумерологич. идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графич. символики) и развитые в Н. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первонач. конфуцианстве онтологич., космологич. и гносеопсихологич. проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма нек-рые абстрактные понятия и концепции, Н. ассимилировало их путем этич. интерпретации. Этич. доминанта конфуцианства в Н. обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеч. ("гуманность"-жэнь [2], "[индивид.] природа", "сердце") и природных (Небо - тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"- дэ |1]) сущностей. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син [2]), являющуюся одновременно теологией. *Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань). Т. 1 - 2. Шанхай, 1933; Его же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Кн. 1 - 2. Шанхай, 1933; Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology. Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-chien. N.Y.-L., 1967; **Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.- Л., 1947. С. 222 - 444; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 - 207; Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88 - 263; Кобзев А.И. Совр. этап в изучении и интерпретации Н. // НАА. 1983. №6. С. 151 - 69; Хуан Гунвэй. Сун Мин Цин ли сюэ тиси лунь ши (Систематич. и историч. очерк Н. [эпох] Сун, Мин и Цин). Тайбэй, 1971; Briere О. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62; Liang Chi-chao. Intellectual Trends in the Ching Period. Camb. (Mass.), 1959; The Unfolding of Neo-Confucianism. N.Y., 1975; Principle and Practicality: Essays in Neo-Cenfucianism and Practical Learning. N.Y., 1979; Bary W.Th. de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
одно из осн. направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин "Н." не является адекватным переводом какого-то одного кит. понятия. Он введен в науч. обиход зап.-европ. исследователями и имеет различное содержание. Одни понимают под H. филос. направление или школу, сложившуюся в период правления династии Сун (10–13 вв.), другие рассматривают Н. как направление в кит. философии, линия развития к-рого начинается с учений мыслителей сунской эпохи и завершается филос. системой Ван Ян-мина. Однако история Н. не может быть ограничена указанными хронологич. рамками. В кит. источниках и лит-ре термину "Н." соответствует множество определений: синлисюэ (иногда лисюэ) – учение о природе вещей (син) и естественном законе (ли); даосюэ – учение о дао – осн. принципе филос. систем Н.; сунсюэ – сунское учение, или филос. школа эпохи Сун и т.д. Н. сформировалось в Китае в борьбе с буддизмом (особенно секты чань, япон. дзэн) и даосизмом и одновременно находилось под влиянием их идей. Так, один из основоположников Н. Чжоу Дунь-и при объяснении идеи о "великом пределе" (тайцзи) как первоисточнике и первосостоянии всего материального бытия обращается к даоскому понятию "беспредельного" (уцзи). В трактовке осн. термина Н. "ли" (закон) явно чувствуется воздействие буддийских концепций. Н. оказало глубокое влияние на развитие кит. философии и имело широкое распространение в Корее и Японии. Ранние предшественники Н. в 9 в. Хань Юй и его ученик Ли Ао выдвинули положение о необходимости обновления и развития конфуцианских принципов для противодействия влиянию даоских и буддийских концепций. В результате глубоких социально-экономич. сдвигов в период 10–13 вв. происходит расцвет филос. мысли Китая и в первую очередь Н., к-рое не ограничивалось разработкой этико-политич. представлений, составлявших гл. содержание раннего конфуцианства. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Представители Н. считали, что после Конфуция и Мэн-цзы прекратилось всякое творч. развитие конфуцианства, что привело к его превращению в догму и схоластику. Н. подвергло критич. пересмотру толкование осн. свода конфуцианской канонич. лит-ры – "Пятикнижие" и, что более важно, составило новый канон – "Четверокнижие" ("Сы шу"), дав ему интерпретацию в понятиях Н. Центр. проблемой являлось соотношение идеального начала ли (япон. ри – закон, принцип) и материального начала ци (япон. ки – первоматерия). Важное место в концепциях Н. занимали понятия дао, тайцзи – "великий предел" (япон. тайкеку, кор. тхэгык), чэнь – истина, синь – сердце, разум, сознание, душа. Ранние представители Н., в частности Чжоу Дунь-и и особенно Чжан Цзай, развивший учение о первоматерии – ци, подходили к нек-рым проблемам с позиций материализма. Ярко выраженное идеалистич. направление представлено в учении братьев Чэн (Чэн Хао и Чэн И). На первый план они выдвигали понятие "ли" – закон; в социально-политич. области выступали в защиту феод. строя, доказывая его непреходящий характер как проявление вечного и неизменного идеального начала. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаимосвязи первоматерии (ци) и закона (ли), Чжу Си в конечном счете признавал ли первичным началом, а ци – вторичным. При объяснении их взаимосвязи Чжу Си вводит понятие син – форма, как определение физич. реальности. Онтология и гносеология в Н. смыкаются с этич. учениями. Постижение, проникновение в мир вещей не только цель познания, но и важнейшее средство нравств. самоусовершенствования личности. В этике Н. особо важную роль играли такие понятия, как жэнь – гуманность, человечность, и – справедливость, принцип должного и т.д., зафиксированные в т.н. системе пяти этич. отношений человека. В конце 13 – нач. 14 вв. система Чжу Си была канонизирована и стала офиц. идеологией. Чжусианство сохраняло свое господств. положение вплоть до нач. 20 в. Субъективный идеализм в Н. развивали современник Чжу Си – Лу Цзю-юань (Лу Сян-шань) и в 15 в. Ван Ян-мин, известный своей теорией о врожденном знании и объявляющий мир порождением сознания. Учение Ван Ян-мина оказало глубокое влияние на развитие кит., япон. и кор. философии. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистич. учения Чэн Ляна, ? Ши, Лю Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. Большую роль в борьбе с ортодоксальной школой Н. сыграло учение прогрессивного мыслителя Ли Чжи. В 17–18 вв. получает свое дальнейшее развитие проблема соотношения ли и ци, она находит материалистич. решение у Ван Фу-чжи (Ван Чуань-шань) и Дай Чжэня. Неоконфуцианские концепции и теории широко использованы представителями самых различных направлений и учений в истории кит. филос. мысли. Напр., даже в учении Сун Ят-сена встречаются термины и понятия Н. История Н. продолжается в наши дни в учении "нового Н." совр. кит. философа Фын Ю-ланя. Оно основано на соединении идей традиц. кит. философии с представлениями зап.-европ. мыслителей. Начало проникновения Н. в Корею относится к концу 13 – нач. 14 вв.; с установлением власти династии Ли (1392) оно становится офиц. идеологией. Признание и распространение идей Н. в Корее связаны с деятельностью кор. мыслителей Ан Хян, Ли Сэк, Квон Гын. Уже в этот период весьма радикальные взгляды высказал Чон До Чон, критически воспринимавший мн. положения основоположников Н. В 15–16 вв. в кор. Н. можно выделить три направления. Одно из них выступало в защиту ортодоксальной системы Чжу Си (напр., Ли Хван, Ким Рин Ху и др.). Материалистич. линию развивал Ким Си Сып, к-рый является предшественником материалистич. учения Со Кен Дока. Третье направление связано с дуалистич. подходом к проблематике Н. (напр., учение Ли И). В 17–18 вв. все большее влияние приобретает школа последователей учения Ван Ян-мина, т.н. янменхакпха. Одновременно в этот период материалистич. традицию продолжает Им Сон Чу. В 1-й пол. 19 в. неоконфуцианские идеи развивал материалист Чхве Хан Ги. Затем наступает период упадка философии Н. Попытки колонизаторов Кореи (1910–45) поддержать и возродить Н. успеха не имели. В Японии в 16 в. основоположниками неоконфуцианского идеализма, принятого как офиц. идеология токугавской империи, являются Фудзивара Сэйка и Хаяси Радзан. Они выступали с пропагандой идей Чжу Си. Япон. неоконфуцианцы развивали и обосновывали социально-политич. положения об извечных и неизменных отношениях в гос-ве и семье, осн. на конфуцианских нормах поведения. Большим влиянием в Японии пользовалась школа сторонников субъективного идеализма Ван Ян-мина. Ее основателем является Накаэ Тодзю. Материалистические и атеистические идеи развивали Кайбара Экикэн, Муро Кюсо, Ито Дзинсай и др. Для последующего развития Н. все более характерен процесс синтеза его с др. направлениями. В новейшее время Иноуэ Тэцудзиро (1855–1944) попытался объединить идеи Н., синтоизма и буддизма с идеями зап.-европ. философии, создав эклектическую систему. Лит.: Зоммер Н., Об основаниях новой китайской философии, Уч. зап. Казан. ун-та за 1851 г., кн. 1, Каз., 1852; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947; История Кореи, т. 1, M., 1960, С. 255–56, 266–70, 284–86, 299–304, 354–59, 373–86, 413–17; Ушков ?. ?., Некоторые вопросы истории философской мысли в Корее эпохи феодализма, "ВФ", 1962, No 5; Chang С., The development of Neo-Confucian thought, N. Y., 1957; Чжу Цянь-чжи, Жибэньди Чжу-цзы сюэ (Учение Чжу Си в Японии), Пекин, 1958; Хоу Вай-Лу [и др. ], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 4, ч. 1, Пекин. 1959. Ф. Быков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО
весьма влиятельное теме ние, развившееся в среде ученых-классиков сунского Китая (960-1279) и представленное такими именами, как Мао Юн, Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, братья Чэн Хао и Чэн И и, наконец, Чжу Си, чей авторитет и по сей день остается чрезвычайно высоким для большинства традиционалистов восточно-азиатской этнокультурной зоны. Н. опиралось на достижения философов танской эпохи, но имело и вполне оригинальные черты, особенно в разработке концепции некоего высшего «закона-принципа», к-рый обозначался термином «ли», отчего и само философское учение называлось в традиции «учением о ли» (ли сюэ). «Ли» здесь - омоним уш-ритуала, но записывается другим иероглифом, имеющим этимологические значения «узор», «рисунок», «текстура», «прожилки», указывающие на некий паттерн, отражающий волновую природу универсального субстрата «ци» (в пер. — пневма, гармонический эфир), составляющий основу видимого мира и свойственный каждому материалу, напр. камню или дереву, и любой изготовленной из этого материала веши. Ли-принцип есть проявление на уровне пещей (у) всеобщего закона, или дао (понятие «истина» в современном кит. яз. выражается термином «дао-ли», т.е. «соответствующее всеобщему-дао и частным ли-законам»; понятие «физика» передается термином «у-ли», букв. — принципы вещей, понятие «география» — «лили», т.е. принцип — строение земной поверхности, ландшафт, а понятие «рациональный» — термином «хэ-ли», т.е. соответствующее ли-принципу).
В моральном аспекте этот ли-принцип относится не столько к ценностям (аксиологии), сколько к технике, методам административно-бюрократической деятельности (ши-ли, букв. — логика вещей, заведенный порядок), искусству управления — к правильному делопроизводству, рациональной организации и оптимизации трудовых процессов (эргономике). Ли-принцип стоит за любым процессом формирования вещей, благодаря к-рому образуются, напр., различные породы животных (ли-принцип «ответствен» за морфологию вида) или классы вещей (условно говоря, существует ли-принцип стола или стула, при всем многообразии форм последних, и в этом смысле «ли» сродни «универсалиям» европейской традиции). Вещи с одинаковыми или сходными ли-принципами затем объединяются в типологические ряды (лэй, или «таксоны»), и т.д. Поэтому на уровне социума в терминах Н. имеет смысл говорить о человеческих типах, как проявлении того же принципа (тип ученого, купца, крестьянина). Соответственно, и нравственная конституция индивида в значительной мере определяется липринципом, и это последнее обстоятельство позволяет неоконфуцианцам, при том, что они настаивают на необходимости волевых усилий (чжи) для воспитания в себе «индивидом» потребной дэ-добродетели и жэнь-человечности, в принципе находить общий яз. с буддистами, больше склонными подчеркивать роль наследственных (кармических) факторов в формировании морального облика индивида. Как и их предшественники, неоконфуцианцы видели субстанциальную основу единства всех вещей и явлений видимого (явленного) мира в «гармоническом эфире» (ци), - динамической субстанции, в к-рой различают более «тонкое» (цзин) и более «плотное» (ци) агрегатные состояния, к-рая обладает разнообразными свойствами и способностью придавать эти свойства вещам (напр., сияние-свечение звезд, представляющих собой сгущение ци-эфира, обусловлено его собственной способностью сиять-светиться; в человеке это свечение проявляется как «просветленность» ума, «разумность», кит. — мин). Первоначально субстрат ци мыслился скорее как нечто необусловленное и спонтанное.
В эпоху Чжаньго (475—221 до н.э.) и особенно при Хань (206 до н.э.— 220 н.э.) эфиру были приписаны некоторые «волновые» свойства, и в нем попытались обнаружить признаки связи с «музыкой сфер» — сезонными проявлениями свойств звуковысотной системы, к-рая воспринималась как репрезентация в звуке неких космических констант (частот), обнаружить к-рые ханьские ученые пытались в серии экспериментов, известных как «ожидание [проявлений] эфира» (хоу ци).
В философии Дун Чжуншу и его непосредственных предшественников (чьи взгляды получили отражение, в частности, в «Люй-ши чуньцю» и «Хуайнань-цзы») «гармонический эфир» выступал уже преимущественно в качестве организованной по законам построения музыкального ряда (люй) передаточной среды между дао как своего рода «перводвигателем», с одной стороны, и «всем существующим» (вань у) — с другой. Описание этого способа взаимодействия между двумя элементами получило в лит-ре наименование «теории космического резонанса» (тянь-жэнь гань ин, букв. — взаимоотклик человека и неба-природы; см. Инь—ян). По сравнению с «гармоническим эфиром» ханьских натурфилософов ци-пневма в интерпретации Н. приобрела еще один важный аспект, а именно свойство быть сопряженной в неразрывном динамическом единстве с ли-принципами вещей. Как это сформулировал Чжу Си, «в Поднебесной не бывает эфира-ци, не подвластного закону-ли, равно как не бывает закона-ли, к-рый не имел бы [объектом управления какого-либо тела-формы] эфира-ци» (Чжу-цзы юй лэй, 1). Для учения Н. о морали представление о неразрывной связи ци-эфира и ли-принципа в каждой конкретной вещи имело следствием прежде всего вывод о «нейтральности» первого и «рациональности» второго. Паре ци — ли можно поставить в соответствие такие оппозиции, как бессознательное - сознательное или бесцельное — целенаправленное. Антиномичность этой фундаментальной оппозиции имеет основанием, в частности, «онтологическую» реальность присущего самому космосу (природе) «полового диморфизма», выраженного на яз. традиции в теоретически непреодолимой, но стремящейся к «равновесно-гармоническому» (хэ) состоянию дуальности инь-ян (женское - мужское, и далее - открытый ряд оппозиций вида пассивное — активное, статичное -динамичное, влажное — сухое, темное — светлое, старшее - младшее и т.д.). Успех в установлении гармонии в универсуме и в собственном теле-персоне (чжун хэ), согласно Н., есть «достижение-постижение» социумом (теоретически — его главным элементом - императором, фактически — через «просвещенных» индивидов) некой абсолютной реальности, характеризуемой как «великий предел» (тай цзи). «Тай цзи» - метафора, при помощи к-рой описывается особое, высшее (оптимальное) состояние универсума, доступное в ощущении каждому, поскольку на телесном (психосоматическом) уровне «тай цзи» переживается как оргазм или экстаз. Как социум, так и индивид должны стремиться к стабилизации этого высшего «тай-цзи-состояния», направляя в эту сторону сознательные волевые усилия, субъективно воспринимаемые как исполнение индивидом своего и-долга, что понимается одновременно и как «должная справедливость», и как «реализация космического проекта» («проект» здесь передается другим иероглифом «и», омонимом «и-долга» со значением «прообразы», «высшие [космические] принципы [инь—ян]» и т.д.). На уровне отдельного тела-персоны «энергетическая» конфигурация инь — ян, складывающаяся под воздействием генетических факторов и состояния космоса в момент рождения, также в теории определяет индивидуальную конституцию человека (индивида), проявляющуюся в его последующей эмоциональной и мыслительной активности и характере. Выстраиваемая Н. модель человека предполагает, т.о., наличие в нем как в живой вещи двух конкурирующих сфер - чувственно-эмоциональной (цин) и разумно-рациональной (чжи; эта последняя присуща только человеку). Эти две сферы, связанные, соответственно, с одним из элементов иньянной пары, будучи равноправны в «онтологическом» аспекте, неравноценны в моральном. При этом всегда «текуче-хаотическая» (флюидная) эмоциональная сфера (мир страстей-желаний), вследствие более тесной генетической связи с изначальной природой составляющего ее субстрата (ци-пневма эманирует из хаоса - хуньдунь), сама по себе отличается скорее моральной индифферентностью, но вынуждена подчиняться иерархически высшей ли-разумности, обусловливающей индивидуальное сознание (чжи, букв. - интеллект). Этот последний, согласно неоконфуцианской доктрине, уже не может быть этически нейтральным, т.к., в свою очередь, обусловлен глубинной природой (син) человека как особой в космосе вещи, к-рая (согласно классическому постулату, восходящему к Мэнцзы) сама по себе предрасположена к добру (шань). Наличие же злых (э) проявлений человеческой воли обусловлено постоянным и вредоносным воздействием этически нейтральных и общих всему живому чувственных телесных устремлений (цин-«инстинктов») и чисто человеческих «страстей» (юй), увлекающих ум и вслед за ним самого индивида на путь порока (см. Клеши). Т.о., «человечность», распространение к-рой в космосе (как преодоление хаоса) предшествующей традицией признается результатом волевых усилий (чжи) культурных героев древности и наследующих им интеллектуалов классической школы, действующих при поддержке абсолюта, в космологии Чжу Си окончательно обретает, так сказать, онтологический статус. Теперь уже любой человек (как представитель вида) по определению существо нравственное, поскольку это ему предписывается ли-принципом человекавещи, и лишь его собственная (злая) воля способна это изменить в результате сознательного выбора. Последний же возможен также в силу ли-принципа человека, гарантирующего ему (в отличие от прочих вещей-существ) свободу воли и самоопределения (что также не противоречит буддийскому учению о карме). Г.А. Ткаченко

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Типологические особенности неоконфуцианского философского дискурса

Рысаков Алексей Сергеевич
Конфуцианство, как и другие китайские религиозно-философские традиции, существует в трех измерениях доктринальном, психотехническом и логико-дискурсивном.