НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ

Найдено 1 определение
НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ
общее собирательное обозначение для многих философских течений 19 — нач. 20 в., сопряженных с именем И. Канта или с его критицизмом как типом философствования. В русской философской культуре сформировался повышенный интерес к различным школам неокантианского движения. К русскому неокантианству, как правило, относят таких мыслителей, как А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, С. И. Гессен, Г. Д. 1урвич, Б. В. Яковенко, Ф. А Степун. При этом необходимо учитывать двойной смысл самого термина «неокантианство». С одной стороны, неокантианство — это философские учения 19 — нач. 20 в., обратившиеся к самой системе Канта, с другой — это следование одной из школ немецкого неокантианства: марбургской, баденской или фрейбургской. С таким уточнением многие из вышеперечисленных русских неокантианцев были просто кантианцами, напр. А. И. Введенский с его магистерской диссертацией «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» (СПб., 1888), И. И. Лапшин с докторской диссертацией «Законы мышления и формы познания» (СПб., 1906); Г. И. Челпанов со своим трансцендентальным реализмом или идеал-реализмом и докторской диссертацией «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (К., 1904).
Идеи философского трансцендентализма как в кантианской, так и в неокантианской форме были очень популярны в университетской и духовно-академической среде, а также среди представителей русской юридической школы (П. Б. Струве, П. И. Новгородцев, Г. Д. Гурвич). Неокантианство очень интересовало и привлекало русский философский символизм. Напр., А. Белый так и не смог сделать выбор между баденской и марбургской школами неокантианства, для него одинаковыми авторитетами были и Г. Коген, и Г. Риккерт. Напротив, такие мыслители, как С. И. Гессен, Ф. А. Степун, Б. В. Яковенко, активно связанные с журналом «Логос», всегда подчеркивали Четкость и ясность своих общефилософских и гносеологических установок. Характерной особенностью этого издания была пропаганда философских идей неокантианства, повышенный интерес к проблемам «чистого» неокантианства, интерес к методологии и гносеологизму Оригинальность творчества русских неокантианцев проявилась в создании неокантианских учений «плюралистического трансцендентализма» Б. Яковенко, «метафизического мистицизма» С. Гессена, «философии абсолютного» Ф. Степуна. В дальнейшем своем развитии неокантианство «Логоса» переориентировалось на проблемы онтологического понимания сущего, мистическое понимание жизни, мистические откровения человеческого и божественного сознания.
Наиболее верным последователем неокантианской философии оказался Б. Яковенко, который свою преданность идеям марбургской школы изложил в работе «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентальном имманунтизме и дуализме вообще» («Логос», кн. 1—2, 1912—13). С. Гессен и Ф. Степун склонялись к идеям баденской школы. Философские интересы первого сместились в область философии права с постепенной утратой акцента на неокантианском обосновании основных принципов философских и юридических воззрений. Ф. Степун также отошел от неокантианской философии в область религиозно-мистического философствования, построенного на сопряжении немецкого романтизма с религиозными идеалами русского славянофильства.
Соч.: Белый А. Символизм. М., 1910; Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956, т. 1; Челпанов Г. И. Введение в философию. М., 1912. Лит.: Вопросы теоретического наследия И. Канта. Калининград, 1975; 1978; 1979; Кант и кантианцы. М., 1978; АхутинА. В. София и черт (Кант перед лицом религиозной метафизики).— В кн.: Россия и Германия. Опыт философского диалога. М., 1993; Абрамов А. И. О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «JIoi ос».— В кн.: Кант и философия в России. М., 1994.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
155.08 кб

Особенности зарождения неокантианства в России

Немирова Н. В.
Статья посвящена особенностям зарождения неокантианства в России. Неокантианская школа в России складывается к 90-м гг. ХIХ столетия. К наиболее видным ее представителям относятся А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, В. М.
Читать PDF
306.33 кб

Неокантианство в России в первой четверти XX века (А. И. Введенский, П. Б. Струве)

Мачкарина О. Д.
Статья содержит историко-философский анализ русско-немецкого философского диалога по проблеме познания, структуре научного знания в философском наследии А.И. Введенского и П.Б. Струве.
Читать PDF
143.66 кб

Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки

М. Р. Демин
Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 511 с.
Читать PDF
204.67 кб

Российское кантианство и неокантианство начала ХХ века в неопубликованных мемуарах А. А. Борового

Рябов Петр Владимирович
Неопубликованные мемуары мыслителя-анархиста Алексея Борового (1875-1935) содержат важную информацию о русском кантианстве и неокантианстве.
Читать PDF
152.31 кб

Многофакторный подход к истории в российском позитивизме и неокантианстве (конец ХIХ - начало ХХ вв.

Василенко Виктория Валерьевна
Рассматриваются истоки формирования теории многофакторной обусловленности в истории в российском позитивизме. Показано общее и особенное в методологических подходах российского позитивизма (на примере взглядов М. М.
Читать PDF
326.22 кб

Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: историко-философские очерки. М. : Россий

Попова О. А.
Читать PDF
184.48 кб

Проблемы неокантианства в России конца XIX начала XX В. : теоретические истоки и эволюция представле

Скворцов В. П.
Представленное исследование посвящено анализу становления неокантианской концепции в трудах российских правоведов XIX начала XX в.