Неокантианство. Марбургская школа

Найдено 1 определение
Неокантианство. Марбургская школа
учение основателя немецкой классической философии И.Канта с момента его появления и по сегодняшний день остается в поле критической философской рефлексии. В двадцатом столетии кантовская теория подвергалась интерпретации с двух сторон – с позиций сциентизма и антисциентизма. Такая ситуация вполне закономерна, так как Кант заготовил принципиальную платформу для критики неумеренных претензий на адекватное представление мира, предъявляемое логическими системами всякого рода. Марбургскую школу неокантианства, основателями которой являются Г.Коген (1842 – 1918) и П.Наторп (1854 – 1924), принято относить к сциентистскому варианту интер- претации кантовского учения. Кроме них к представителям этой разновидности неокантианства относят Э.Кассирера (1874 – 1945), Ф.Ланге (1828 – 1875), А.Герланда (1869 – 1952) и др. В этом виде неокантианства получили развитие антипсихологические установки кантовской теории. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, которая должна ориентироваться на то, чтобы выступать в качестве науки и отвечать критериям научности. Соответственно, наука для ее представителей – это высшая объективно-упорядочивающая форма человеческой культуры. Она как бы олицетворяет в себе разум как таковой, точнее, разум находит в науке свое истинное прибежище. Происходит абсолютизация разума, но в его восприятии через науку, через отождествление разумности, рациональности с научностью. Объявляется, что мышление выступает единственным критерием определения объекта (Г.Коген), хотя на самом деле речь идет лишь об одной его разновидности, то есть научном мышлении. Поэтому логика развертывания научной мысли превращается в логику развития действительности. Философия как форма рационально-теоретического сознания должна строиться по образцу науки. Неокантианцы сциентистского направления всё время подчеркивают, что именно они верным образом интерпретируют философию Канта, выполняя поставленные им задачи рассматривать философию (метафизику) в качестве особой науки.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
106.46 кб

Марбургская школа неокантианства и современная наука

Андреева Е. И.
Целью данной статьи является анализ взглядов представителей неокантианства Марбургской школы как одного из наиболее влиятельных течений середины XIX-второй половины XX века на проблему познаваемости мира
Читать PDF
218.35 кб

Марбургская школа неокантианства: г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман

Никулина О. В.
В статье представлен анализ философских теорий выдающихся представителей Марбургской школы неокантианства: Г.Когена, П.Наторпа, Э.Кассирера, Н.Гартмана.
Читать PDF
269.75 кб

Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории»

Акиндинова Т.А., Белов Владимир Николаевич
Читать PDF
146.62 кб

Марбургская школа неокантианства о логическом первоначале и предмете научного познания

Никулина Ольга Вячеславовна
В статье анализируются философские теории о логическом первоначале и предмете научного познания выдающихся представителей Марбургской школы неокантианства: Г. Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера.