необходимое и случайное

Найдено 1 определение
необходимое и случайное
НЕОБХОДИМОЕ И СЛУЧАЙНОЕ — категории философии и науки, имеющие определяющее значение для учения о детерминизме.         1. В эмпирических науках необходимым называют реальное явление, однозначно детерминированное процессами, происходящими в фиксированной области универсума (в области определения необходимости), предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Необходимо то, противоположность чего в этой области невозможна. Так понимаемая необходимость, по существу, слилась с предметом эмпирической науки.         Случайным называют явление, привнесенное в область определения извне, не детерминированное происходящими в ней процессами и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о них. Поскольку область определения не изолирована от др. областей универсума, постольку абсолютно необходимых явлений в реальном пространстве-времени нет. Причем случайность, приходящая извне, может оказаться сильнее необходимости: падение метеорита на Землю — событие, обладающее всеми тремя атрибутами случайности, — вполне способно прервать необходимый процесс: человеческую историю.         Признак, необходимый для индивидуального объекта, всеобщ для класса таких объектов. Но далеко не любой всеобщий признак необходим. Поэтому наука ищет не просто всеобщие, а необходимые и всеобщие признаки. Явление, первоначально воспринимаемое как случайное, со временем истолковывается как необходимое. Достигается это тремя способами. Во-первых, расширением области определения: за счет этого многие погодные явления, до недавнего времени трактовавшиеся как случайные и непредсказуемые, сегодня удается предсказывать. Во-вторых, изоляцией исследуемого объекта от внешних воздействий, напр., в «башне молчания» И.П. Павлова. В-третьих, выделением исследуемого предмета в чистом виде, освобождением его от входящего в него искажающего и затемняющего содержания.         2. Философия исходит из трактовки необходимости как мирового принципа, описываемого еще в религиозных мифах — учениях о карме, дао, судьбе и т.д. Для этого она расширяет область определения необходимости и случайности до мира в целом. Объективное существование необходимости в мире признают все философы. Объективное существование случайности отрицают сторонники лапласовского детерминизма. Они исходят из двух постулатов: 1) в мире нет свободных причин, т.е. причин, которые не были бы ничьими следствиями; 2) содержание следствия однозначно детерминируется его причиной. Из этих постулатов следует, что внутри универсума случайного нет. Не может оно проникнуть в него и извне: ему просто неоткуда взяться. Всеобщность в лапласовском мире перестает быть признаком необходимости: здесь однозначно детерминированы и, следовательно, необходимы все явления, в том числе и уникальные. Исчезает и третий атрибут необходимого — предсказуемость: чтобы предсказать конкретное явление в мире, нужно познать мир в целом, а это доступно только «демону Лапласа», ибо для него однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо любое явление универсума. Но даже он не способен к ретросказанию, т.е. к описанию прошлого на основе исчерпывающего знания настоящего: в силу закона возрастания энтропии замкнутые системы движутся от порядка к хаосу, а из существующего хаоса бывший порядок реконструировать нельзя.         В итоге сторонники лапласовского детерминизма трактуют категорию случайности как отражение не объективной реальности, а неполноты нашего знания. Там, где человек находит законы случая, статистические законы, Бог видит динамические законы, т е. такие, которые однозначно детерминируют каждый процесс. Поэтому, шутит А. Пуанкаре, с Богом не стоит играть в кости.         Опровергнуть лапласовский детерминизм просто: достаточно найти разрывы в каузальных цепях, т.е. обнаружить хотя бы одну свободную причину. В последнее время надежду решить эту задачу порождает синергетика: на роль свободных причин выдвигают пусковые причины, действующие в точках бифуркации. На реальности свободных причин настаивают философы и теологи. В качестве примеров таковых они приводят волю Бога и волю человека. Вопрос об объективном существовании случайности обсуждался и в спорах о полноте квантовой механики. Авторы, считающие, что случайность квантово-механических явлений объективна, трактуют необходимость как форму проявления случайности. Их оппоненты, убежденные вместе с А. Эйнштейном, что «Бог не играет в кости», т.е. что в основе статистических законов, описываемых современной квантовой механикой, лежат законыдинамические, считают случайность формой проявления необходимости.         3. В дедуктивных теориях, оперирующих на основе динамических законов с чистыми теоретическими сущностями, также нет места случайности т.к. здесь как на предметном уровне, так и на уровне познавательных процессов все необходимо: необходимо связаны и описываемые теорией сущности, и теоретические положения, выводимые одно из др.         4. Необходимым в научном и обиходном познании называют не только следствие, однозначно детерминированное причиной, но и причину, однозначно детерминирующую следствие, «необходимое для». В этом смысле говорят, напр., о необходимости (потребности, нужности) воздуха для дыхания, бензина для движения автомобиля и т.д. Это понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где оно выступает в паре с достаточностью.         Г.Д.Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
116.65 кб

ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Новицкая Т.Е.
В статье исследуется процесс разрушения государственных институтов в период деятельности Временного правительства в России (февраль октябрь 1917 года). Рассматриваются причины перехода власти к Советам.
Читать PDF
13.84 мб

Необходимое и случайное в действительности и познании

Левин Г.Д.
Под необходимым в статье понимается событие, однозначно детерминированное предшествующим ему состоянием универсума, под случайным событие, никак не детерминированное им. Дана классификация видов необходимости.
Читать PDF
529.71 кб

Архаизация современной культуры: необходимость или случайность?

Штомпель Людмила Александровна, Штомпель Олег Михайлович
Инновационный хаос и социокультурный кризис, сопровождающиеся процессом слома ранее принятых норм, правил и образцов поведения, ведут к «обнажению», реставрации старых архаических пластов культурной жизни.
Читать PDF
19.86 мб

Необходима ли случайность? - размышления французских просветителей

Длугач Тамара
В статье выясняется соотношение необходимости и случайности в историческом плане, оно рассматривается сквозь взгляды видных французских просветителей материалистов Гольбаха, Гельвеция и Дидро. Гольбах одним из первых в XVIII в.
Читать PDF
2.92 мб

Диалектика необходимости и случайное в процессе принятия решения командира

Виноградов Вадим Владимирович
Читать PDF
195.34 кб

Категории необходимости и случайности в философии, науке и социальном познании

Иноземцева Ю. В.
В статье исследуются две парадигмы понимания соотношения категорий необходимости и случайности демокритовская, в которой необходимость доминирует над случайностью и эпикуровская, где примат принадлежит случайности.
Читать PDF
224.93 кб

Тайсумов М.У. Два лика необходимости: случайность и свобода. Ростов н/Д, 2010. 120 с.

Келигов М. Ю.
Читать PDF
108.25 кб

Целостность замысла "вопросоответов" Иоанна III милостивого: необходимость или случайность

Головнина Наталия Геннадиевна
Анализ "Вопросоответов" Иоанна III Александрийского, единственного дошедшего до нашего времени на коптском языке текста этого жанра, позволяет говорить о нем как о едином и продуманном произведении, а не как о простом сборнике с н
Читать PDF
284.68 кб

Категории необходимости, случайности возможности: их смысл и метологическая роль в научном познании

Ивлев Виталий Юрьевич
Читать PDF
134.11 кб

Онтологические категории «необходимость» и «случайность» в древнерусских представлениях о природе зл

Щеглов Андрей Петрович
Данная статья исследует философские категории необходимость и случайность в понимании древнерусской философии.
Читать PDF
108.33 кб

О «Возможном», «Действительном», «Необходимом» и «Случайном» в модальной силлогистике Аристотеля и у

Новолодская Ирина Викторовна
Проблема модальностей, впервые появившаяся благодаря наследию Аристотеля, до сих пор не имеет однозначного решения. Современные логики часто склонны упрощать модальную силлогистику Аристотеля.

Похожие термины:

  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

    проблема соотношения необходимого, закономерного и случайного в природе и обществе. См. Необходимость, Случайность.