НЕЛЬСОН ЛЕОНАРД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕЛЬСОН (Nelson) Леонард
род. 11 июля 1882, Берлин - ум. 29 окт. 1927, Геттинген) - нем. философ; профессор Геттингенского ун-та с 1919, глава неофрисландской школы, пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы, напр., чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями, осознаваемыми с помощью рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит: "Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и твоими". Для учения о праве априорный принцип может быть найден только посредством собственного размышления. Осн. произв.: "Die Unmцglichkeit der Erkenntnistheorie", 1911; "Ьber die Grundlagen der Ethik", Bd. 1; "Kritik der praktischen Vernunft", 1917; "System der philosophischen Rechtslehre", 1920.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕЛЬСОН Леонард
философ; р. 11.7.1882 (Берлин) — ум. 29.10.1927 (Гёттинген); профессор Гёттингенского университета (с 1919), последователь Фриза, глава неофризской школы, пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы, например, чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями, осознаваемыми посредством рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит; «Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и твоими». Для этики и учения о праве априорный принцип может быть найден только посредством собственного размышления. Осн. соч.: Die Unmöglichkeit der Erkenntnistheorie, 1912; Die Rechtswissenschaft ohne Recht, 1917; Die Reformation der Philosophie durch die Kritik der Vernunft, 1918; Vorlesungen über die Grundlegung der Ethik, 3 Bde., 1917—1932 (I. Kritik der praktischen Vernunft, 1917. II. System der philosophischen Ethik und Pädagogik, 1932. III. System der philosophischen Rechtslehre und Politik, 1924); Fortschritte und Rückschritte der Philosophie, 1962; Recht und Staat, 1972; Vom Selbstvertrauen der Vernunft, 1975; Собр. соч.: Gesammelte Schriften, 9 Bde., 1962 ff.
M. Specht, W. Eichler. L. N. zum Gedächtnis, 1953; O. W. v. Tegelen. L. N.s Rechts-und Staatslehre, 1958; G. Westermann. Recht und Pflicht bei L. N. (Diss.), München, 1969; U. Kamuf. Die philos. Pädagogik L. N.s., 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НЕЛЬСОН Леонард
11 июля 1882, Берлин29 октября 1927, Геттинген) — немецкий философ, глава неофризовской школы неокантианства. Изучал математику и философию в Берлине, с 1909 — приват-доцент, с 1919 — профессор философии в Геттингенском университете. Он защитил диссертацию о Я. Ф. Фризе, с несколькими друзьями основал «Общество Фриза», цепью которого было методическое развитие критической философии.
Часто взгляды Нельсона характеризуют как психологизм, между тем он стремился отделить задачу «критики разума» от двух ее неверных интерпретаций — трансценденталистской и натуралистически-психологической. Он разделял идею философии как строгой науки, но считал, что философия не является неким царством «вечных» проблем. Философия должна, подобно науке, ставить и критически разрешать свои проблемы, добывая позитивное знание, Одним из главных критериев научности для него была системность знания. Он полагал, что определенные области знания могут приобрести законченную рациональную форму, образцом чего считал гильбертовскую аксиоматику геометрии. Психологизм Фриза он истолковывал в смысле особого «критического метода», с помощью которого в процессе самонаблюдения устанавливается наличие принципов a priori. Большое значение он придавал методологии научного познания. С его точки зрения, обычному прогрессивному развитию научной теории (движению от оснований к следствиям) должны предшествовать регрессивные процедуры, устанавливающие достоверные основы знания. Догматическая теория знания строится на доказательствах, она исходит из гипотез. Критическая же теория исходит из фактов, ищет и указывает предпосылки их связи. В духе так понимаемого критического метода он написал также обширный трактат по этике и работы по философии права и образования. Концепция Нельсона отличалась от взглядов представителей двух основных школ неокантианства. Она находила понимание у главы геттингенской математической школы Д. Гильберта и некоторых его учеников, она повлияла на философию религии Р. Отто, а также на критический рационализм К. Поппера, который называл Нельсона «выдающейся личностью».
Соч.: Die kritische Metode und das Verhaltnis der Psychologie zur Philosophie, Abhandlungen der Friesschen Schule, 1904, N l; Vorlesungen uber die Grundladen der Ethik, 3 Bde. Lpz., 1917-1932; Die neue Reformation, Bd. 1—2. Lpz., 1918; System der philosophischen Ethik und Padagogik. Lpz., 1932. Лит.: SelcliowB. L. Nelson. Lpz., 1938.
В. П. Филатов

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕЛЬСОН ЛЕОНАРД

(11 июля 1882 – 29 окт. 1927) – нем. философ, психолог; глава т.н. психологического течения в неокантианстве, последователь Фриза; профессор университета в Геттингене. Н. пытался доказать невозможность общей теории познания, поскольку обосновывать познание познанием же невозможно (regressus in infinitum), a любая др. предпосылка познания, естественно, не может служить его логич. обоснованием, ибо должно быть доказано, что эта предпосылка истинна. Следовательно, теоретич. путь решения вопроса о действительности нашего познания, т.е. "...положительное обоснование познания – вещь невозможная" (см. Л. Нельсон, Невозможность теории познания, в сб. "Новые идеи в философии", вып. 5, СПБ, 1913, с. 77). Намеченную проблему Н. решает при помощи понятия такого знания, к-рое не требует обоснования, т.е. при помощи непосредств. знания – восприятия. Это знание, выступающее, по Н., предпосылкой познания, является фактом реальности духовной жизни индивида, т.е. психологич. феноменом. Поскольку оно существует, познание не есть проблема, а есть факт. Проблемой здесь является возможность заблуждения, к-рое, согласно Н., возникает в процессе воспроизведения непосредств. знания – в суждении. Суждения восприятия не доказываются логически – они могут быть только демонстрируемы. Средством осознания непосредств. знания является психологич. рефлексия, поэтому путь к решению проблем, поставленных Юмом и Кантом, – это, по Н., путь психологич. критики разума и психологич. теории разума. Ограниченность т. зр., утверждающей, что "высшим способом познания является непосредственное знание как факт сознания", отмечал еще Гегель, критикуя Фриза; такого рода позицию Гегель характеризовал как "субъективность произвола" (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 484–85). Психологич. критика возможности теории познания явилась основанием для построения Н. этич. учения. Поскольку невозможно теоретико-познават. обоснование этики, ибо вопрос об объективности критерия этич. знания неразрешим, Н. проводит т. зр., согласно к-рой этику можно построить лишь путем дедукции – она должна раскрыть непосредственность этич. знания. Предметом этики являются нравств. действия и их мотивы. Подлинно совершенное действие, по Н., так же как и по Канту, – это действие, следующее велению долга. Подчеркивая равноценность каждой личности, Н. отстаивал позиции "либерального социализма", лишенного, по его мнению, "крайностей" как либерализма, так и коммунизма. В учении о праве Н. различал формальное право, абстрагирующееся от содержания, и материальное право, исходящее из содержания и базирующееся на правовом законе; область права – это область, где индивиды взаимно ограничивают свою свободу. Концепция Н. оказала большое влияние на теоретиков социал-реформизма (Оппенгеймера и др.); критика Н. рационалистич. доказательства возможности теории познания была во многом воспринята и продолжена экзистенциализмом (Хейдеггер и др.). Соч.: Die kritische Methode und das Verh?ltnis der Psychologie zur Philosophie, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1904, H. 1, S. 1–88; ?ber die nichteuklidische Geometrie und den Ursprung der mathematischen Gewi?heit, там же, 1905, Bd 2; Ist metaphysikfreie Naturwissenschaft m?glich?, там же, 1908, S. 241–99; ?ber das sogen. Erkenntnisproblem, G?tt., 1908; Die Unm?glichkeit der Erkenntnistheorie, G?tt., 1911; Die Theorie des wahren Interesses..., G?tt., 1913; Ethische Methodenlehre, Lpz., 1915; Vorlesungen ?ber die Grundlagen der Ethik, Bd 1, Lpz., 1917; Die Rechtswissenschaft ohne Recht, Lpz., 1917; Die neue Reformation, Bd 1–2, Lpz., 1918; ?ffentliches Leben, Lpz., 1918; Demokratie und F?hrerschaft, Lpz., 1920; System der philosophischen Rechtslehre, Lpz., 1920. Лит.: Ирибаджаков Н., Совр. критики марксизма, М., 1962; Falkenfeld H., L. Nelson, "Kantstudien", 1928, Bd 33, S. 247–55; Hermann G., Rauschenplat H., Verzeichnis der Schriften L. Nelsons, G?tt., 1929; Kronfeld ?., Zum Ged?chtnis L. Nelsons, "Abhandlungen der Friesschen Schule", 1930, Bd 5; L. Nelson. Ein Bild seines Lebens und Wirkens, P., 1938; Nelson L. zum Ged?chtnis. Hrsg. M. Specht und W. Eichler, G?tt., 1953. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.