НЕЛЬСОННемейский лев

НЕЛЬСОН Леонард

Найдено 3 определения термина НЕЛЬСОН Леонард

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЛЬСОН (Nelson) Леонард

род. 11 июля 1882, Берлин - ум. 29 окт. 1927, Геттинген) - нем. философ; профессор Геттингенского ун-та с 1919, глава неофрисландской школы, пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы, напр., чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями, осознаваемыми с помощью рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит: "Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и твоими". Для учения о праве априорный принцип может быть найден только посредством собственного размышления. Осн. произв.: "Die Unmцglichkeit der Erkenntnistheorie", 1911; "Ьber die Grundlagen der Ethik", Bd. 1; "Kritik der praktischen Vernunft", 1917; "System der philosophischen Rechtslehre", 1920.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕЛЬСОН (Nelson) Леонард

1882-1927) - нем. философ, глава неофризовской школы неокантианства. Изучал математику и философию в Берлине, с 1909 - приват-доцент, с 1919 - проф. философии в Геттингенском ун-те. Будучи еще студентом, Н. собирал работы Якоба Фридриха Фриза (1773-1843), истолковавшего учение Канта в духе психологической антропологии. Он защитил диссертацию о Фризе, с несколькими друзьями основал "Общество Фриза", целью которого было методическое развитие критической философии.

Часто взгляды Н. характеризуют как психологизм, между тем он стремился отделить задачу "критики разума" от двух ее неверных интерпретаций - трансценденталистской и натуралистически-психологической. Он разделял идею философии как строгой науки, но считал, что философия не является неким царством "вечных" проблем. Философия должна, подобно науке, ставить и критически разрешать свои проблемы, добывая позитивное знание. Одним из главных критериев научности для него была системность знания. Он полагал, что определенные области знания могут приобрести законченную рациональную форму, образцом чего считал гильбертовскую аксиоматику геометрии. Психологизм Фриза Н. истолковывал в смысле особого "критического метода", с помощью которого в процессе самонаблюдения устанавливается наличие принципов a priori. Большое значение он придавал методологии научного познания. С его точки зрения, обычному прогрессивному развитию научной теории (движению от оснований к следствиям) должны предшествовать регрессивные процедуры, устанавливающие достоверные основы знания. Догматическая теория знания строится на доказательствах, она исходит из гипотез. Критическая же теория исходит из фактов, ищет и указывает предпосылки их связи. В духе так понимаемого критического метода Н. написал также обширный трактат по этике и работы по философии права и образования. Концепция Н. сильно отличалась от взглядов представителей двух основных школ неокантианства. Однако она находила понимание у главы геттингенской математической школы Д. Гильберта и некоторых его учеников, она повлияла на философию религии Отто, а также на критический рационализм Поппера, который называл Н. "выдающейся личностью".

Die kritische Methode und das Verhaltnis der Psychologie zur Philosophie // Abhandlungen der Friesschen Schule. 1904, №1; Vorlesungen uber die Grundlagen der Ethik. 3 Bde. Leipzig, 1917-1932; Die Reformation der Philosophie durch die Kritik der Vernunft. Leipzig, 1918.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

НЕЛЬСОН Леонард

11 июля 1882, Берлин29 октября 1927, Геттинген) — немецкий философ, глава неофризовской школы неокантианства. Изучал математику и философию в Берлине, с 1909 — приват-доцент, с 1919 — профессор философии в Геттингенском университете. Он защитил диссертацию о Я. Ф. Фризе, с несколькими друзьями основал «Общество Фриза», цепью которого было методическое развитие критической философии.

Часто взгляды Нельсона характеризуют как психологизм, между тем он стремился отделить задачу «критики разума» от двух ее неверных интерпретаций — трансценденталистской и натуралистически-психологической. Он разделял идею философии как строгой науки, но считал, что философия не является неким царством «вечных» проблем. Философия должна, подобно науке, ставить и критически разрешать свои проблемы, добывая позитивное знание, Одним из главных критериев научности для него была системность знания. Он полагал, что определенные области знания могут приобрести законченную рациональную форму, образцом чего считал гильбертовскую аксиоматику геометрии. Психологизм Фриза он истолковывал в смысле особого «критического метода», с помощью которого в процессе самонаблюдения устанавливается наличие принципов a priori. Большое значение он придавал методологии научного познания. С его точки зрения, обычному прогрессивному развитию научной теории (движению от оснований к следствиям) должны предшествовать регрессивные процедуры, устанавливающие достоверные основы знания. Догматическая теория знания строится на доказательствах, она исходит из гипотез. Критическая же теория исходит из фактов, ищет и указывает предпосылки их связи. В духе так понимаемого критического метода он написал также обширный трактат по этике и работы по философии права и образования. Концепция Нельсона отличалась от взглядов представителей двух основных школ неокантианства. Она находила понимание у главы геттингенской математической школы Д. Гильберта и некоторых его учеников, она повлияла на философию религии Р. Отто, а также на критический рационализм К. Поппера, который называл Нельсона «выдающейся личностью».

Соч.: Die kritische Metode und das Verhaltnis der Psychologie zur Philosophie, Abhandlungen der Friesschen Schule, 1904, N l; Vorlesungen uber die Grundladen der Ethik, 3 Bde. Lpz., 1917-1932; Die neue Reformation, Bd. 1—2. Lpz., 1918; System der philosophischen Ethik und Padagogik. Lpz., 1932. Лит.: SelcliowB. L. Nelson. Lpz., 1938.

В. П. Филатов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме НЕЛЬСОН Леонард — 0

Найдено научныех статей по теме НЕЛЬСОН Леонард — 0

Найдено книг по теме НЕЛЬСОН Леонард — 0

Найдено презентаций по теме НЕЛЬСОН Леонард — 0

Найдено рефератов по теме НЕЛЬСОН Леонард — 0