НЕГАТИВНОСТЬ

Найдено 1 определение
НЕГАТИВНОСТЬ

Фанц. NEGATIVITE. Термин Ю. Кристевой из ее «Революции поэтического языка», заимствованный у Гегеля; характеризуется Кристевой как «четвертый термин гегелевской диалектики». Исследовательница активно употребляет это понятие в своих работах, хотя тщетно было бы приписывать ему терминологическую четкость и абсолютную корректность применения: «негативность» для нее — всего лишь одно «слово» в ряду других («разнородность», «гетерогенное», «отказ» и т. д.), используемых ею для описания главного для нее явления — импульсного действия либидо. Материальная вещность коллективной либидозности, пронизываемая импульсами — прорывами семиотического ритма жизни и смерти, Эроса и Танатоса, прорывает логическую структуру обыденного языка; этот прорыв и есть «негативность» поэтического текста.
Чем больше «прорыв» семиотического ритма «негативизирует» нормативную логическую организацию текста, навязывая ему новое означивание, лишенное коммуникативных целей, тем более такой текст, с точки зрения Кристевой, будет поэтическим, и тем более трудно усваиваемым, если вообще не бессмысленным, он будет для читателя.
Соответственно постулируется и новая практика «прочтения» художественных текстов, преимущественно модернистских:
«Читать вместе с Лотреамоном, Малларме, Джойсом и Кафкой — значит отказаться от лексико-синтаксическо-семантической операции по дешифровке и заново воссоздать траекторию их производства. Как это сделать? Мы прочитываем означающее, ищем следы, воспроизводим повествования, системы, их производные, но никогда — то опасное и неукротимое горнило, всего лишь свидетелем которого и являются эти тексты» (Kristeva:1974, с.98). Если воссоздать «горнило» в принципе нельзя, следовательно, реальна лишь приблизительная его реконструкция как описание процесса «негативности».
Свидетельством революции поэтического языка в конце XIX в. для Кристевой служит творчество Малларме и Лотреамона — самых популярных и общепризнанных классиков постструктуралистской истории французской литературы. Исследовательница считает, что именно они осуществили кардинальный разрыв с предшествующей поэтической традицией, выявив кризис языка, субъекта, символических и социальных структур. «Негативность» у обоих поэтов определяется во фрейдистском духе, как бунт против отца — фактического у Малларме и божественного у Лотреамона — и отцовской власти. В этом кроется и различие в проявлении «негативности»:
«Если Малларме смягчает негативность, анализируя означающий лабиринт, который конструирует навязчивую идею созерцательности, то Лотреамон открыто протестует против психотиче-ского заключения субъекта в метаязык и выявляет в последнем конструктивные противоречия, бессмыслицу и смех» (там же. с. 419); «Отвергнутый, отец Лотреамона открывает перед сыном путь «сатаны», на котором смешаны жестокость и песня, преступление и искусство. Напротив, Малларме сдерживает негативность, освобожденную действием того музыкального, орализованного, ритмизированного механизма, который представляет собой фетишизацию женщины» (там же. с. 450-451).
НЕОБАРОККО
Исп. NEOBARROCO. Ощущение театральной призрачности, неаутентичности жизни, особенно проявившееся в 80-х годах, испанская исследовательница Кармен Видаль связывает с необарочным мироощущением. Одним из первых определение «необарокко» для характеристики современного общества выдвинул испанский философ Хавьер Роберт де Вентос (Ventos:1980, Ventos:1990). По мнению философа, это общество отличается отсутствием авторитетного теоретического обоснования, хотя в то же время оно недвусмысленно противопоставляет себя «научному и идеологическому тоталитаризму»; оно скорее склонно не к целостному, а дробному и фрагментированному восприятию, к пантеизму и динамике, к многополярности и фрагментации — все эти признаки являются типичными «морфологическими парами», которые в свое время выделил в качестве типологических характеристик барокко Э.Д&Орс.
Барочными по своей сути являются, как подчеркивает Кармен Видаль, те определения, которые дали 80-м годам Ж. Бодрийар («система симулякров», т. е. кажимостей, не обладающих никакими референтами, фантомных миров самореференциальных знаков), Г. Дебор («общество спектакля») или Ж. Баландье («театрократия»). Омар Калабрезе назвал этот период «эрой необарокко», Жиль Аиповецкий — «империей эфемерного» и «эрой вакуума».
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
412.50 кб

Формальная негативность «Желания» и двусмысленность «Смерти Человека» в «Конце Истории» в рамках кон

Юрганов А.А.
За последнее время в России многое сделано на пути освоения философского наследия А. Кожева.
Читать PDF
226.40 кб

Признание и негативность: полемика вокруг диалектики господина и раба

Корецкая Марина Александровна
В статье дана генеалогия диалектики господина и раба как одного из самых влиятельных сюжетов современной философской мысли.
Читать PDF
0.00 байт

Негативность «Всерьез»? к проблеме хайдеггеровской интерпретации негативности в философии Гегеля

Вавилов Антон Валерьевич, Зотова Ирина Викторовна
Статья посвящена анализу методологических оснований постановки вопроса о негативности в философии Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера. Раскрывается специфика гегелевского и хайдеггеровского вопрошания о начале философии.
Читать PDF
67.96 кб

Экзистенциальная негативность и органическая индетерминация (концепция тела у Сартра и Делеза/Гватта

Сухно Алексей Андреевич
This article focuses on the probability of the relationship between the idea of organism as a structuring body factor (at Deleuze and Guattari) and the existential interpretation of the phenomenon of the body (at Sartre), as well
Читать PDF
255.90 кб

О чем невозможно говорить, следует воображать рецензия на: зыгмонт, А. (2018) Святая негативность. Н

Врублевская Полина
Читать PDF
105.51 кб

Отрицание как основа негативной дискурсивности

Колбин Денис Александрович
Рассматриваются основания позитивного и негативного дискурсов.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальная метафизика негативного трансцендентного и ничто

Кисельников Александр Александрович
С опорой на негативную онтологию и экзистенциализм вводится представление о негативном трансцендентном, отрицающем себя и ставящем под вопрос свой абсолютный смысл.
Читать PDF
0.00 байт

Практики онтологизации негативного в современной философии

Гаспарян Диана Эдиковна
Тема настоящего исследования демонстрация ключевых трансформаций, произошедших в практике освоения категории негативности в современной философии. Выделяются четыре основные стратегии «обращения» с негативным: 1.
Читать PDF
89.83 кб

Эротическое и негативное

Краснухина Елена Константиновна
Опираясь на идеи Гегеля, Сартра, Батая, Кристевой, автор анализирует те философские дискурсы, которые различным образом сопрягают эротизм человеческого существования с его способностью к негации любой фактичности и необходимости.
Читать PDF
127.76 кб

«Негативное возвышенное» vs «Проработка прошлого» в интеллектуальной истории Д. ЛаКапры

Николаи Федор Владимирович
Рассматривается критика концепции возвышенного Ж.-Ф. Лиотара и попытки ее прямого переноса в сферу исторических исследований, в первую очередь при анализе предельных событий ХХ века, известным интеллектуальным историком Д.
Читать PDF
0.00 байт

Негативное как способ существования смысла

Павлова Елена Игоревна
Статья посвящена вопросу смысла. Актуализирован этот вопрос был философией постмодерна, а именно, заявлением о том, что «смысла нет». Это заявление, тем не менее, побуждает к разысканию смысла.
Читать PDF
596.59 кб

«Различать негативное и позитивное в религии. . . » о новом религиоведческом издании - «Журнале крит

Боер Роланд
В интервью одного из редакторов нового журнала международного издательского дома SAGE («Журнал критического исследования религии») идет речь об исследовательской установке и редакционной политике издания.
Читать PDF
82.71 кб

Концепция негативной позитивной свободы в эстетике модернизма

Коробейникова Лариса Александровна, Беликова Эллина Сергеевна
Проанализирован концепт негативной позитивной свободы на материале искусства модернизма, что позволило выявить необходимость изучения взаимосвязи двух составляющих сторон свободы, в отличие от их разделения в социальной философии.
Читать PDF
0.00 байт

Что я понимаю под негативной этикой?

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Данная публикация представляет собой текст открытой лекции, прочитанной академиком А.А. Гусейновым на конференции «Облики современной морали: В связи с творчеством академика РАН А.А. Гусейнова».
Читать PDF
0.00 байт

Идеи женщин-философов 1930 -1940-х гг. В контексте «Негативной антропологии»

Григорьева Надежда Яковлевна
В статье рассматривается женский философский дискурс 1930-1940-х гг. в его общеевропейской перспективе. Анализируется участие женщин-философов в развитии т. н. «негативной антропологии».