Навьи

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Навь
слав.)  – воплощение смерти, вероятно, связанное с представлениями о погребальной ладье, на которой плывут в царство мертвых. К Н. относятся целые классы мифических существ, связанных со смертью, – украинские навки (мавки), болгарские нави, сосущие кровь у родильниц, и др. У восточных славян существовал Навий день – день поминовения умерших, позже приуроченный к последнему четвергу Великого поста.

Источник: Мифологический словарь

НАВОИ
Низамаддин Алишер (1441–1501) – узб. поэт, мыслитель и гос. деятель, основоположник узб. языка и лит-ры. В основе мировоззрения Н. лежал пантеизм с элементами суфизма; природа, учил Н., это – сокровищница, изучение к-рой делает человека счастливым. Критикуя духовенство и ср.-век. схоластику, Н. высоко ценил науку, знания и человеч. разум. Выступая против лицемерной клерикальной идеологии, Н. поет гимн земному бытию, твердо веря в конечное торжество справедливости и счастья в человеческом обществе. Однако в силу историч. условий все свои надежды он возлагал на "справедливого царя". Уважение к труду, утверждение братства между народами, стремление к справедливости и освобождению личности – осн. мотивы творчества Н. Соч.: Танланган асарлар, т. 1–3 (6 книг), Тош., 1948–49; Мезонул авзон, Тош., 1949; Хазойинул маоний, т. 1–4, Тош., 1959–60; в рус. пер. – Пять поэм, М., 1948; Лирика, М., 1948; Избр. произв., Таш., 1951. Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М.–Л., 1948; Великий узб. поэт А. Н. Сб. ст., Таш., 1948; Захидов В. Ю., Мир идей и образов А. Н., Таш., 1961; Айбек, Навои, [М., 1961 ]. А. Валиев. Ташкент.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Навьи

Древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: «В нави зрети» – то есть ожидать смерти, а Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы». В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и поражают всех живых: «Навьи бьют полочан».
Мертвецы, навьи всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть. Мертвым – мертвое царство, живым – живое, поэтому от общения с потусторонним миром люди должны всячески остерегаться. Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи. Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, – быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу… Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки – пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!
В славянской философии «навь» – олицетворение прошлого, ушедшего, минувшего.

Источник: Словарь славянской мифологии