НАУКА OБ ИСКУССТВЕ

Найдено 1 определение
"НАУКА OБ ИСКУССТВЕ"
художеств.-теоретич. дисциплина, оформившаяся в нач. 20 в. в Германии (allgemeine Kunstwissenschaft – "всеобщая наука об искусстве"), пытавшаяся объединить в себе методологич. проблемы истории с осн. вопросами формалистически трактованной теории всех видов иск-ва. В качестве "объективной науки", исключающей к.-л. оценочное отношение к иск-ву, "Н. об и." противопоставлялась эстетике как оценочной дисциплине; задача ее виделась в том, чтобы изучать "эстетический объект" как таковой и давать классификацию искусства по "типам" (Дильтей, М. Дессуар), формально-стилистическим категориям с точки зрения способов "художественного видения" (Г. Вельфлин), видам "мировосприятия" и "художественной воли" (Г. Воррингер и др.). Важнейшими теоретиками этой науки были М. Дессуар и Э. Утиц. Ими было создано об-во эстетики и "всеобщей „Н. об и.“", просуществовавшее до 2-й мировой войны и издававшее в 1906–43 журн. "Zeitschrift f?r ?sthetik und allgemeine Kunstwissenschaft". Конгрессы об-ва состоялись в 1913, 1924, 1927. В области конкретного исследования историч. периодов и стилей, в освещении проблем структуры художеств. произведений "Н. об и." дала ряд положит. результатов, несмотря на формалистич. и идеалистич. характер ее концепций иск-ва в целом. После 2-й мировой войны центр деятельности сторонников "Н. об и." переместился в США (Манро, Редер, М. Ризер, Е. Вундт и др.), где издается их орган "Journal of Aesthetics and Art Criticism" (c 1941). В отличие от довоенного нем. варианта "Н. об и.", в к-ром господствовал принцип формально-композиц. и структурного рассмотрения произведений и стилей искусства, послевоенный англо-американский вариант, наряду с "ортодоксальным" формализмом, широко пропагандирует взгляды экзистенциализма, семантиков и др. Идеи "Н. об и." были широко распространены в бурж. искусствоведении довоенных лет. Особое признание получила идущая от Фидлера и разработанная Г. Вельфлиным формалистич. теория "видения" и "формотворчества", к-рая нашла своих последователей в литературоведении (О. Вальцель, О. Гейгер и др.) и в музыковедении (В. Гурлитт и др.). В СССР в 20-х гг. делались неудачные попытки создать "социологическую" разновидность "Н. об и." в виде "синтетической" науки, объединяющей историю стилей и теорию всех видов иск-ва. Лит.: Гильдебранд ?., Проблема формы в изобразит. иск-ве, пер. с нем., М., 1914; Сидоров ?. ?., ?. об и., в сб.: Обществ. науки. 1917–1927, М., 1928; Маца И., "Кризис эстетики" и формалистич. "Н. об и.", в сб.: Вопросы эстетики, вып. 3, М., 1960; Dessoir М., ?sthetik und allgemeine Kunstwissenschaft..., Stuttg., 1906; его же, Skeptizismus in der ?sthetik, "Z. ?sthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1907, Bd 2, H. 4; Tietze H., Die Methode der Kunstgeschichte, Lpz., 1913; Utitz E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1–2, Stuttg., 1914–20; Frankl P., Das System der Kunstwissenschaft, Br?nn–Lpz., 1938. И. Маца. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.01 мб

Мировоззрение, наука и искусство

Э. В. Бурмакин
Читать PDF
2.17 мб

Мировоззрение, наука и искусство

Э. В. Бурмакин
Читать PDF
206.86 кб

Искусство и наука в эпоху «Дабл-пост»

Ерохин Семен Владимирович
Статья посвящена анализу процесса формирования трансдисциплинарной области научного искусства, в пределах которой осуществляется синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предполагающий адаптацию методов естественных
Читать PDF
199.61 кб

Наука и искусство: основания интеграции

Басырова Д. Р.
На основании анализа науки и искусства как двух самостоятельных способов отражения реальности автором выявлена их неотвратимая связь, единое онтогносеологическое основание, коренящееся в целостности человека и мира.
Читать PDF
267.21 кб

Наука и искусство ХХ века: между Логосом и мифом

Козьякова М. И.
В статье рассматривается проблематика науки и искусства ХХ века в контексте новых технологий.
Читать PDF
267.21 кб

Наука и искусство ХХ века: между Логосом и мифом

Козьякова М. И.
В статье рассматривается проблематика науки и искусства ХХ века в контексте новых технологий.
Читать PDF
182.46 кб

Наука и искусство ХХ века: между Логосом и мифом

Козьякова Мария Ивановна
В статье рассматривается проблематика науки и искусства ХХ века в контексте новых технологий.
Читать PDF
183.61 кб

Аксиология в социальных науках и искусствоведении

Зохрабова A. Э.
В данной статье рассматриваются проблемы и методы аксиологии, которые, так или иначе, пронизывают всю жизнь человека. Однако мы рассматриваем понятие значения ценностей в философском и искусствоведческом ас-пектах.
Читать PDF
0.00 байт

Геоглифия как наука об искусственном рельефе земли

Чудинов Валерий Алексеевич
Статья посвящена новому направлению в науке геоглифии.
Читать PDF
154.60 кб

Логика Д. Пуансо в контексте дихотомии «Искусство-наука»

Скрипник Константин Дмитриевич
Читать PDF
148.61 кб

ИСКУССТВО И НАУКА - ВЕХИ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

Морозов Владимир Петрович
Статья содержит краткий исторический обзор экспериментальных исследований автора и сотрудников по проблемам вокального искусства и актерской речи (1964-2015).
Читать PDF
11.64 мб

Искусство и наука в формировании жизненной среды человечества

Швидковский Дмитрий Олегович
Представлен авторский взгляд на искусство и науку как на две единые по своему генезису, взаимообусловленные и взаимообогащающие фундаментальные составляющие человеческого мировосприятия видения Космоса, природы и социума.
Читать PDF
576.88 кб

Тульпе И. А. Мифология. Искусство. Религия. СПб. : Наука, 2012

Смирнов Михаил
Читать PDF
202.96 кб

Наука и художественное творчество. Суггестивная сила искусства

Галинская И. Л.
Читать PDF
234.97 кб

Религия, наука и искусство: единый источник и различие подходов

Латышева Ж.В.
Статья посвящена теме взаимоотношений искусства, науки и религии. Указывается на наличие различных взглядов по поводу их происхождения, природы и взаимодействия.

Похожие термины:

  • ИСКУССТВО И НАУКА

    Если наука объясняет мир на языке категорий,абстрактных понятий, законов и теорий, то искусство это делает при помощи естественного языка, отражая мир в художественных образах, а знание, добытое и