НАУКА И РЕЛИГИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

"Наука и религия"
ежемесячный научно-популярный атеистический журнал всесоюзного об-ва «Знание». Выходит с 1959 г. Тематическая направленность журнала: критика религ. идеологии, реакц. клерикализма, использования религии империалистической реакцией, пропаганда научного атеизма, достижений науки, опыта и методики атеистического воспитания. Рассчитан на пропагандистов атеизма и верующих.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

"НАУКА И РЕЛИГИЯ"
ежемесячный научно-популярный атеистический журнал Всесоюзного общества «Знание». Издается с сентября 1959. Освещает широкий круг вопросов, касающихся теории научного атеизма, марксистского религиоведения, атеистич. воспитания, критики религ. идеологии, истории религии, свободомыслия и атеизма, роли религии и церкви в совр. мире, разоблачения клерикального антикоммунизма, мировоззренческого осмысления достижений науки и т. д. Журнал уделяет большое внимание критике идеологии совр. православия, показу его истинной роли в истории России,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

»НАУКА И РЕЛИГИЯ»
ежемес. науч.-попул. атеистич. иллюстр. журнал Всесоюзн. общества «Знание». Издается с сентября 1959. Рассчитан на массового читателя, в т. ч. верующего, а также на пропагандистов атеизма. Освещает широкий круг вопросов, касающихся теории науч. атеизма, марксист. религиоведения, практики атеистич. воспитания, критики религ. идеологии, истории религ. верований, свободомыслия и атеизма, роли религии и церкви в истории народов и в совр. мире, разоблачения клерик. антикоммунизма, мировоззренч. осмысления актуальных проблем и достижений науки и т. д. Осн. рубрики: «Духовный мир человека», «Практика: опыт, проблемы», «Университет лектора», «Религия, церковь, верующий», «История и современность», «Горизонты науки и др.

Источник: Атеистический словарь

«Наука и религия»
ежемесячный научно-популярный журнал, издается с сент. 1959. Был учрежден как массовое издание для пропаганды материализма и свободомыслия. С начала общественно-политич. изменений в стране активно участвовал в выработке новой концепции государственно-церк. отношений, в налаживании диалога верующих и атеистов. Сегодня, в новых условиях, журнал старается развивать межконфессиональный диалог. Отвечая на духовные запросы об-ва, журнал обращается и к «вечным» темам: смысл жизни и смерти, тайны бытия, загадки космоса и т. п., предоставляя свои страницы как ученым, так и богословам различных религий. Большое место в журнале занимают материалы о традиционных в России религиях православии, исламе и др. Основные рубрики: «Заглянуть в новое тысячелетие», «Из истории Отечества», «Православная иконография», «Великие святыни», «Понять ислам», «Тайноведение», «Священная география», «Загадки Вселенной» и др. Распространяется в России, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. С 1985 главный редактор Правоторов В. Ф.

Источник: Религии народов современной России

НАУКА И РЕЛИГИЯ

- они "не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах...: наука изучает мир, религия познает Бога" (С.Франк). Но вера видит мир соотнесенным с Богом, наука же изучает природу без всякой связи с Ним, и конфликты между ними происходят, когда ученые строят из своих знаний глобальную картину мира как системы, где нет места "донаучному" Высшему бытию. "Такую систему, вероятно, никогда не смогут построить, возможно даже, что в ней не миновать внутренней противоречивости. Но стремление создать ее есть, и оно таково, что научный способ мышления может полностью овладеть сознанием, делая его недосягаемым для других вопросов" (Ж.Ладриер). Космология научная отличается от религиозной. Согласно последней, в глубинах мирового бытия сохраняется связь природы с Богом, энергии Божии нисходят в мир, что может проявлять себя на видимом плане в виде чудес, но для постижения этого необходима вера, приоткрывающая нам невидимое; наука же позволяет максимально тщательно исследовать внешние условия действия сил свыше. При всей сложности взаимоотношений науки с христианством она содействует достижению зрелости христианской мысли и лучшему пониманию им скрытой логосности мира, что важно и для внутренней зрелости человека в деле его спасения.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

НАУКА И РЕЛИГИЯ
ежемес. научно-популярный атеистич. журн. Всесоюзного об-ва «Знание»; начал выходить с сент. 1959. Перед журналом поставлена задача «публикации популярных статей, лекций и консультаций по естественнонаучной пропаганде, разоблачению и критике религиозной идеологии, по теории и истории научного атеизма, вопросам обобщения методики и практики научно-атеистической пропаганды, рецензирование и информация о выходящей научно-атеистической литературе» (Из постановления ЦК КПСС от 5 мая 1959 «О журнале «Наука и религия»«. См. в кн.: Вопросы идеологич. работы. М., 1961, с. 271). Журнал «Н. и р.» рассчитан на массового читателя и на пропагандиста научного атеизма. Журнал, выполняя заветы В. И. Ленина, данные им в статье «0 значении Воинств. материализма», стремится учитывать в публикуемых материалах разл. уровень и запросы читателей, как атеистов, так и верующих, избегать односторонности, давая самый разнообр. материал по научному атеизму, знакомя читателей с фактами из самых разл. областей жизни, имеющими значение для научно-атеистич. пропаганды. Важнейшей задачей журнала после XXII съезда КПСС является пропаганда Программы партии. В журнале разоблачается реакц. клерикализм, пропагандируются выдающиеся достижения отечеств, и мировой науки и атеистич. выводы, из них вытекающие, все ценное, что есть в истории атеизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

НАУКА И РЕЛИГИЯ
Как самостоятельные области духовной культуры наука и религия стремятся постичь мир, но делают это различным способом: религия – в форме веры, путем создания фантастических  образов, а наука – в форме систематизированного знания объективной истины и теоретического мышления. Если религиозное мировоззрение построено на принятии догматов веры без всяких  доказательств (хотя в средние века было сделано ряд попыток рационально доказать догматы священного  писания, которые в конечном итоге потерпели крах), то научное познание рассматривается как истинное, только если оно  подтверждено  эмпирическими  доказательствами.  В  средние  века  религия подчинила себе науку и заставила ее заниматься толкованием Священного писания и комментариями к Библии. Но в схоластических диспутах и комментариях оттачивались положения теоретического мышления, которые подготовили революцию в науке Нового времени. Первое серьезное столкновение религии с наукой связано  с  открытием  Коперника  гелиоцентрической  картины  мира.  Религия должна была отказаться от целого ряда догматов теологии и перестала единолично формировать воззрения на мир. В этой борьбе победила наука и постепенно освободилась  от  религиозных  основ.  Сегодня  наука  и  религия  существуют  в духовной культуре общества, каждая, занимая свою нишу и не посягая на сферу другой. Религия, предлагая человеку вечные ценности (любовь,  надежду, спасение, терпение), по-своему наделяет человека житейской мудростью, не умаляя достоинств науки в познании мира.

Источник: Философия науки и техники: словарь

НАУКА И РЕЛИГИЯ
формы обществ, сознания, к-рые противоположны по своей сущности и соц. роли. Наука, включающая систему знаний о законах природы, общества и мышления, а также деятельность, направленную на достижение этих знаний, возникает и развивается в связи с прогрессом обществ. практики и познават. потребности людей. Религия, выражая слабость людей перед непознанными, неконтролируемыми природными и соц. силами, насаждала иллюзорные представления о могучих свсрхъестеств. духовных существах, о полной зависимости от них человека и природы, чем ограничивала самостоятельность, активность, инициативу человека, затрудняла развитие познават. и преобразующей деятельности. Зачатки наук (астрономии, математики, механики, логики) появились в странах Др. Востока (Египет, Двуречье, Китай, Индия), они развивались в Др. Греции и Риме. Зарождавшееся науч. знание нередко приходило в столкновение с господств, религ. мировоззрением. В 15-16 вв. под влиянием потребностей зарождавшегося капиталистич. производства стало развиваться естествознание как система наук о природе. Его достижения, начиная с гелиоцентрич. системы Коперника, на протяжении 300 лет подрывали содержащиеся в Библии, Коране и др. св. книгах представления о мире и человеке. Религ. идеологи,используя власть церкви в об-ве, пытались подчинить естеств.-науч. знания религ. догмам, а науч. теории, противоречащие св. писанию, и их защитников подвергали преследованиям. Вопреки усилиям апологетов религии, во вт. пол. 19 в. естествознание освободилось из-под опеки религии, показав несостоятельность религ. взглядов на природу. Создание Марксом и Энгельсом истории, материализма бьшо решающим ударом по религ. пониманию человека, общества, истории. Стремит, развитие науки в 20 в. еще полнее выявило анти-науч. сущность религ. мировоззрения. Успехи науки и распространение знаний способствовали освобождению от религиозности широких масс трудящихся. Именно поэтому теологи пытаются создать видимость примирения совр. науки с религ. мировоззрением. В этих целях они вынуждены модернизировать религию, а также прибегать к др. приемам: разграничению сфер Н. и р. в познании, использованию нерешенных науч. проблем для обоснования необходимости религ. руководства наукой и т. п. Все эти ухищрения извращают дсйствит. отношения Н. и р. Данные совр. науки опровергают модсрнизир., подчищенные религ. взгляды на мир и человека.

Источник: Атеистический словарь

религия и наука
РЕЛИГИЯ И НАУКА — две сферы жизни общества и индивида, отношения между которыми исторически изменялись и служили предметом острых философских споров. В европейском общественном сознании, начиная с 18 в., сложилось мнение о противостоянии этих сфер духовной деятельности, об отсутствии точек соприкосновения. Однако в современной философии науки и в религиоведениии существует точка зрения, согласно которой на ранних этапах истории — в силу синкретического сознания древнего человека — накопление рационального объективного опыта могло осуществляться только в рамках религиозных воззрений. В течение долгого времени в различных культурах сохранялась ситуация подчинения позитивного знания религиозной идеологии.         Так, счет и календарная система майя были связаны с ритуальным циклом поклонения и жертвоприношений солнечному Богу. Развитие математики в арабо-мусульманском обществе обусловлено мистической системой истолкования Вселенной, в которой каждому объекту соответствует определенное числовое значение. Подобным же образом нумерология в даосских традициях древнего и средневекового Китая способствовала становлению системы счисления и осмыслению различных математических операций. Химия родилась из алхимии. Наблюдения за светилами, за сезонными изменениями погоды способствовали развитию астрономии; всевозможные мантические системы требовали обобщения знаний о природе растений, минералов, жидкостей, что послужило в дальнейшем возникновению медицины, ботаники, минералогии и других научных дисциплин.         Тенденция к неприятию науки проявилась с укреплением институциональной власти Церкви, поскольку рациональное знание ослабляло веру, вызывало сомнения. Занятия наукой в средневековой Европе расценивались как ересь и грех гордыни, который отсылал к первородному греху Адама и Евы, вкусивших от Древа Познания Добра и Зла, т.е. посягнувших на божественное право всезнания. Стремление к знанию, способность к учению, страсть к экспериментированию мыслились христианским обществом как искушение дьяволом или получение дьявольского дара (легенда о Фаусте). Подобное положение дел повлияло на то, что в философии проблема соотношения Р. и н. рассматривалась как проблема противостояния веры и знания. Эта оппозиция была осознана эпохой Возрождения, когда религиозные постулаты обосновывались доводами логики. Непримиримость двух полюсов стала программным моментом просветительской мысли 18 в., у Вольтера и Дидро, превозносивших науку, рациональное практическое мышление и рассматривающих религию как систему заблуждений. Религия дезориентирует людей в познании, наделяя природные объекты вымышленными свойствами и качествами, а значит, закрепляет зависимость человека от стихийных природных сил. Наука же, дающая знание законов и связей явлений, призвана закрепить власть человека над природой. Философия просветителей открывала возможность рассматривать религию в гносеологическом аспекте. Она предстает как искаженная, иллюзорная система знаний о мире.         С одной стороны, существует тенденция рассматривать Р. и н. как сменяющие друг друга в процессе эволюции способы восприятия и объяснения мира. Эта традиция восходит к Г. В. Ф. Гегелю и О. Конту, для которых история человеческого познания разворачивается по линии от первоначального этапа религиозного мировоззрения к стадии позитивного научного знания, оперирующего понятиями. В середине 20 в. эволюционистские взгляды сменяются новыми теориями, в которых нарастает стремление обнаружить взаимодействие и сходные принципы научного и религиозного типов мышления. Предшественником подобных концепций является немецкий философ Э. Кассирер, который рассматривал язык, искусство, мифологию, религию, науку не как сводимые одна к другой или последовательно сменяющие друг друга, но как параллельно существующие формы символической деятельности. В каждой из них создается своя онтологическая система, каждая раскрывает реальность в своем неповторимом ракурсе. В вопросе взаимоотношения Р. и н. современные исследователи говорят о принципе дополнительности. Утверждается отсутствие непреодолимых границ между наукой, религией и философией: предположения, гипотезы, новые идеи свободно попадают из одной области знания в другую. Использование альтернативных и прямо противоположных научной парадигме идей препятствует омертвению знания и способно привести к эффективному результату, к неожиданным открытиям. Тенденция к сближению объективного познания и религиозной интуиции обнаруживается также в рамках философской теологии.         За весьма непродолжительный период в воззрениях религиозных мыслителей произошли изменения от полного неприятия рационального познания действительности (спекулятивный безличный метод науки не способен раскрыть глубинные основы существования, выйти за пределы видимой реальности) до признания их совместимости (мышление как познание посредством понятий и суждений возможно только в горизонте абсолютного бытия). Синтез всех отраслей знания производится с целью выхода к трансцендентному. Сближение Р. и н. не на методологическом (как способы познания), а на содержательном уровне осуществил французский теолог П. Тейяр де Шарден, чьи взгляды повлияли на современное состояние как теологии, так и науки. В его концепции эволюция Вселенной (начиная с зарождения частиц материи до состояния преджизни) и эволюция человека (от появления органической жизни и до будущего состояния сверхжизни) обусловлены божественной волей и подчинены определенной цели. Теория Тейяра де Шардена открыла путь для модернистских теологических концепций, включающих в свое содержание данные физики, биологии и прочих наук (теория Большого Взрыва и проблема Творения), аргументирующих развитие и состояние Вселенной божественным замыслом.         Следует отметить обратное влияние религиозных воззрений на науку, что сказывается не только в принятии веры учеными (наука не может доказать отсутствие Бога так же, как не может доказать его существование), но и в попытках объединить научные теоретические данные с религиозными концепциями. Представители естественнонаучной мысли 20 в. Н. Бор, М. Планк видели в законах физики необъяснимую гармонию, заставляющую предполагать существование некоего мирового разума, который управляет природой и ведет развитие Вселенной к определенной цели, постичь которую наука пока не может. Помимо теорий, декларирующих сближение Р. и н., появляются концепции, в которых религиозное и научное знание отождествляются: например, утверждения, что древние мифы, гимны Вед или буддийские доктрины содержат зашифрованные идеи и представления, соответствующие современным научным теориям.         Т.Н. Борко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАУКА И РЕЛИГИЯ
два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия – к сверхъестественному. Формы и способы взаимоотношения науки и религии разнообразны. Взаимодействие науки и религии имеет долгую историю. Длительное время они развивались в рамках мифологии и не выделялись в качестве самостоятельных форм. Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Наука вырабатывает свои методы и критерии, свою модель рациональности и картину мира. Наука и религия имеют каждая собственную картину мира, свои способы построения и критерии истинности. По сути дела, религия и наука являются двумя различными способами объяснения одной и той же реальности. Они объясняют сущность, происхождение мира, жизни и человека.
С помощью наблюдения и логического рассуждения наука устанавливает факты и на их основе выстраивает законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Наука представляет собой особый социальный институт, имеет практическую направленность (критерий практики в науке появляется в эпоху Возрождения). Наука тесно связана с техникой, поскольку техника – это одно из практических воплощений науки. Религия является не менее сложным явлением, чем наука, ведь она соединяет в себе церковь как социальный институт, веру человека и моральные основы человеческого бытия. Религия рассматривает взаимоотношения человека с Абсолютом. Религия охватывает сотни миллионов людей, тогда как лиц, занимающихся наукой, значительно меньше. В Античности религия и наука постоянно соприкасаются, в то время еще не возникает острых столкновений между ними. В Средние века религия становится определяющим фактором формирования мировоззрения. В этот период наука, как и философия, рассматривается только как дополнение к религии. Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных истин к философским и религиозным. Начиная с эпохи Возрождения соотношение науки и религии резко меняется. Решающим столкновением между наукой и религией становятся споры вокруг системы мира Н. Коперника. Ортодоксальной считалась система мира К. Птолемея, согласий которой Земля покоится в центре Вселенной, в то время как Солнце, Луна, планеты и сфера неподвижных звезд вращаются вокруг нее. Согласно коперниканскому учению Земля вовсе не покоится, а движется вокруг Солнца и вокруг своей оси. Позднее научные взгляды о мире были развиты Галилеем. Г. Галилей указывает на существенные различия между суждениями науки и веры. У науки и веры, по его мнению, разные основы и задачи.
Наука не должна зависеть от традиции и догм, а научное знание должно быть автономным, поскольку в основе науки лежит эксперимент. В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII–XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира, которая на основе законов механики претендует постичь все, исходя из самой природы. Законы сохранения энергии и вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира, тем самым подрывая религиозные представления о природе. В это время была достигнута практически полная независимость науки от религии, появляется и атеизм, первыми наиболее последовательными представителями которого были французские просветители. Атеизм нашел свое практическое воплощение в лозунгах Великой французской революции.
В XIX в. последовала реакция на указанные процессы, но авторитет науки, поддержанный к тому же промышленным переворотом, уже настолько упрочился, что ей оказались не опасны наступления религии. Вера в науку значительно заместила веру в религию. Наиболее серьезная попытка клерикалов взять реванш – дискуссия вокруг дарвиновской теории происхождения видов, особенно вокруг тезиса о происхождении человека. В итоге к н. XX в., по крайней мере в просвещенной части общества, атеизм, основанный на вере во всемогущество науки, победил безоговорочно. «Бог умер» – провозгласили философы (Ф. Ницше). В этом, однако, таилась одна из двух главных опасностей для чисто атеистического научного мировоззрения: подобная позиция была убедительной только для интеллектуально развитой части общества, для просвещенного меньшинства жителей планеты. Другая опасность для атеистического мировоззрения неожиданно выросла из самой его основы и гордости – фундаментальной науки, главным образом физики. Оказалось, что наука вовсе не всемогуща – она имеет принципиальные внутренние ограничения в изучении микро- и макромира. Этим не преминули воспользоваться теологи. Так, католический теолог Ж. Маритен утверждал, что наука и теология достигли линии водораздела.
В конце XX в. «идеологический диктат» атеизма исчезает, он уже не столь популярен, его сменяет не религиозность, основанная на убеждении, а скептицизм и абстрактная религиозность, большим потоком в сознание людей вливаются всевозможные явления – оккультизм, мистика, теософия, магия, спиритизм и др. Несмотря на это, религия и наука по-прежнему имеют разные основания: наука опирается на знание, полученное научными методами, а религия – на веру. Есть концепции, считающие, что наука и религия должны развиваться параллельно. Их сторонники исходят из того, что науку и религию можно примирить, поскольку у них есть общие основания. Ведь именно разум определяет содержание религии, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв между наукой и религией происходит от недостаточного развития науки или от несовершенства религии. Окончательная цель развития – высшее объединение обеих областей, синтез всего духовного мира. Религия и наука не противоречат и не могут противоречить друг другу по той простой причине, что они говорят о разном; противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете: наука изучает действительный мир, религия познает Бога, поэтому истины одной не должны противоречить истинам другой.
Следует признать, что религия и наука имеют и общие вопросы. Назовем некоторые из них. Вопрос о сущности мира. С точки зрения классической науки Вселенная представляет собой замкнутую, саморегулирующуюся систему, в которой все происходящие процессы идут без всякого внешнего вмешательства и могут быть описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы науки, не нуждается в гипотезе Бога. Человек – частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствования. Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной. С точки зрения религии Бог создал мир, он управляет им. Человек является творением Бога. Мир создан Богом разумно, т. е . он имеет свой порядок. Вопрос о происхождении мира и жизни. Учение о постепенной эволюции растений и животных перешло в биологию в основном из геологии. Существуют теории о том, что организованные формы материи возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций. Именно это имеется в виду под эволюцией. Существуют исследования механизма эволюции. Главная историческая заслуга, например, Ч. Дарвина с точки зрения науки состоит в том, что он предложил в качестве механизма естественный отбор, благодаря чему идея эволюции стала казаться более правдоподобной.
Согласно религиозной точке зрения мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только неживую природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других. Вопрос о происхождении человека. Религия и наука в вопросе о происхождении человека говорят о разном: наука – об относительном «происхождении» человека, т. е. биологической преемственности его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, религия – об абсолютном происхождении человека, т. е. о его происхождении из первоначала бытия и об отношении его к этому первоначалу – Богу. Религия утверждает, что человек есть существо, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие». Дарвинизм так же, как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религиозными идеями. Пришлось отказаться от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился человек. Объяснение чудес. Это основной камень преткновения между религией и наукой. Вера в чудеса считается несовместимой с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы. Религиозный человек верует, что он находится под постоянным водительством Бога; и если он усматривает волю Божию в сцеплении явлений, обусловленных естественными причинами, то он не может отказаться от мысли, что если Бог захочет, то Он всегда может и изменить естественный ход событий, т. е. сотворить чудо. Под чудом понимается непосредственное вмешательство высших, Божественных сил в ход явлений – вмешательство, приводящее к такому результату, который невозможен при действии только естественных, природных сил. Наука изучает закономерности только естественных объектов и внутренних сил природы, поэтому ничего не говорит о возможности или невозможности чуда. Таким образом, можно сказать, что наука и религия, несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересечения. А в таких явлениях культуры, как алхимия или астрология, наука и религия соединяются в одно целое. Язык науки и язык религии также обладают сходством. Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины; доказательства в науке и религии рассуждения строятся с привлечением аргументов и логических доказательств. Эти сходства объясняются тем, что наука и религия развивались, взаимно влияя друг на друга. К. И. Заболотских

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
237.38 кб

Наука и религия

Зеннхаузер В.
В настоящем сочинении в общих чертах при помощи некоторых примеров наглядно показано то, как наука и религия развиваются одна из другой и зачастую становятся антиподами.
Читать PDF
323.64 кб

Религия и наука в Дагестане

Гусейханов М. К., Магомедова У.Г.-Г.
В статье рассмотрены вопросы распространения различных религий в Дагестане. Показана связь это- го процесса с формированием научных знаний в республике.
Читать PDF
193.65 кб

Наука и религия в современном мире

Зобов Роман Алексеевич, Клинецкая Нина Васильевна
Статья посвящена исследованию проблем взаимодействия науки и религии в современном мире. Рассматриваются различные аспекты изучения науки, религии и человека в индустриальном обществе.
Читать PDF
1.44 мб

Религия и наука: война или гармония?

Моркина Ю. С.
Читать PDF
141.77 кб

\ благотворительность \ Наука - религии

Скобелева Татьяна , Жидкова Вера
Читать PDF
164.80 кб

Постсоветский транзит и наука о религии

Кырлежев Александр
В своих размышлениях «на полях» сборника «„Наука о религии“, «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ начала ХХ! в.» (сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонова. М.
Читать PDF
672.28 кб

Когнитивная наука и исследования религии

Шахнович Марианна
В статье рассматриваются основные проблемы современного когнитивного религиоведения, показывается, что исследователи в рамках этого направления, опираясь на натурализм и эволюционизм, рассматривают религию как особую форму познава
Читать PDF
252.56 кб

Наука и религия: метаморфозы взаимовлияния

Гаврилов Евгений Олегович
Статья посвящена описанию взаимосвязи науки и религии в исторической ретроспективе и в современном обществе. Проводится анализ трансформации социального положения науки и религии, определяются условия их взаимодействия.
Читать PDF
877.79 кб

НАУКА И РЕЛИГИЯ: ДВЕ СТОРОНЫ ПОЗНАНИЯ МИРА

Шелюто Владимир Михайлович
Статья посвящена проблемам взаимодействия науки и религии в познании мира.
Читать PDF
471.72 кб

Наука и религия в формировании картины мира

А. С. Филатов
Читать PDF
237.64 кб

Философия, религия, наука: модели осмысления

Коначева Светлана
В статье рассматриваются основные модели философского осмысления религии, выделяются конституирующие характеристики религии, которые определяют ее специфику по отношению к иным формам человеческого существования.
Читать PDF
198.70 кб

Нейротеология: теории религии и наука о мозге

Малевич Татьяна Владимировна
The article deals with analysis of the key ideas of the so-called “neurotheology,” a relatively new interdisciplinary field of research focusing on the study of religious phenomena from a neuroscientific point of view.
Читать PDF
20.46 мб

НАУКА О РЕЛИГИИ И ЕЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ КРИТИКИ

Узланер Дмитрий, Апполонов Алексей
Читать PDF
185.16 кб

Наука как религия: парадокс секулярной культуры

Варава Владимир Владимирович
В статье наука рассматривается как феномен культуры, обусловленный религиозно-философским контекстом.
Читать PDF
155.55 кб

Наука и религия в русской религиозной философии

Солдатов Александр Васильевич

Похожие термины:

  • Магия, наука и религия

    «МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ» («Magic, Science and Religion») — одна из наиболее известных работ англ. этнографа и исследователя культуры Бронислава Малиновского. Впервые опубликована в книге «Science, Religion and Reality» (ed.