наука и жизненный мирНаука и социология знания

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Найдено 6 определений термина НАУКА И РЕЛИГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

»НАУКА И РЕЛИГИЯ»

ежемес. науч.-попул. атеистич. иллюстр. журнал Всесоюзн. общества «Знание». Издается с сентября 1959. Рассчитан на массового читателя, в т. ч. верующего, а также на пропагандистов атеизма. Освещает широкий круг вопросов, касающихся теории науч. атеизма, марксист. религиоведения, практики атеистич. воспитания, критики религ. идеологии, истории религ. верований, свободомыслия и атеизма, роли религии и церкви в истории народов и в совр. мире, разоблачения клерик. антикоммунизма, мировоззренч. осмысления актуальных проблем и достижений науки и т. д. Осн. рубрики: «Духовный мир человека», «Практика: опыт, проблемы», «Университет лектора», «Религия, церковь, верующий», «История и современность», «Горизонты науки и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

«Наука и религия»

ежемесячный научно-популярный журнал, издается с сент. 1959. Был учрежден как массовое издание для пропаганды материализма и свободомыслия. С начала общественно-политич. изменений в стране активно участвовал в выработке новой концепции государственно-церк. отношений, в налаживании диалога верующих и атеистов. Сегодня, в новых условиях, журнал старается развивать межконфессиональный диалог. Отвечая на духовные запросы об-ва, журнал обращается и к «вечным» темам: смысл жизни и смерти, тайны бытия, загадки космоса и т. п., предоставляя свои страницы как ученым, так и богословам различных религий. Большое место в журнале занимают материалы о традиционных в России религиях православии, исламе и др. Основные рубрики: «Заглянуть в новое тысячелетие», «Из истории Отечества», «Православная иконография», «Великие святыни», «Понять ислам», «Тайноведение», «Священная география», «Загадки Вселенной» и др. Распространяется в России, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. С 1985 главный редактор Правоторов В. Ф.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

НАУКА И РЕЛИГИЯ

- они "не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах...: наука изучает мир, религия познает Бога" (С.Франк). Но вера видит мир соотнесенным с Богом, наука же изучает природу без всякой связи с Ним, и конфликты между ними происходят, когда ученые строят из своих знаний глобальную картину мира как системы, где нет места "донаучному" Высшему бытию. "Такую систему, вероятно, никогда не смогут построить, возможно даже, что в ней не миновать внутренней противоречивости. Но стремление создать ее есть, и оно таково, что научный способ мышления может полностью овладеть сознанием, делая его недосягаемым для других вопросов" (Ж.Ладриер). Космология научная отличается от религиозной. Согласно последней, в глубинах мирового бытия сохраняется связь природы с Богом, энергии Божии нисходят в мир, что может проявлять себя на видимом плане в виде чудес, но для постижения этого необходима вера, приоткрывающая нам невидимое; наука же позволяет максимально тщательно исследовать внешние условия действия сил свыше. При всей сложности взаимоотношений науки с христианством она содействует достижению зрелости христианской мысли и лучшему пониманию им скрытой логосности мира, что важно и для внутренней зрелости человека в деле его спасения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Как самостоятельные области духовной культуры наука и религия стремятся постичь мир, но делают это различным способом: религия – в форме веры, путем создания фантастических  образов, а наука – в форме систематизированного знания объективной истины и теоретического мышления. Если религиозное мировоззрение построено на принятии догматов веры без всяких  доказательств (хотя в средние века было сделано ряд попыток рационально доказать догматы священного  писания, которые в конечном итоге потерпели крах), то научное познание рассматривается как истинное, только если оно  подтверждено  эмпирическими  доказательствами.  В  средние  века  религия подчинила себе науку и заставила ее заниматься толкованием Священного писания и комментариями к Библии. Но в схоластических диспутах и комментариях оттачивались положения теоретического мышления, которые подготовили революцию в науке Нового времени. Первое серьезное столкновение религии с наукой связано  с  открытием  Коперника  гелиоцентрической  картины  мира.  Религия должна была отказаться от целого ряда догматов теологии и перестала единолично формировать воззрения на мир. В этой борьбе победила наука и постепенно освободилась  от  религиозных  основ.  Сегодня  наука  и  религия  существуют  в духовной культуре общества, каждая, занимая свою нишу и не посягая на сферу другой. Религия, предлагая человеку вечные ценности (любовь,  надежду, спасение, терпение), по-своему наделяет человека житейской мудростью, не умаляя достоинств науки в познании мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

НАУКА И РЕЛИГИЯ

формы обществ, сознания, к-рые противоположны по своей сущности и соц. роли. Наука, включающая систему знаний о законах природы, общества и мышления, а также деятельность, направленную на достижение этих знаний, возникает и развивается в связи с прогрессом обществ. практики и познават. потребности людей. Религия, выражая слабость людей перед непознанными, неконтролируемыми природными и соц. силами, насаждала иллюзорные представления о могучих свсрхъестеств. духовных существах, о полной зависимости от них человека и природы, чем ограничивала самостоятельность, активность, инициативу человека, затрудняла развитие познават. и преобразующей деятельности. Зачатки наук (астрономии, математики, механики, логики) появились в странах Др. Востока (Египет, Двуречье, Китай, Индия), они развивались в Др. Греции и Риме. Зарождавшееся науч. знание нередко приходило в столкновение с господств, религ. мировоззрением. В 15-16 вв. под влиянием потребностей зарождавшегося капиталистич. производства стало развиваться естествознание как система наук о природе. Его достижения, начиная с гелиоцентрич. системы Коперника, на протяжении 300 лет подрывали содержащиеся в Библии, Коране и др. св. книгах представления о мире и человеке. Религ. идеологи,используя власть церкви в об-ве, пытались подчинить естеств.-науч. знания религ. догмам, а науч. теории, противоречащие св. писанию, и их защитников подвергали преследованиям. Вопреки усилиям апологетов религии, во вт. пол. 19 в. естествознание освободилось из-под опеки религии, показав несостоятельность религ. взглядов на природу. Создание Марксом и Энгельсом истории, материализма бьшо решающим ударом по религ. пониманию человека, общества, истории. Стремит, развитие науки в 20 в. еще полнее выявило анти-науч. сущность религ. мировоззрения. Успехи науки и распространение знаний способствовали освобождению от религиозности широких масс трудящихся. Именно поэтому теологи пытаются создать видимость примирения совр. науки с религ. мировоззрением. В этих целях они вынуждены модернизировать религию, а также прибегать к др. приемам: разграничению сфер Н. и р. в познании, использованию нерешенных науч. проблем для обоснования необходимости религ. руководства наукой и т. п. Все эти ухищрения извращают дсйствит. отношения Н. и р. Данные совр. науки опровергают модсрнизир., подчищенные религ. взгляды на мир и человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

религия и наука

РЕЛИГИЯ И НАУКА — две сферы жизни общества и индивида, отношения между которыми исторически изменялись и служили предметом острых философских споров. В европейском общественном сознании, начиная с 18 в., сложилось мнение о противостоянии этих сфер духовной деятельности, об отсутствии точек соприкосновения. Однако в современной философии науки и в религиоведениии существует точка зрения, согласно которой на ранних этапах истории — в силу синкретического сознания древнего человека — накопление рационального объективного опыта могло осуществляться только в рамках религиозных воззрений. В течение долгого времени в различных культурах сохранялась ситуация подчинения позитивного знания религиозной идеологии.         Так, счет и календарная система майя были связаны с ритуальным циклом поклонения и жертвоприношений солнечному Богу. Развитие математики в арабо-мусульманском обществе обусловлено мистической системой истолкования Вселенной, в которой каждому объекту соответствует определенное числовое значение. Подобным же образом нумерология в даосских традициях древнего и средневекового Китая способствовала становлению системы счисления и осмыслению различных математических операций. Химия родилась из алхимии. Наблюдения за светилами, за сезонными изменениями погоды способствовали развитию астрономии; всевозможные мантические системы требовали обобщения знаний о природе растений, минералов, жидкостей, что послужило в дальнейшем возникновению медицины, ботаники, минералогии и других научных дисциплин.         Тенденция к неприятию науки проявилась с укреплением институциональной власти Церкви, поскольку рациональное знание ослабляло веру, вызывало сомнения. Занятия наукой в средневековой Европе расценивались как ересь и грех гордыни, который отсылал к первородному греху Адама и Евы, вкусивших от Древа Познания Добра и Зла, т.е. посягнувших на божественное право всезнания. Стремление к знанию, способность к учению, страсть к экспериментированию мыслились христианским обществом как искушение дьяволом или получение дьявольского дара (легенда о Фаусте). Подобное положение дел повлияло на то, что в философии проблема соотношения Р. и н. рассматривалась как проблема противостояния веры и знания. Эта оппозиция была осознана эпохой Возрождения, когда религиозные постулаты обосновывались доводами логики. Непримиримость двух полюсов стала программным моментом просветительской мысли 18 в., у Вольтера и Дидро, превозносивших науку, рациональное практическое мышление и рассматривающих религию как систему заблуждений. Религия дезориентирует людей в познании, наделяя природные объекты вымышленными свойствами и качествами, а значит, закрепляет зависимость человека от стихийных природных сил. Наука же, дающая знание законов и связей явлений, призвана закрепить власть человека над природой. Философия просветителей открывала возможность рассматривать религию в гносеологическом аспекте. Она предстает как искаженная, иллюзорная система знаний о мире.         С одной стороны, существует тенденция рассматривать Р. и н. как сменяющие друг друга в процессе эволюции способы восприятия и объяснения мира. Эта традиция восходит к Г. В. Ф. Гегелю и О. Конту, для которых история человеческого познания разворачивается по линии от первоначального этапа религиозного мировоззрения к стадии позитивного научного знания, оперирующего понятиями. В середине 20 в. эволюционистские взгляды сменяются новыми теориями, в которых нарастает стремление обнаружить взаимодействие и сходные принципы научного и религиозного типов мышления. Предшественником подобных концепций является немецкий философ Э. Кассирер, который рассматривал язык, искусство, мифологию, религию, науку не как сводимые одна к другой или последовательно сменяющие друг друга, но как параллельно существующие формы символической деятельности. В каждой из них создается своя онтологическая система, каждая раскрывает реальность в своем неповторимом ракурсе. В вопросе взаимоотношения Р. и н. современные исследователи говорят о принципе дополнительности. Утверждается отсутствие непреодолимых границ между наукой, религией и философией: предположения, гипотезы, новые идеи свободно попадают из одной области знания в другую. Использование альтернативных и прямо противоположных научной парадигме идей препятствует омертвению знания и способно привести к эффективному результату, к неожиданным открытиям. Тенденция к сближению объективного познания и религиозной интуиции обнаруживается также в рамках философской теологии.         За весьма непродолжительный период в воззрениях религиозных мыслителей произошли изменения от полного неприятия рационального познания действительности (спекулятивный безличный метод науки не способен раскрыть глубинные основы существования, выйти за пределы видимой реальности) до признания их совместимости (мышление как познание посредством понятий и суждений возможно только в горизонте абсолютного бытия). Синтез всех отраслей знания производится с целью выхода к трансцендентному. Сближение Р. и н. не на методологическом (как способы познания), а на содержательном уровне осуществил французский теолог П. Тейяр де Шарден, чьи взгляды повлияли на современное состояние как теологии, так и науки. В его концепции эволюция Вселенной (начиная с зарождения частиц материи до состояния преджизни) и эволюция человека (от появления органической жизни и до будущего состояния сверхжизни) обусловлены божественной волей и подчинены определенной цели. Теория Тейяра де Шардена открыла путь для модернистских теологических концепций, включающих в свое содержание данные физики, биологии и прочих наук (теория Большого Взрыва и проблема Творения), аргументирующих развитие и состояние Вселенной божественным замыслом.         Следует отметить обратное влияние религиозных воззрений на науку, что сказывается не только в принятии веры учеными (наука не может доказать отсутствие Бога так же, как не может доказать его существование), но и в попытках объединить научные теоретические данные с религиозными концепциями. Представители естественнонаучной мысли 20 в. Н. Бор, М. Планк видели в законах физики необъяснимую гармонию, заставляющую предполагать существование некоего мирового разума, который управляет природой и ведет развитие Вселенной к определенной цели, постичь которую наука пока не может. Помимо теорий, декларирующих сближение Р. и н., появляются концепции, в которых религиозное и научное знание отождествляются: например, утверждения, что древние мифы, гимны Вед или буддийские доктрины содержат зашифрованные идеи и представления, соответствующие современным научным теориям.         Т.Н. Борко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ — 0

Найдено книг по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ — 0