Научные революции
Научные революции
периодически происходящие в науке глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических представлений, методов и норм научного исследования. Примерами крупных Н. р., существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального и интегрального исчисления, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и создание периодической системы химических элементов и др.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
концепт философии Т. Куна. Под Н. р. понимается период экстраординарной науки. Руководствуясь парадигмой, ученые наводят порядок в науке. Так они приходят к нормальной науке [1.С. 45], стандарты которой излагаются в учебниках. Те явления, которые не укладываются в рамки нормальной науки, вообще упускаются из вида. Кажется, что это явный урон, но надо учитывать и преимущества па- радигмальной науки: она позволяет исследовать тот или иной фрагмент природы детальнее и глубже, чем это было бы возможно при других обстоятельствах [1. С. 46]. Нормальная наука позволяет решить многие головоломки, причем быстро. Постепенно, однако, облако неразрешенных аномалий вокруг нее уплотняется, это приводит к кризису, наступает час Н. р., наука становится экстраординарной. В условиях кризиса нет другого выхода, как отказаться от господствующей в науке парадигмы, но отказ от одной парадигмы есть решение принять другую парадигму. Принимается та парадигма, которая позволяет достичь большего успеха. Выбор новой парадигмы определяется в решающей степени максимами, нормами, ценностями наиболее успешных исследователей [2. С. 71]. При этом надо отличать стандартные критерии оценки адекватной теории, такие, например, как точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность, от факторов, зависящих от индивидуальной биографии и характеристик личности [2. С. 71]. Критерии выбора Кун квалифицировал как ценности. Главный его вывод состоял в том, что выбор парадигмы определяется ценностями. Сторонники конкурирующих парадигм никогда не преследуют одни и те же цели, они руководствуются разными внеэмпирическими допущениями, а потому «конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов» [1.С. 195]. В силу тех же внеэмпирических, т.е. не устанавливаемых путем верификации или фальсификации допущений, ученые, работающие в различных парадигмальных кругах, видят вещи по-разному и говорят на различных языках (теории несоизмеримы). Следует отметить, что именно благодаря Куну концепт Н. р. занял достойное место в философии науки, но необходимо также учитывать, что он интерпретировал содержание этого концепта с прагматистских позиций. Это означает, что недостаточное внимание уделялось концептуальной стороне дела.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.