Научные революции

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Научные революции
периодически происходящие в науке глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических представлений, методов и норм научного исследования. Примерами крупных Н. р., существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии  взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального  и интегрального исчисления, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и создание периодической системы химических элементов и др.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
концепт философии Т. Куна. Под Н. р. понимается период экстраординарной науки. Руководствуясь парадигмой, ученые наводят порядок в науке. Так они приходят к нормальной науке [1.С. 45], стандарты которой излагаются в учебниках. Те явления, которые не укладываются в рамки нормальной науки, вообще упускаются из вида. Кажется, что это явный урон, но надо учитывать и преимущества па- радигмальной науки: она позволяет исследовать тот или иной фрагмент природы детальнее и глубже, чем это было бы возможно при других обстоятельствах [1. С. 46]. Нормальная наука позволяет решить многие головоломки, причем быстро. Постепенно, однако, облако неразрешенных аномалий вокруг нее уплотняется, это приводит к кризису, наступает час Н. р., наука становится экстраординарной. В условиях кризиса нет другого выхода, как отказаться от господствующей в науке парадигмы, но отказ от одной парадигмы есть решение принять другую парадигму. Принимается та парадигма, которая позволяет достичь большего успеха. Выбор новой парадигмы определяется в решающей степени максимами, нормами, ценностями наиболее успешных исследователей [2. С. 71]. При этом надо отличать стандартные критерии оценки адекватной теории, такие, например, как точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность, от факторов, зависящих от индивидуальной биографии и характеристик личности [2. С. 71]. Критерии выбора Кун квалифицировал как ценности. Главный его вывод состоял в том, что выбор парадигмы определяется ценностями. Сторонники конкурирующих парадигм никогда не преследуют одни и те же цели, они руководствуются разными внеэмпирическими допущениями, а потому «конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов» [1.С. 195]. В силу тех же внеэмпирических, т.е. не устанавливаемых путем верификации или фальсификации допущений, ученые, работающие в различных парадигмальных кругах, видят вещи по-разному и говорят на различных языках (теории несоизмеримы). Следует отметить, что именно благодаря Куну концепт Н. р. занял достойное место в философии науки, но необходимо также учитывать, что он интерпретировал содержание этого концепта с прагматистских позиций. Это означает, что недостаточное внимание уделялось концептуальной стороне дела.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
594.48 кб

Предтечи научной революции

Касавин И.Т.
Читать PDF
282.02 кб

Структура научных революций

Кун Томас
Фрагменты приводятся по изданию: Кун Т. Структура научных революций / Пер. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977.
Читать PDF
322.53 кб

Государство и научная революция

Майданский А.Д.
Исследуется проблема «отмирания» государства, с которой связан главный просчёт классического марксизма. Почему трансформация государства в самоуправляемую коммуну оказалась утопией?
Читать PDF
91.43 кб

Научная революция XVI–XVII веков

Лисович Инна Ивановна
В статье рассматривается период научной революции XVI–XVII веков.
Читать PDF
728.14 кб

Научные революции и социальные науки

Платонова С.И.
В статье анализируется модель исторической реконструкции науки через научные революции. Делается вывод, что эта модель более справедлива для естественных наук.
Читать PDF
358.43 кб

Революции как предмет научной рефлексии

Субетто Александр Иванович
Выполнено философско-аналитическое обобщение материалов Всероссийской научной конференции «Революции как предмет научной и философской рефлексии» (23-24 апреля 2016 г., Нижний Новгород).
Читать PDF
349.34 кб

Революции как предмет научной рефлексии

Субетто Александр Иванович
Выполнено философско-аналитическое обобщение материалов Всероссийской научной конференции «Революции как предмет научной и философской рефлексии» (23-24 апреля 2016 г., Нижний Новгород).
Читать PDF
635.57 кб

Природа и необходимость научных революций

Кун Томас
Что такое научные революции и какова их функция в развитии науки?
Читать PDF
643.80 кб

Научная революция и трансформация культуры

Бекарев А.М., Пак Г.С.
Анализируется взаимовлияние науки и культуры. Глобальные научные революции приводят к трансформации оснований культуры, которые определяются межпоко-ленческими связями.
Читать PDF
639.52 кб

Научные революции и их философские основания

Борсяков Ю.И.
В статье анализируются проблемы оснований современного научного знания, рассматриваются эталоны научности.
Читать PDF
110.29 кб

Томас Кун и его «Структура научных революций»

Глебкин Владимир Владиславович
Читать PDF
1.34 мб

НОВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Сорокин Геннадий Вениаминович, Украинцев Николай Петрович
Рассмотрена роль научных парадоксов (антропный принцип, парадокс Ферми, экстропия и др.), вытекающих из современной картины мира, в формировании нового представления о человеке и сущности культуры.
Читать PDF
199.80 кб

К вопросу об определении понятия "научная революция"

Хмелевская Светлана Анатольевна
В статье раскрываются основные проблемы, связанные с определением понятия «научная революция». Автор склоняется к идее, что выделение научных революций связано с идеальной реконструкцией реального исторического процесса.
Читать PDF
238.12 кб

Новая научно-техническая революция и современный мир

Ань Цинянь
Читать PDF
504.22 кб

Религия и меняющаяся историография научной революции

Ослер Маргарет , Раздъяконов Владислав Станиславович
Статья посвящена истории складывания традиционного представления о генезисе и характере научной революции. Пользуясь трудами историков науки, начиная с О. Конта и заканчивая Р.

Похожие термины:

  • ТИПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

    это основные исторические этапы в развитии  науки,  связанные  с  коренными ее  преобразованиями.  Предпосылкойпервой научной революции было учение Коперника, которое утверждало, что Земля не я
  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

    книга амер. философа и историка науки Т. Куна, опубликованная в 1962 и оказавшая глубокое влияние на философию науки втор. пол. 20 в. До кон. 1950-х гг. в философии науки господствовало представление о нау
  • ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

    Научные революции – одно из основных понятий современной философии науки, позволяющее говорить о развитии науки как о кардинальном изменении научного знания и способов его получения. В ходе науч
  • Концепция научных революций Т. Куна

    Обращение К. Поппера к проблемам развития знания подготовило почву для обращения философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Попиера все еще носили умозрительный