НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ
это процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д. Личностными формами творческой деятельности являются: а) вдохновение  (наивысший  подъем  эмоциональных и  интеллектуальных возможностей человека); б) интуиция (мгновенное озарение, которое объединяет чувственное и рациональное, сознательное и неосознанное, где неявно проявляется предварительный творческий поиск,  накопление и осмысление фактического материала, постановка  проблемы,  выдвижение  гипотезы  и  определение  набора  методов исследования);  в)  мечта  и  фантазия;  г)  воображение;  д)  догадка.  Творческий процесс в науке состоит из следующих этапов: 1) выбора предмета исследования,2) формулировки целей и задач анализа в виде поставленной цели, 3) сбора информации, 4)  определения  метода  и  способов  исследования,  5)  поиска  путей решения научной проблемы  путем приращивания новых научных идей или создание новых идеальных моделей, 6) оформление полученных данных в логически стройную систему, 7) способность принятия рисковых решений в сочетании с готовностью  их отстаивать перед лицом членов научного сообщества. Ученыйноватор должен обладать смелостью, чтобы  сломать привычные стереотипы и доказать состоятельность новых. Без борьбы (качественного скачка) невозможен переход к новому. А. Пуанкаре писал: «Не всякий способен на творчество», т.к. не может отстоять результаты своего творения. Чтобы развить творческую активность,  А.  Осборн  предлагает  концепцию  «мозгового  штурма»  или  «мозговой атаки»,  в  основе которой лежит методика раскрепощенности, что  достигается соблюдением следующих принципов: а) высказывать любую мысль без боязни, что она будет признана неудачной; б) чем более дикой покажется идея, тем более активно она будет принята; в) количество предлагаемых идей должно быть максимально большим; г) высказанные идеи не являются ничьей собственностью и каждый ученый вправе  комбинировать, видоизменять, совершенствовать идеи, которые высказали другие. Способность к творчеству  можно выработать и совершенствовать ее в процессе длительного и упорного самообразования. Творческая  деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретательству и экспериментированию, готовность к риску.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.85 кб

Этюды о научном творчестве

Толкачев Евгений
Статья представляет собой эссе на тему о природе научного творчества и о субъективных усилиях и объективных обстоятельствах, необходимых для развития и реализации творческой личности.
Читать PDF
260.72 кб

Интуиция в научном творчестве

Управителев Александр Федорович
В данной статье автор отмечает, что интуиция неосознаваемый, трудно рационализируемый процесс, но тем не менее интуицией можно управлять.
Читать PDF
137.01 кб

Акмеология научного творчества

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
Читать PDF
148.79 кб

Философские аспекты научного творчества

Клементьев Борис Семенович
Статья посвящена рассмотрению философских аспектов феномена научного творчества; показано, что творческое познание является активным творческим процессом, в результате которого появляются принципиально новые системы знаний, навыко
Читать PDF
10.80 мб

Философские аспекты научного творчества

Виноградова Светлана Михайловна
Вопросы творчества привлекают представителей многих сфер научного знания. Особое место эта проблематика занимала и занимает в философских трудах.
Читать PDF
284.42 кб

Научное творчество как социальный феномен

Петров М.К.
Читать PDF
193.10 кб

Научное творчество как объект исследования

Кочергин Альберт Николаевич
Рассматривается сущность творчества, определяется специфика научного творчества как объекта междисциплинарного исследования, охарактеризовано соотношение логики и интуиции в научном творчестве.
Читать PDF
482.81 кб

Воображение и его роль в научном творчестве

Изотов Максим Олегович
Статья посвящена анализу феномена воображения в научном творчестве. Автором вводится собственное определение данного понятия применительно к проблематике работы.
Читать PDF
769.01 кб

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Егерев Сергей Викторович
Рассматриваются общественные стереотипы в отношении ученых и их деятельности с учетом известного факта: восприятие обществом науки в целом следует отличать от восприятия обществом собственно ученого.
Читать PDF
58.07 кб

Проблема творчества в контексте научного знания

Курасова Тамара Ивановна
В статье исследуется категория творчества в контексте философского, культурологического, исторического научного знания, дается анализ трактовки данного понятия в процессе эволюции культуры.
Читать PDF
208.59 кб

Йозеф Гантнер и префигурация научного творчества

Ванеян Степан Сережьевич
Заметка, предваряющая публикацию эссе Йозефа Гантнера «L’IMMAGINE DEL CUOR» («Догештальтные формы фантазии и их проявление в искусстве»), не только касается его жизненного пути и имен учителей (среди них Генрих Вёльфлин и Адольфо
Читать PDF
79.39 кб

О научном творчестве профессора Т. П. Коржихиной

Шаповалова Лариса Дмитриевна
В статье рассматриваются этапы профессиональной биографии специалиста в области истории российской государственности и общественных организаций ХХ в. профессора РГГУ Т.П. Коржихиной.
Читать PDF
369.35 кб

Магия и концепции научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научно-технического творчества с целью выявления его взаимосвязи с магией.
Читать PDF
380.33 кб

Метаморфозы научной мысли о творчестве Генри Лоза

Дуда Наталья Викторовна
В статье представлена аналитика научных трудов по проблемам творчества английского композитора Генри Лоза (1595-1662).
Читать PDF
7.06 мб

Научно-методические аспекты психологии творчества

Сорокин Б.Ф.
В статье рассматриваются научно-методическиеаспекты психологии творчества.