Натурализм

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАТУРАЛИЗМ
(от лат, natura — природа) — художественный метод, в основе которого лежит стремление к внешне тонному изображению действительности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Натурализм
(от лат. naturalis – природный, естественный) разновидность редукционизма, представители которой пытаются объяснить все существующее, только из природы. Например, общество или духовно-душевную жизнь.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Натурализм
см. натурализация) — в философских учениях взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, «сверхъестественное».

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

НАТУРАЛИЗМ
(от лат. naturalism — природный, естественный) — философско-мировоззренческое направление, в котором природа рассматривается как универсальный принцип объяснения всего сущего. В понятие «природа» включается также дух и духовные творения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Натурализм
в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Натурализм
мнение или учение, довольно неопределенное, что вся совокупность истин, касающихся назначения человека и его религиозных верований, образуется только под влиянием впечатлений со стороны физической природы, например, под влиянием страха, и сама по себе не имеет ни высшего начала, ни высшего и существенного значения. Натурализм весьма близок к материализму.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

НАТУРАЛИЗМ
от лат. natura — природа) — в общем случае — философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизнонных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностей, недоступных обычному научному познанию. (См. природа, естествознание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Натурализм
фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.  

Источник: Словарь по культурологии

Натурализм
Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм синонимичен материализму? Не совсем. Всякий материалист является натуралистом, однако не каждый натуралист – материалист (например, Спиноза). Скажем лучше, что натурализм есть ближайший род, одним из видов которого является материализм – монистический натурализм (какой и исповедовал Спиноза), полагающий, что природа полностью и исключительно материальна.

Источник: Философский словарь.

Натурализм
от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой. В аналитической философии тенденция к конвергенции с натурализмом связана с теоретическими трудностями, возникшими при разработке вопросов модальной логики, семантики и референции. Попытка их преодоления привела к необходимости онтологических допущений и рассмотрению языка и мышления в социально-культурном контексте. Стремление разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую современному уровню науки, характеризует концепцию языка и мышления Д. Серля, а также программу "натурализации эпистемологии" Куайна.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

НАТУРАЛИЗМ
(от лат. naturalis — природный) — филос. концепция, рассматривающая природу исходя из нее самой как единственную, самодостаточную реальность. Н. исключает из объяснения природы любые проявления сверхъестественного. Н. рассматривает в кач-ве природных также явления соц. и культ. жизни. Исторически Н. как методол. принцип имел разнообразные формы проявления в деизме и пантеизме, а после интенсивного развития естеств. наук и математики в виде органицизма, «соц. физики» в соц. науках. В XIX в. Н. выразил себя в позитивизме и материализме и особенно в лит-ре и иск-ве. А в этике Н., выводящий понятия добра из природных начал, существовал еще в Античности в виде гедонизма и эвдемонизма, а впоследствии на протяжении неск. веков — как утилитаризм и эволюционная этика. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Натурализм
(фр. Naturalisme от лат. natura – природа) – в философии: взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, сверхъестественное. Свойственен как материализму (стихийный, вульгарный, естественнонаучный, механистический), так и некоторым течениям идеализма, которые наделяют природу одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии и социальной философии натурализм присущ течениям, объясняющим развитие общества различными природными факторами – климатом, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей. Натурализм – одно из ведущих направлений XVII–XVIII вв., которое проявилось в теориях естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НАТУРАЛИЗМ
лат. - природный, естественный) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.
Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались "неподходящими" для искусства. В произведениях появлялись ранее "не принятые" герои - крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов - клошары.
Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре; Э. Мане и К. Моне - в живописи.
В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

Источник: История и теория культуры

НАТУРАЛИЗМ

(от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование сверхприродного. В психологии он ограничивает способности души возможностями тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Натурализм
фр. naturalisme, от лат. natura) 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; Направление в европейском и американском искусстве последней трети ХIХ в. Исходило из представления о полном предопределении судьбы, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, «объективному» воспроизведению реальности. 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения. 3) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, «сверхъестественное»;

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Натурализм
(лат. naturalism – природный, естественный) – философско- мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие природы также дух и духовные творения. Такое толкование было характерно для стоиков, киников, эпикурейцев, для философии Д.Бруно, для пантеистического мировоззрения в целом, но именно в 17-18 в. натурализм стал одним из ведущих принципов мысли (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права). Исходя из некоей внеисторической «природы человека», даже понятие морали пытались объяснить чисто природными способностями: побуждениями, желаниями, инстинктами. Причем это проявляется не только в философии (например, в «Этике» Спинозы; в требовании Руссо согласовывать жизнь с законами природы; прослеживается у Ламетри в идее «религии природы»; в отрицании божественной природы души и ее бессмертия Дидро, Д’Аламбером и др.), но и в литературе и культуре этого периода в целом: например, в творчестве Гете, Ларошфуко, Бодлера, Де Сада и т.д.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

НАТУРАЛИЗМ
фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие "природа" также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гете, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАТУРАЛИЗМ
учение, отрицающее существование сверхъестественного. Философия Спенсера, как любая материалистическая философия, относится к материализму, объясняя происхождение природы и живых существ на основе имманентного и материального принципа жизни; натурализм отвергает идею божественного творения. Именно поэтому он может также принимать форму пантеизма: исследователи иногда сближают пантеизм Спинозы (Deus sive Natura) с натурфилософией Шеллинга и немецких романтиков (Новалиса, Якоби, Шлегеля). Однако здесь следует четко выделить пантеизм, относящийся к натурализму в собственном смысле слова. Он рассматривает материальную природу как абсолют и предполагает таким образом отрицание идеи Бога. Натурализм — это квинтэссенция материализма. С теологической точки зрения, натурализм — учение, утверждающее доброту человеческой природы и отрицающее необходимость благодати (сверхъестественное вмешательство). Церковь рассматривала подобные заявления как ересь. Наконец, в качестве социальной доктрины натурализм объясняет развитие человеческого общества на основе законов природы: климата, географии, биологии и т.д. (мальтузианство, «социальный дарвинизм»); он противостоит теориям, связывающим развитие истории с вмешательством провидения или рассматривающим ее как реализацию «божественного плана». Не следует путать философский натурализм с натурализмом в литературе (литературной школой, образовавшейся вокруг Эмиля Золя и провозгласившей форму эстетического реализма).

Источник: Философский словарь

НАТУРАЛИЗМ
франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа) в философии, взгляд на мир, согласно к-рому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Т. к. понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пек-рым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и нек-рым идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (гилоэоизм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатич. условиями, географич. средой (географич. школа в социологии), биологич. и расовыми особенностями людей и т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич. эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17-18 вв., исходившей из некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств. общества, естеств. морали, естеств. права).
Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает специфич. характер закономерностей социально-историч. развития, не сводимых к к.-л. абстрактным и неизменным «природным» началам.

Источник: Советский философский словарь

НАТУРАЛИЗМ
направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются "метафизические" вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с т. зр. методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. И. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

Натурализм
 (лат. natura — природа). 1. В философии — стремление объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. Если в 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом, то впоследствии он сам выродился в реакционно-идеалистическую теорию. Сюда можно отнести мальтузианство, органическую теорию об-ва Спенсера, теории социального дарвинизма. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующая ей художественная практика, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное изображение к копированию случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической , концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями («Экспериментальный роман», 1880; «Натурализм в театре», 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для совр. буржуазного натуралистического искусства физиоло-гизм, примитивная развлекательность, сентиментальность и. мелодраматизм, внешне эффектная красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах: в бульварных романах и т. наз. комиксах, в гангстерских фильмах и детективных пьесах, в порнографических рисунках и салонной живописи, в джазовых ритмах рок-н-роллов и твистов. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни тесно сближают натуралистов с формалистами, напр. с сюрреалистами.

Источник: Философский словарь. 1963

НАТУРАЛИЗМ
природоподобие, природность. В широком смысле слова означает фундаментальную философско-мировоззренческую установку, предполагающую объяснение природы исходя из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней (трансцендентного) начала. Натурализм, таким образом, противоположен антропоморфизму как мировоззренческой установке. Основными признаками натурализм являются: 1) признание природы в качестве единственной реальности, самодостаточной, самодеятельной и самоорганизующейся; 2) отрицание зависимости природы от какого-либо внеприродного начала (т. е. Бога, абсолютного духа, бестелесных идей и т.п.); 3) стремление рассматривать в качестве «естественных», природных явления из области социальной, нравственной, духовной, культурной жизни.
Весьма важен методологический аспект натурализма, означающий признание единства законов природы и вытекающего отсюда единства метода познания. Методологические каноны, сконструированные еще в XVII в. на основе астрономии, геометрии и физики, рассматриваются как общие и обязательные для всех наук, при этом особое значение имеет действенность их для наук о душевных, культурных, социальных и органических явлениях.
В Новое время формируются не только основные натуралистические каноны и доктрины, но и сам термин «натурализм». Впервые его, как и термин «материализм», в близком к нему значении стал употреблять Г. Лейбниц, имея в виду греческих атомистов, древнейших стоиков, а также Гоббса и Спинозу. Первоначально этот термин носил достаточно расплывчатый характер. Под натурализмом чаше всего подразумевался деизм, иногда пантеизм спинозовского толка, в общем же стремление рационализировать христианскую веру и сделать ее совместимой с механической картиной мира. Близкое к современному понимание термина «натурализм» сложилось к конце XIX в., чему способствовала оппозиция натуралистическому мировоззрению и методологии, усилившаяся во второй половине столетия (абсолютный идеализм, неокантианство, философия жизни).
До XX в. натурализм не существовал в качестве особого философского учения или школы и проявлялся как тенденция (например, в натурфилософии, в средневековом и ренессансном органицизме). Наиболее полно его принципы воплощались в материализме. В 20 - 30-е гг. XX в. в США натурализм оформился в качестве особого философского направления (натурализм американский).

Источник: Краткий философский словарь 2004

НАТУРАЛИЗМ
лат. natura — природа). 1. В философии—методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“Экспериментальный роман”, 1880; “Натурализм в театре”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике — характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “естественное” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40—50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки — отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль — специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАТУРАЛИЗМ
лат. naiura-природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма» (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона» (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.

Источник: Словарь по этике

НАТУРАЛИЗМ
от лат. natura— природа) — худож. метод, на формирование к-рого решающее влияние оказала философия и эстетика позитивизма. Эстетика Н. разрабатывалась Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкур, Золя и др. авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей — Конта, Спенсера, П. Люка, К. Бернара, Ш. Летурно и др. Наиболее последовательно натуралистический.метод творчества был воплощен во Франции — в произв. братьев Гонкур, раннего Золя и писателей его круга (А. Сеар, П. Алексис, Л. Энник и др.), в Германии — в драматургии А. Хольца, И. Шлафа и др., в России — в прозе П. Д. Боборы-кина и др. В границах Н. в лит-ре XIX в. существовали различные тенденции, объединяемые враждой к идеализирующей эстетике романтизма и классицизма, а также стремлением превзойти достижения классического реализма путем перенесения в иск-во методов и целей эмпирического естествознания. В отличие от «метафизического» и «психологического человека», представленного в реалистическом иск-ве, в Н. предметом наблюдения объявляется «весь человек», о к-ром натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика Н. внедряла в иск-во позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, к-рое понималось механистически; социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма — борьбой за существование и др. биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый т. обр. человек выступает в произв. приверженцев Н. не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. п.). Согласно эстетике Н., факты, события, описываемые в произв., не должны искажаться вмешательством худож. воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Т. обр., Н. стремится преодолеть условность иск-ва, пытаясь превратить худож. произв. в точную копию факта. В духе позитивистского агностицизма Н. изменяет осн. принципам реализма, и прежде всего принципу обобщения, типизации. В угоду максимальной «объективности» художник-натуралист устраняется от эстетической и нравственной оценки героев, превращая произв. иск-ва в фотографию куска жизни, сохраняющую все ее мельчайшие подробности и детали. Бездуховность и объективизм Н. были подвергнуты критике, с одной стороны, буржуазной клерикально-мистической эстетикой (Брюнетьер, Гюисманс, Бурже, Бергсон), а с др.— революционно-демократической и марксистской эстетикой, утверждавшей принципы реализма (Герцен, Салтыков-Щедрин, Лафарг. Мерит, Плеханов, Либкнехт). Энгельс указал на превосходство социального реализма в духе Бальзака перед всеми «Золя прошлого, настоящего и будущего». Тенденции натуралистической эстетики в различных комбинациях усвоены мн. позднейшими буржуазными течениями в иск-ве — вплоть до поп-арта. В сюрреализме, акцентировав внимание на патологических состояниях сознания, особенно на эротических галлюцинациях, Н. объединяется с формализмом. Натуралистические тенденции обнаруживаются и в тех случаях, когда в худож. произв. излишне откровенно изображаются физиологические отправления, сцены насилия и жестокости или когда худож. изображение не сопровождается эстетической оценкой фактов жизни. Н. обычно ведет к гипертрофии объекта, к мно-гословности, фотографичности формы. Однако было бы ошибкой отождествлять с Н. всякую изобразительность в иск-ве, в т. ч. отображение действительности в формах, близких самой жизни, но раскрывающих при этом подлинный ее смысл. Н.— понятие многозначное, характеризующее содержание и форму произв. иск-ва, идейно-творческую установку художника. Марксистско-ленинская эстетика, опирающаяся на ленинскую теорию отражения с ее идеей об активной, деятельной природе субъекта, противостоит пассивно-созерцательным принципам Н., его антиисторическому, биологизирующему пониманию человека.

Источник: Эстетика: Словарь

Натурализм
лат. naturalis — естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII—XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм — сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.- Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. «Единое» в нем противопоставлено «многому» — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного — Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь — противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» — механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

НАТУРАЛИЗМ
от лат. natura -природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на "сверхъестественные" сущности. Для Н. начала XX в. была характерна тенденция к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а также различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От позитивизма Н. отличало стремление сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.).
Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.
Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.
Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Серлом.
A.M. Каримский
Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

Источник: Современная западная философия: словарь

НАТУРАЛИЗМ
в и с к у с с т в е (от лат. naturalis – естественный) – метод художеств. творчества, характеризующийся стремлением к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений, отказом от обобщения и типизации, подменой обществ. закономерностей закономерностями биологич. и природной жизни. Окончательно сформировался как самостоят. художеств. направление во 2-й пол. 19 в., гл. обр. в Европе: братья Гонкур, Э. Золя (Франция), А. Хольц (Германия), П. Боборыкин, М. Арцыбашев (Россия) и др. Решающее влияние на формирование теории Н. оказали философия и эстетика позитивизма, получившие развитие в соч. Спенсера, Т. А. Рибо, Э. Ренана, Э. Литтре, И. Тэна. Быстрое развитие естественнонаучных знаний привело к попыткам распространить биологич. закономерности на сферу иск-ва. Опираясь на механистич. детерминизм, Тэн создал концепцию, согласно к-рой "доминирующее свойство" индивида, нации, эпохи определяется тремя условиями: "расой, средой, моментом", причем своеобразие "расы" в конечном счете тоже сводится к воздействию на человека как на биологич. особь среды, климата, питания, характера местности и т.п. (см. "Введение" к кн.: "Histoire de la litt?rature anglaise", 1863, p. XXII–XXIV). Соединение абстрактно-идеалистич. принципов философии Тэна с принципами "социального дарвинизма" составило идеологич. базу Н. в иск-ве и лит-ре, приверженцы к-рого рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия внешних сил – наследственности и материальной среды. Против теории Н. боролись уже рус. революц. демократы – Герцен, Салтыков-Щедрин, разоблачая характерные для Н. черты мещанства и вульгарную низменность идеалов (см. А. И. Герцен "Концы и начала", M. E. Салтыков-Щедрин "За рубежом" и др.). Основоположники марксизма неоднократно обращались к критике Н. Энгельс в письмах к М. Каутской и М. Гаркнесс четко разграничил реализм и Н., указав на принципиальное превосходство классич. реалистов вроде Бальзака перед всеми "Золя прошлого, настоящего и будущего". Произведения "последовательного натура- лизма" в соответствии с требованиями теории лишали человека свободы воли, видели в нем лишь пассивную игрушку "рока" – закона наследственности и внешней среды. Таковы ранние романы Э. Золя ("Тереза Ранен", 1867, "Мадлена Фера", 1868), пьесы нем. драматургов А. Хольца и И. Шлафа ("Семья Зелике", 1890) и др. Художников мучило противоречие между трагич. сознанием того, что гибель личности, ее нивелировка в наступающем "железном будущем" капитализма неизбежна, и сознанием прогрессивности самого историч. процесса, неразрывно связанного с успехами науки и техники. Крупнейший франц. писатель натурализма Э. Золя, теоретически обосновавший Н. (см. его "Натурализм в театре", 1881), стоял на таких пессимистич. позициях лишь до конца 70-х гг. ("Западня", 1877). В более поздних произведениях он вырвался из оков теории "рокового детерминизма" и в своих романах показал неизбежность массового нар. протеста против капиталистич. рабства ("Жерминаль", 1885, "Разгром", 1892). Использование массовых нар. движений в качестве основы сюжета для последователей Н. было выходом за пределы ложных социально-дарвинистских и физиологич.-фаталистич. доктрин, ограни- чивавших возможности иск-ва. Писатели-натуралисты 19 в. утратили нек-рые завоевания своих предшественников-реалистов, – у них прежде всего ослабла социальная обобщенность типич. образов, хотя они обогатили лит-ру множеством тем, ввели в нее новые социальные слои. Начиная с 20 в. принципы Н. стали использовать различные антиреалистич. направления бурж. иск-ва и лит-ры. Выродившись в иск-во мещански и самодовольно скользящее по явлениям действительности, Н. становится одним из злейших врагов революц. иск-ва. В бурж. иск-ве 20 в. Н. представляет собой эстетич. форму приятия капиталистич. действительности, ее апологию. В этих направлениях Н. все время смыкается с формализмом, зачастую выступая как средство придать субъективизму последнего нарочитую правдоподобность. Это приводит нередко к отталкивающе-безобразным произведениям (напр., роман Селина "Путешествие на край ночи"). Переплетение формалистич. и натуралистич. тенденций в совр. реакц. бурж. иск-ве обусловило отсутствие в наше время законченной теории Н. Однако ее элементы содержатся в эстетике Т. Манро, амер. позитивистов; особенно наглядно Н. проявляется в сюрреализме с его принципом подчеркивания "достоверности" "подсознательного" (А. Бретон, М. Надо). Широко использовалась натуралистич. достоверность в целях социальной демагогии в "художественной" практике фашистских государств. Марксистская эстетика в конце 19 – нач. 20 вв. продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против Н. На Готском партейтаге 1896 специально обсуждался вопрос об отношении к натуралистич. направлению в лит-ре. В. Либкнехт видел в нем "продукт декаданса и загнивания капиталистического общества", "культ неприкрытого животного, звериных инстинктов в человеке", "ничего революционного, а по большей части, мелкобуржуазно-реакционное" ("Protokoll ?ber die Verhandl?ngen des Parteitages der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands", В., 1896, S. 102–03). В работах Плеханова, Лафарга, Меринга и, особенно, К. Либкнехта, Луначарского дана всесторонняя критика H. Ленин резко выступал против натуралистич. тенденций в иск-ве, указывая, что "искусство не требует признания его произведений за д е й с т в и т е л ь н о с т ь" (см. "Конспект книги Л. Фейербаха „Лекции о сущности религии“", в кн.: Соч., т. 38, с. 62; см. также письмо к И. Арманд от 5 июня 1914, в кн.: Соч., т. 35, с. 107). Большую роль в борьбе против Н. в сов. лит-ре и иск-ве сыграл А. М. Горький. В социалистич. действительности нет условий для возникновения Н. как направления. В сов. иск-ве в условиях культа личности, а также вследствие отсталости эстетич. сознания нек-рых слоев народа наряду с идеализацией и приукрашиванием жизни существовали и натуралистич. тенденции. В связи с преодолением культа личности создана благоприятная почва для их полной ликвидации на основе воспитания высоких эстетич. вкусов масс, на путях развития метода социалистического реализма в борьбе против влияния бурж. идеологии в иск-ве. Лит.: Плеханов Г. В., Иск-во и лит., Соч., т. 14, М., [1924 ]; Mеринг Ф., Литературно-критич. статьи, т. 1–2, М.–Л., 1934; Лафарг П., Литературно-критич. статьи, М., 1936; Луначарский А. В., Статьи об иск-ве, М.–Л., 1941; Гоффеншефер В., П. Лафарг и критика Н.,"Вопр. лит.", 1957, No 5; Mихлин Е. И., Лит. теории раннего франц. Н., Уч. зап. ЛГУ, 1940, No 64, вып. 8, Л., 1941; История франц. литературы, т. 3, М., 1959; Мотылева Т., Иностр. лит. и современность. Статьи, М., 1961; Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961. Г. Недошивин. Москва. Е. Эткинд. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

натурализм
НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis — природный, естественный) — термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под Н. обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 — первую половину 19 вв. У ж е в 17 в. в науках о природе наметилось разделение на два существенно различных направления. Первое, связанное с именами Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, решительно порвало с аристотелевским типом качественного естествознания и выработало новый идеал механико-математической науки. Но далеко не все ученые приняли этот идеал, продолжая следовать старым схемам объяснения природных явлений в таких науках, как зоология, ботаника, химия, минералогия и др. Более того, публикация гуманистами естественнонаучных произведений Аристотеля «оказала огромное влияние на развитие описательного естествознания; в то время, как физика — и новые философы — боролись с ним и с его ролью в физике и философии, одновременно изучение его творений, в их новой, более точной, форме оказало огромное влияние на рост описательного естествознания» (Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 224). В 18 в. Н. пережил блистательный расцвет в систематических описаниях «царств природы» и классификации их элементов, а также в форме «естественной истории». Великий швед, натуралист К. Линней поставил задачу создать такую естественную классификацию объектов природы, которая позволила бы выявить основные принципы, определяющие ее строение. Идеи и методы Линнея повлияли на множество ученых, усилия которых направились на тщательное наблюдение и описание многообразных природных явлений. «Минерал, растение, животное, горная порода, почва, биоценоз, географический и геоморфологический ландшафт, геохора, река, озеро, водопад, облака, проявления движения атмосферы, моря, вулканы, минеральные источники, звезды, солнце, туманности и другие конкретные частные явления природы, прежде всего, сами по себе привлекают натуралиста. Их точное, научно проверяемое описание, их полный учет, превращение их в научно наблюдаемое явление является основной работой натуралиста. Такое исследование может быть, как таковое, самоцелью, может захватить всю жизнь исследователя... В идеале так и должна быть описана вся природа. Дело жизни ученого натуралиста, требующее огромного труда, знания, точности, заключается в таком учете и описании «естественных», природных тел и явлений» (Там же. С. 257—258). В рамках «естественной истории» Ж. Бюффона в Н. вошла идея эволюции; стало также осознаваться, что развитие природных процессов требует грандиозных временных интервалов, исчисляемых сотнями тысяч лет.         Вплоть до 19 в. между сторонниками математизированной физики и учеными-натуралистами существовал устойчивый антагонизм, отражающий различия исторического генезиса этих двух ветвей естествознания, их методов и философских предпочтений. Но, по мере проникновения точных методов в химию, минералогию, а позднее в биологические науки, эти различия стали сглаживаться, хотя и ныне существует разница в стиле мышления и в методах точных и так называемых «конфигурационных» наук, основная задача которых состоит в описании и классификации огромного многообразия различных «естественных видов».         Второе значение термина «Н.» связано с дискуссиями о различии предмета и метода «наук о природе» и «наук о духе», развернувшимися в немецкой философии в конце 19 — начале 20 вв. Представители нем. историзма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э. Трельч и др.) выступили против тезиса о том, что история и др. гуманитарные дисциплины могут достичь статуса подлинных наук лишь в том случае, если будут опираться на универсальные методы естествознания. Эту позицию, которую они находили, прежде всего, в позитивизме О. Конта и его последователей, они квалифицировали как «Н.», или «натуралистическое мировоззрение», и противопоставляли ему «историзм», или «историческое мировоззрение».         С 1920-х, преимущественно в США, термином «Н.» стали обозначать философскую позицию, противостоящую идеалистическим и трансценденталистским концепциям. Н. в этом плане не является особым течением; к нему относили себя представители различных видов материализма, реализма и прагматизма ( Р. В. Селларс, М. Фарбер, Э. Нагель, позднее У Куайн, Дж. Серл и др.). В отличие от последовательных неопозитивистов, сторонники Н. сохраняли определенную онтологическую и метафизическую проблематику. Н. предстает здесь одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и процессов. Иначе говоря, Н. отрицает то, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы естественнонаучного объяснения. Поскольку Н. является, в первую очередь, методологической, а не онтологической установкой, он не тождествен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для его представителей типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо др. естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе, любые ее области интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и общество столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и в практической жизни. Представители Н. отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы — как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет и особого царства моральных или иных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. В последние десятилетия Н. этого типа наиболее ясно проявляется в социобиологии, во влиятельных концепциях философии сознания (Д. Деннет, Дж. Серл и др.), эволюционной эпистемологии и штурализированной эпистемологии.         В. П. Филатов         Н. — философская позиция, которая отождествляет все сущее с природой, полностью доступной научному познанию. Термин «Н.» в этом смысле начал использоваться в 19 в. и в конце его приобрел популярность в некоторых странах Западной Европы и, особенно, в США. Н. следует четко отличать от близких ему, но исторически, видимо, исчерпавших свои творческие потенции философских направлений, а именно: от натурфилософии, материализма и позитивизма. Напр., натурфилософия — это всегда часть более общей системы умозрительной философии, в рамках которой научные проблемы «решались» философскими методами (Гегель, Шеллинг и др.), тогда как одной из самых отличительных черт Н. является убеждение в необходимости (в принципиальной возможности) научного решения традиционно философских проблем (если таковые вообще поддаются рациональному решению). От материализма, с др. стороны, всегда чреватого склонностью к механицизму и редукционизму, Н. отличается более широким пониманием природы в качестве реальности и субстанции всего сущего, приближаясь в этом вопросе, скорее, к пантеизму Спинозы (А. Эйнштейн). А от позитивистов представителей Н. отличает более либеральная трактовка самого феномена научности и признание важности и необходимости обсуждения в науке проблем, традиционно относимых к компетенции метафизики. С этой точки зрения, к натуралистам можно отнести большую часть ведущих представителей постпозивистской философии науки (К. Поппер и др.). Конец 20 и начало 21 вв. отмечены ростом повышенного интереса к Н. как к философской позиции. Одной из главных причин этого поворота к Н. является, видимо, то, что перед лицом сверхреальной угрозы экологического кризиса и разрушения естественных биоценозов человек конца 20 в. со всей отчетливостью осознал, наконец, экзистенциальную значимость того тривиального факта, что он есть всего лишь часть живой природы, поэтому не может и далее бесконтрольно строить свои отношения с ней на началах хищнического потребления и истребления. Это обстоятельство уже само по себе привело к заметному повышению ранга естественных наук (прежде всего, экологии и биологии в целом) в обсуждении традиционно гуманитарных проблем, в том числе и проблемы ценностей. Др. обстоятельство, оказавшее огромное влияние на возрождение Н. в наше время, — это глубокие концептуальные наработки и трансформации, которые происходят в современном естествознании (и в науке в целом) и которые уже привели к существенному изменению современных представлений о том, что такое природа, человек и каково его место в универсуме (концепция глобального эволюционизма, синергетика и др.). Однако решающим фактором нового поворота философской мысли к парадигме Н. являются достижения в биологии и психологии последних двух—рех десятилетий. Именно достижения наук о жизни от молекулярной генетики до когнитивной психологии и исследований в области создания искусственного интеллекта высветили принципиально новую перспективу натурализации всего комплекса философских исследований (от этики и гносеологии до метафизики), разработки концепций постнеклассической рациональности и «нового гуманизма».         В. Г. Борзенков         Лит.: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Денет Д. Виды психики. М., 2004; Серп Дж. Открывая сознание заново. М., 2002; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
379.24 кб

Прагматический натурализм пола Куртца

Погодина Ольга Александровна
Работа посвящена философии прагматического натурализма одного из лидеров современной американской мысли П. Куртца.
Читать PDF
164.45 кб

Интенциональность и научный натурализм

Мартынов Кирилл Константинович
The author considers the prospects of «naturalization» of intentionality in contemporary analytical philosophy of consciousness.
Читать PDF
170.00 кб

Примиряя прагматизм и натурализм

Райдер Дж
Читать PDF
530.64 кб

Натурализм и антикантианство

Рокмор Том
В статье предлагается исторический обзор натуралистских подходов в эпистемологии. Автор представляет натурализм, в том числе и современный, как ряд прямых или опосредованных откликов на кантовский антинатурализм.
Читать PDF
459.18 кб

Натурализм и скептицизм в философии Юма

Страуд Б.
В статье исследуются две темы в философии Д. Юма, считающиеся главными в его наследии: натурализм и скептицизм.
Читать PDF
364.43 кб

Формирование философской антропологии в России: «антропологический натурализм» М. И. Сеченова

Гладнева Е. В.
Читать PDF
134.32 кб

2004. 02. 028. Спектор Дж. Ценности и факты: натурализм и нормативность в моральной психологии Юма.

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
127.88 кб

2008. 01. 006. Юлина Н. С. Философский натурализм: о книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует».

Боброва Л. А.
Читать PDF
101.94 кб

2000. 02. 030. Абней К. Натурализм и (не-)телеологическая наука: способ решения задачи демаркации на

Котляров О. Л., Яковлев В. А.
Читать PDF
243.11 кб

Можно ли нейтрализовать эпифеноменализм и обойти натурализм?: проблемы каузальности и феноменальност

Гаспарян Д.Э.
Настоящая небольшая статья представляет собой отклик и размышление над одной из самых ярких книг текущего года «Сознание и вещи» В. Васильева. В статье обсуждаются проблемы теории локального интеракционизма, разработанной В.
Читать PDF
661.37 кб

Публичный диспут онтология сознания: натурализм/трансцендентализм 27 марта 2015 г. , СПбГУ, Институт

Паткуль Андрей, Артёменко Наталья
Данная публикация представляет собой расшифровку стенограммы публичного диспута «Онтология сознания: натурализм vs трансцендентализм», состоявшегося 27 марта 2015 г. в Институте философии СПбГУ.
Читать PDF
208.91 кб

Глобальный натурализм как методология образования

Резванова Лариса Анатольевна.
В статье автор исследует феномен образования в период Просвещения. Автор подчёркивает, что ряд философов: Х. Вольф, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и т.д., обосновывают необходимость рассмотрения окружающего мира в глобальном единстве.
Читать PDF
203.04 кб

Натурализм, историцизм и идеальные модели научного мировоззрения в феноменологической перспективе

Куликов Сергей Борисович
Предметом исследования являются особенности натурализма и историцизма в составе целостной системы научного мировоззрения.
Читать PDF
200.01 кб

Контроверсия «Натурализм» vs. «Конвенционализм» в концепциях Лукреция и Цицерона о возникновении цив

Федоров Денис Андреевич
В статье рассматривается ряд малоизученных аспектов протокультурологических воззрений мыслителей эпохи поздней римской Республики Лукреция и Цицерона.
Читать PDF
98.76 кб

«Гуманистический натурализм» как работающая в культуре иллюзия аутентичного мифа

Плютто Петр Александрович
The conception of an a-cultural myth, proposed in this article, is shown up on the basis of reconstruction of this myth in the scientific philosophical worldview within naturalistic humanism.

Похожие термины:

  • НАТУРАЛИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ

    учение, отрицающее существование сверхъестественного. Натурализм – это квинтэссенция материализма. С теологической точки зрения, натурализм – учение, утверждающее доброту человеческой природы
  • натурализм и культурцентризм

    НАТУРАЛИЗМ И КУЛЬТУРЦЕНТРИЗМ — две ведущие исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Генетически первая исследовательская программа обществознания Нового времени формировала
  • РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ

    Реализм - мировоззрение (или способ художественного въдения), основанное на отказе от традиционализма и бытового фетишизма, от свойственных человеческой цивилизация искусственных схем науки, фил
  • Натурализм в этике

    общее па-звание различных теорий в совр. буржуазной этике (гедонизм, эволюционная этика и др.), объединяемых по тому принципу, что в них понятие добра определяется посредством к.-л. «естественного
  • НАТУРАЛИЗМ И НОННАТУРАЛИЗМ

    противостояние представителей двух различных лагерей, характерное буквально для всех социальных наук. Мы рассмотрим это противостояние на примере этики. Натуралисты обвиняют своих оппонентов в
  • Натурализация

    Так называют и усвоение каким-нибудь иностранцем свойств народа, среди которого он поселился, и формальное принятие его в число членов народного общежития.
  • натурализированная эпистемология

    НАТУРАЛИЗИРОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ -термин известного амер. философа У Куайна, который он использовал для характеристики нового и желаемого состояния эпистемологии (Quine W,V. Epistemology Naturalized // Ontological Relat
  • НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ

    (naturalistisch) — в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе, особенно в искусстве.
  • НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА

    (Naturalistic Fallacy) — метаэтический термин (см. Метаэтика), введенный Дж.Э.Муром в «Принципах этики» (1903) для обозначения общего для всех дефиниций добра логического дефекта — несоразмерности определяем
  • Натуралистическая социология

    направление совр. буржуазной социологии. Сторонники Н. с. абсолютизируют отдельные черты человека как биологического существа и утверждают, что развитие человеческого об-ва определяется законам
  • КУЛЬТУРЫ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

    от лат. conceptio — понимание и natura — природа), принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы в эпоху Просвещения. Первоначально просветители базируются на признании кор
  • Натуралистический подход к культуре

    культура – приспособление человека как биологического организма к окружающей среде. Представители медики, психологи, биологи, которых объединяет стремление подчеркнуть биологическую обусловле