натурализированная эпистемология

Найдено 1 определение
натурализированная эпистемология
НАТУРАЛИЗИРОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ -термин известного амер. философа У Куайна, который он использовал для характеристики нового и желаемого состояния эпистемологии (Quine W,V. Epistemology Naturalized // Ontological Relativity and Other Essays. N.Y., 1969). Последняя, с его точки зрения, должна порвать с исторической традицией обоснования знания и стать одной из научных дисциплин. Предложенный Куайном и подхваченный многими философами «натуралистический поворот» в эпистемологии был направлен против господствовавшего в эпистемологии на протяжении большей части 20 в. антипсихологизма, видевшего задачу эпистемологии, в отличие от психологии, не в анализе механизмов познавательной деятельности, а в том, чтобы дать критическую оценку результатов познания с точки зрения их соответствия нормам знания. Данная позиция была характерна для столь разных направлений, как неокантианство, феноменология и аналитическая философия. Идея Н. э. означает разочарование в абсолютистских критериях отличения знания от незнания и отказ от эпистемологического фундаментализма. Н. э., по Куайну, превращается в раздел психологии, изучающий процессы получения и переработки когнитивной информации. По сути, эпистемология превращается в дескриптивную дисциплину и лишается философского статуса. Впрочем, еще до введения термина «Н. э.» в философский оборот неопозитивисты Венского кружка сформулировали программу физикализма ( Р. Карнап), а Ж. Пиаже — программу генетической эпистемологии (см. Эпистемология генетическая), фактически заменяющие философскую теорию познания. По этому же пути позднее пошли некоторые сторонники эволюционной эпистемологии, когнитологии (см. Когнитивная наука), социальной эпистемологии, антропологии познания (см. Антропология науки) и лингвистического поворота в эпистемологии, для которых биологические науки, когнитивные науки, социология знания, этнография и дискурс-анализ делают излишним философское исследование познания. Все подобные варианты превращения эпистемологии в дескриптивную дисциплину могут быть охарактеризованы как программы Н. э. в широком плане. Н. э. является принципиально сциентистским направлением исследований в том смысле, что она провозглашает программу редукции всякого анализа знания к методам конкретных наук.         Между тем обоснованный отказ от эпистемологического фундаментализма и необходимость учета данных специальных когнитологических исследований вовсе не обязательно означает разрыв с эпистемологической традицией критической оценки результатов познавательной деятельности. Современный специалист по эпистемологии не может претендовать на обладание абсолютными вневременными критериями познания и знания. Вместо этого он учитывает реальную познавательную практику, изучает исторический процесс развития познания и выделяет те методы когнитивной деятельности — в обыденном познании и в различных научных дисциплинах, — которые оказались более успешными, чем др. Разные методы познавательной деятельности могут не только описываться, но и сравниваться между собою с точки зрения их согласованности, а также надежности; разные познавательные практики могут оцениваться с точки зрения их плодотворности. Такого рода работа допускает, что не существует абсолютных норм оценки знания и что методы познавательной деятельности меняются и будут меняться. Это означает, что специалист по эпистемологии не занимает позиции вне познавательного процесса, а сам включен в этот процесс. Поэтому эпистемологические концепции не могут претендовать на абсолютность и имеют, в определенном смысле, гипотетический характер. Вместе с тем специалист по эпистемологии может и должен анализировать общие условия познавательной деятельности, т.е. обсуждать проблематику истины, реальности, те вопросы, которые И. Кант называл трансцендентальными условиями возможности познания.         Таким образом, если трудно согласиться с сильным вариантом идеи Н. э., то ее слабый вариант, допускающий возможность формулирования оценочных суждений в эпистемологии (хотя и не в абсолютистском смысле), представляется плодотворным и современным.         В.А. Лекторский

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки