NATURA

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Натура
(лат. natura – природа) – 1. Устар. природа, т. е. растительный и животный мир. 2. Характер, темперамент человека, сущность, атрибут вещи, явления, процесса. 3. Товары, продукты и др. как платежное средство. В философии натура часто противопоставляется культуре (например, в структурализме), тому, что создано человеком, а также противопоставляется и сверхъестественному. В философских традициях натура понималась: а) как физика (ионийская философия, например, милетская школа); б) как сущность вещи, содержащая в себе основу, источник движения (Аристотель); как первая субстанция и т. д.; б) в софистике противопоставлялась праву.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

NATURA (nature)
природа. По Боэцию, «„природой" могут называться или только тела, или только субстанции - телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом существуют. А раз слово „природа" употребляется трояко, то и определена она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть „природой" все существующие вещи... получится примерно следующее: „природа" есть те вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом постигнуты разумом... Если же „природа" говорится об одних только субстанциях... то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: „природа есть то, что может или действовать, или претерпевать"... Если же понимать имя „природа" уже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая его к одним лишь телесным... определение это будет такое: „природа есть начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"» (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией». С. 169-170). Иоанн Скот Эриугена понимает под природой «все, что есть и не есть». Он делит природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения), 2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет природу как «принцип движения и покоя в том, в чем они есть» (Thomas Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Cp. VIS, RATIO.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
146.40 кб

«Мистика без тайны»: еще раз о Deus sive natura Б. Спинозы

Цыпина Лада Витальевна
В статье осуществляется попытка рассмотреть наследие Б. Спинозы в постсекулярном контексте размывания границ между рациональным и мистическим.
Читать PDF
236.72 кб

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DE RERUM NATURA » ЛУКРЕЦИЯ. EL

Хлебников Г.В.
Читать PDF
148.82 кб

2009. 03. 002. Лемке Т. Природа в социологии. Опыт определения позиции. Lemke T. Die Natur in der So

Гирко Л. В.
Читать PDF
412.80 кб

96. 02. 007. Нивёнер Фр. Наука о природе и познание Бога: иудейская модель. Niewohner Fr. Natur-wiss

Сокулер З. А.
Читать PDF
1.12 мб

Philosophy and natural Science in the modern world (the results of the Conference devoted to the wor

Kozhevnikov N. N.
Читать PDF
121.02 кб

Evagrius Ponticus: natural contemplation versus knowledge of the divine essence a Cappadocian soluti

Konstantinovsky S.
The paper will address only one part of Evagrius.s unions and distinctions: the question of how God bridges the gap between himself and the world by revealing himself in the universe and teaching the soul natural contemplation.
Читать PDF
234.16 кб

Классический марксизм как попытка учения о категориях "естественной метафизики" (metaphysica natural

Шулико Г.А.
Читать PDF
118.34 кб

Philosophy of Natural Sciences at the east european Network for Philosophy of Science Conference in

Elena F. Sinelnikova
Читать PDF
361.40 кб

Larchet J. -C. personne et nature. La Trinite — le Christ — l’homme. Contributions aux dialogues int

Михайлов Петр Борисович
Читать PDF
455.22 кб

Cosmology at the crossroads of natural and human sciences: is demarcation possible? Part 2. Explicat

Nesteruk Alexei V.
This is the second part of the paper on the problem of demarcation between the dimensions of natural and the human sciences in contemporary cosmology.
Читать PDF
114.23 кб

98. 04. 020. Саймон Дж. Естественный человек и уроки истории: хронотопы Руссо. Simon J. natural man

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
271.60 кб

Welsh Talia. The child as natural phenomenologist: primal and primary experience in Merleau-Ponty’s

Apostolescu Iulian
This review is devoted to one of intriguing topics in psychological literature of 20-th century primary phenomenological world of a child.
Читать PDF
0.00 байт

The methodology of natural sciences in antiquity and the second book of Galen’s de placitis Hippocra

Reznikova Ksenia , Dobryaeva Irina , Koptseva Natalia
In this article, based on the second book of Galen’s De placitis Hippocratis et Platonis, we analyze scientific method of the famous anatomist and philosopher.
Читать PDF
0.00 байт

Optical metaphors and Plato’s natural philosophy

Kulikov Sergey
The article defends the thesis that interpreting Plato’s natural philosophy it is useful to take the terms horatos and aoratos in two distinct meanings: “observable” and “unobservable” (i. e.
Читать PDF
0.00 байт

Nature and essence of a spirit in the philosophy of S. L. Frank

Yagubova Svetlana Ya
This article deals with the of inner spiritual world of a human being, the issue of human soul and spiritual life as presented in the philosophical anthropology of S.L. Frank.

Похожие термины:

  • DEUS SIVE NATURA

    лат. - Бог, или природа) - см. Спиноза.
  • NATURA NON FACIT SALTUS

    лат. природа не делает скачков) - выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.
  • NATURA NATURANS

    лат.) - у Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т.е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречают
  • ENCHEIRESIS NATURAE

    греко-лат. метод постижения природы) - понимание природы; у Гете: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.
  • ENS NATURAE

    природная вещь, то, что есть в природе; то, что актуально и потенциально существует вне разума; ens в первом смысле (см.: ENS), т. е. в значении не только действительно сущего, но и ее определения, благодар
  • HABITUS NATURAE

    лат.) - природное свойство.
  • LUMEN NATURALE

    лат. - "естественный свет") - восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаем
  • MOTUS NATURALIS

    естественное движение, как, например, рост растений или гибель тела.
  • COGNITIO NATURALIS

    естественное знание; то, что является общим для всего человеческого рода, т. е. знание первоначал, например, что целое больше составляющих его частей.
  • NATURELL

    франц.) - природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и ми