Наторп, Пауль Герхард

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Наторп, Пауль Герхард

немецкий философ (Дюссельдорф, 1854 — Марбург, 1924). Профессор Марбургского университета, принадлежал к движению, которое в качестве реакции на мистику посткантианских философов (Фихте, Гегель) провозгласило «возврат к Канту». Это движение получило название неокантианства или Марбургскоп школы. Интеллектуальные анализы Наторпа продолжают мысль Ланге, Зелера и особенно Германа Когена; они подготовили путь для феноменологии Гуссерля. Ншорп, в частности, автор сочинений: «Религия в пределах человеческого» (1894), «Философия, ее проблема и ее проблемы. Введение в критический идеализм» (1911), «Общая психология по критическому методу» (1912).

Источник: Философский словарь

Наторп, Пауль Герхард

21 января 1854, Дюссельдорф — 17 августа 1924, Марбург) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1871—75 изучал историю, древние языки, филологию, музыку и философию, математику h естественные науки в Берлине, Бонне и Страсбурге. Защищает докторскую диссертацию в 1881. С 1880 — библиотекарь в Марбурге, с 1885 — профессор в Марбурге. С 1887 — издатель журнала «Philosophischen Monatshefte». В своем сочинении «Учение Платона об идеях. Введение в идеализм» (1903) Наторп выступает против господствовавшего со времен Аристотеля понимания идей Платона как метафизических сущностей. По Наторпу, идеи следует толковать как чисто логические «принципы», «схемы» или «законы», по которым конструируется вещь: идеи не «вещи», но «методы», они указывают на идентичность, данную как неизменный закон, а значит — освобожденную от всякой чувственности. К другим важным сочинениям Наторпа относят: «Теория познания Декарта. Исследования предыстории критицизма» (Descartes Erkenntnistheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kritizismus, 1882); «Исследования по истории проблемы познания в древности» (Forschungen des Erkenntnisproblems des Altertum, 1884); «Логические основы точных наук» (Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften, 1910). Наибольшую известность принесли ему работы «Философская пропедевтика» (1903), «Философия» (1911), «Кант и марбургская школа» (1912) и др.
Наторп опирается на развитую Когеном интерпретацию Канта, которая подчиняла теорию познания чистой логике. Однако если у Канта условием всякого познания было трансцендентальное единство апперцепции, то у Наторпа его аналогом становится фактическое единство опытных естественных наук, причем теоретическая философия рассматривается как трансцендентальная логика, которая имеет значение для «культурной работы» в целом. «Предметы» трансцендентальной философии понимаются как различные процессуальные виды деятельности: «...метод, в котором заключается философия, имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает» (Кант и марбургская школа. — «Новые идеи в философии». СПб., 1913, вып. 4, с. 93). Как и другие представители марбургской школы неокантианства, Наторп видел свою задачу в создании логического «фундамента» для этики, эстетики, учения о человеке, теории культуры, социальной педагогики и других наук. Он отвергает всякий «онтологизм»: о бытии правомерно говорить лишь как о «мыслимом бытии». Разъясняя свое понимание идеализма, Наторп писал: »Истинный идеализм не есть идеализм элеатского «бытия» или идеализм все еще неподвижных «идей» ранней эпохи Платона, а идеализм «движения», «изменения» понятий, согласно «Софисту» Платона, идеализм «ограничения безграничного», вечного «становления бытием», согласно «Филебу». Все это мы находим у Канта, когда он рассматривает мышление как самопроизвольное, т. е. как созидание на основе бесконечности, а потому как действие, как функцию» (там же, с. 101—102). Понимание логики у Наторпа впоследствии изменилось. Его идея «всеобщей логики» расширила предмет логики до выявления единого основания конструирования предметов, полагания смысла в триаде: простое полагание — его отрицание — синтез. Применение этой «всеобщей логики» к психологии развито во «Всеобщей психологии» (Allgemeine Psychologie, 1912), к практической философии и образованию — в целом ряде педагогических сочинений. Близость неокантианства Наторпа к проблемам философии Платона определила его интерес к идее «образования человечества», иначе — к педагогике (ср. такие работы как «Этика Демокрита» (Die Ethik des Demokritos, 1893); «Социальная педагогика» (Sozialpadagogik, 1898); «Государство Платона и идея социальной педагогики» (Plalos Staat und der Idee der Sozialpadagogik», 1898); «Песталоцци» (Pestalozzi, 1909)). Наторп развил оригинальную концепцию социальной педагогики. После 1-й мировой войны, ускорившей распад неокантианства, Наторп сближается с феноменологией Гуссерля, развивая идею генетической феноменологии.
Работа «Философия. Ее проблема и ее проблемы» (Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, 1921) систематически излагает философию Наторпа. Мышление понимается как процесс, а бытие — как функция мышления. Однако вместе с тем постижение конкретных проблем жизни начинает замещать описание трансцендентального конституирования наук.

Источник: Новая философская энциклопедия

Наторп, Пауль Герхард

(24 янв. 1854 – 17 авг. 1924) – нем. философ-неокантианец, последователь Г. Когена. С 1885 – проф. философии Марбургского ун-та. Марбургское неокантианство было попыткой интерпретировать с кантовских позиций идею развития, глубоко проникшую в науку 19–20 вв. Если неогегельянство и философия жизни представили развитие как иррациональную диалектику, то марбуржцы противопоставили диалектике эволюционистскую теорию развития, в к-рой общефилос. методом выступило "исчисление бесконечно-малых". В свете этого принципа получали видимость рационалистич., положительно-научной конструкции кантовские телеологизм (в т.н. описат. естествознании) и идея долженствования (в т.н. "науках о духе"). Эта концепция получила название "критического идеализма". Н. проводил защиту и обоснование "критич. идеализма" марбургской школы по двум линиям. Во-первых, он интерпретировал филос. системы прошлого как "предысторию" критицизма. В книге "Учение об идеях Платона. Введение в идеализм" ("Plato´s Ideenlehre. Eine Einf?hrung in den Idealismus", 1903) H. представил платоновскую философию в неисторич. виде, в духе канонич. понятий марбургской школы. Во-вторых, Н. перетолковывал в духе указ. концепции совр. естествознание. Этой задаче посвящена его центральная работа "Логич. основоположения точных наук" ("Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften", 1910). В таком же методологич. плане H. строил логич. систему т.н. социальной педагогики – область его специальных интересов. Обществоведческие взгляды Н. представляют вариант т.н. филос. антропологии: "...человек действительно микрокосм, мир в миниатюре, как бы сконцентрированный в одном пункте" ("Культура народа и культура личности", СПБ, 1912, с. 118–19). Поэтому весь строй наук – от естествознания до "наук о духе" (социальных наук и истории) – имеет предметом человека в разных аспектах. Конкретность человека – в его активности, деятельности, к-рая рассматривается Н. как "работа" (труд). Однако ее определение он ищет не в ее объективной структуре, но в целеполагающем характере человеч. деятельности, что он и истолковывает в понятии долженствования. Т.о., человеч. активность оборачивается активностью мышления. Если наука есть теоретич. мышление, т.е. воспроизведение в эмпирич. материале логики чистого мышления, то человеч. деятельность есть практич. мышление, иными словами бесконечный процесс воплощения в практике человеч. общежития некой "регулятивной" идеи, практически недостижимой (см. "Социальная педагогика", СПБ, 1911, с. 51; см. также с. 45). Прогресс в освоении людьми этой задачи, проходящий 3 этапа – влечение, волю и разум, есть путь к "свободе". Три указанные характеристики имманентны человеч. природе. В соответствии с этой индивидуалистич. исходной позицией Н. строит теорию общества, где осн. социальные связи оказываются проекцией конститутивных качеств человека на взаимоотношения в организованном обществ. единстве: влечению соответствует хоз. деятельность, воле – социальные учреждения, разуму же – система образования. Соответственно, система "социальной педагогики" оказывается социальной программой Н., к-рая приводит его к законченной политич. программе бурж., этич. социализма. Умеренная критика капиталистич. общества разрешается проповедью воспитания "разумности" всех членов общества. Результатом этого воспитания должно явиться "единение" всех разумных сограждан в процессе достижения идеальной цели, к-рая в качестве идеи практич. разума оказывается в конечном счете даже не знанием, а верой. Рассматривая философию марбургской школы как "метод", Н. последовательно применил ее для "конструирования" точных наук, "наук о духе" и системы обществ. отношений. Но здесь-то и обнаружилось, что дело фактически идет о законченной филос. системе, сочетающей абс. идеализм Платона с критицизмом Канта. Соч.: Descartes´ Erkenntnisstheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticismus, Marburg, 1882; Galilei als Philosoph, "Philos. Monatsh.", 1882, Bd 18; Quantit?t und Qualit?t in Begriff, Urteil und gegenst?ndlicher Erkenntniss, там же, 1890, Bd 27, H. 1, 2; Zu den logischen Grundlagen der neueren Mathematik, "Arch. System Philos.", 1901, 2 Abt., Bd 7; Zur Frage der logischen Methode, "Kantstudien", 1901, Bd 6; Philosophische Prop?deutik, Marburg, 1903; Logik, Marburg, 1904; Philosophie und P?dagogik, Marburg, 1923; в рус. пер. – Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5 (Теория познания II), СПБ, 1913. Лит.: Бакрадзе К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Bellersen H., Sozialp?dagogik P. N., (s. 1.), 1928; Grafe I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. N., W?rzburg, 1933. M. Туровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.