НАСТОЯЩЕЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Настоящее
То, что отделяет прошлое от будущего. Но если прошлое и будущее суть ничто, значит, их ничто не разделяет. Поэтому существует только вечность, которая и есть настоящее. Между двумя ничто лежит все.
Настоящее есть точка соприкосновения реальности и истины, которые, соприкоснувшись, немедленно разлучаются (прошлое остается истинным, хотя и перестает быть реальным), но не исчезают (истина остается в настоящем). Возможно, в настоящем присутствует само пространство, в котором вечной является вселенная.
Присутствовать в настоящем значит быть и становиться. Настоящее длится, т. е. продолжает присутствовать, однако беспрестанно меняется. Поэтому и существует время, которое мы силой мысли можем бесконечно делить между прошлым и будущим. Для мышления настоящее есть то, что отделяет прошлое от будущего. Но такое абстрактное настоящее есть не более чем бесплотный миг – не длительность, как говорит Аристотель, но граница между двумя длительностями. Что не мешает реальности быть и продолжительной, и безграничной, и она‑то и есть настоящее: неделимая и безграничная продолжительность всего сущего.
Нетрудно заметить, что память и воображение являются частью настоящего. Жить в настоящем, как говорили стоики и по‑прежнему говорят мудрецы, это не значит жить данным мигом. Разве можно любить, не помня всех, кого любишь? Разве можно мыслить, не держа в памяти ни одной идеи? Действовать, не помня о своих желаниях, планах, мечтах? Но все это возможно не потому, что существует еще что‑то, кроме настоящего. Ведь нельзя ни любить, ни мыслить, ни действовать в прошлом или будущем. Жить в настоящем всего‑навсего означает жить в согласии с истиной; это‑то и есть вечная жизнь, и никакой другой нет. От нее нас отделяют только наши иллюзии, вернее сказать, наши иллюзии (которые тоже суть часть этой жизни) заставляют нас чувствовать, что мы от нее отделены. «Пока ты различаешь нирвану (166) и сансару (167), – говорит Нагарджуна, – ты остаешься в сансаре». Пока ты различаешь время и вечность, ты пребываешь во времени. Следовательно, только настоящее, которое представляет их единую истинность или их подлинное слияние, и есть по‑настоящему место спасения. Мы все уже давно живем в Царствии Божием, вечность – это сейчас.

Источник: Философский словарь.

НАСТОЯЩЕЕ
понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени... Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему... но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее". Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности: "настоящее - это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими" (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. могут быть выделены два магистральных направления его исследования: 1) направление, центрированное анализом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. в его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда, обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур: так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода "взвихренностью"; Делез связывает феномен креативного потенциала Н. с его "потрясением" (или "умопомешательством глубины") и т.п.; 2) направление, анализирующее феномен Н. в свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко, не только "конечные", но и "исторически определенные существа"). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру "онтология настоящего" (или "онтология нас самих"), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества, так и индивида) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса, знания, власти и субъективности как таковой (см. "Смерть субъекта", "Воскрешение субъекта"). Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе "Нет - секс-королю" (1977), философская работа есть не что иное, как работа "историка настоящего". В свете этого, заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача "анализировать наше собственное настоящее" (Фуко). А если учесть, что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического ("аналитическая критика" у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики: от программы "диагностировать настоящее" у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве "диагноста своего времени". В целом, в постмодернистской системе отсчета Н. выступает фактически основным предметом философского осмысления (см. "Основной вопрос философии"): "В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было: "В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего? Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?". Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу "Что происходит теперь, и что такое мы - мы,
которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами" (Фуко).

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
430.68 кб

Мысль и настоящее

Грякалов Алексей Алексеевич
Построение живого философского опыта не сводимо к проблемам влияния или заимствования. Оно также не может быть решаемо в категориях господства и подчинения.
Читать PDF
476.13 кб

Прошлое и настоящее этики технологий: к истории определения понятия

Анохина Светлана Евгеньевна
На основе двух научных традиций, условно названных «традиция Галилея» и «традиция да Винчи», показана история формирования понятия «этика технологий» в историческом аспекте.
Читать PDF
229.86 кб

Методологическое значение категорий «Прошлое», «Настоящее», «Будущее»

Жовтун Дмитрий Тимофеевич
Читать PDF
542.09 кб

Политический романтизм сто лет спустя: взгляд из прошлого в настоящее

Мария Юрлова
Читать PDF
4.02 мб

О «Целевой причине» или о том, сможет ли «Будущее» влиять на «Настоящее»

Аль-Ани Намир Махди
Читать PDF
244.27 кб

А. Ф. Лосев: прошлое и настоящее

Гребнев Иван Вячеславович
В современной науке активно дискутируется вопрос о взаимодействии парадигм.В этой связи интересен пример А.Ф.Лосева, который выстраивал свою систему мировоззрения.
Читать PDF
224.09 кб

Русская идея: прошлое и настоящее

Островская Анна Александровна, Терехова Грета Леоновна
Рассмотрена проблема русской идеи, которая является одной из центральных проблем русской философии истории и культуры. Актуальность данной темы очевидна и сегодня.
Читать PDF
153.58 кб

Аналитическая философия в России: настоящее и будущее

Тискин Д. Б.
Всероссийская научная конференция с международным участием "Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России". Санкт-Петербург, 29-31 мая 2012 г.
Читать PDF
538.06 кб

Интеллигенция и церковь в России: прошлое и настоящее

Гура Владимир Аврамович
В статье рассматривается отношение русской интеллигенции к православной церкви в условиях секуляризации европейской культуры. Рассмотрены особенности секуляризации в России. Анализируются аргументы критиков и защитников религии.
Читать PDF
609.43 кб

Цивилизационная теория в России – прошлое, настоящее и будущее

Владимир Николаевич Алалыкин-Извеков
Россия может по праву гордиться cлавной, хотя и нелёгкой историей достижений в цивилизационной теории. Имена Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.А. Сорокина, Н.А. Бердяева, Л. И. Мечникова, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Гумилёва, Б.С.
Читать PDF
112.30 кб

Философия в России. Прошлое. Настоящее. Будущее. Беседа с профессором Б. В. Марковым

Марков Борис Васильевич, Осипов Игорь Дмитриевич
Редакционная коллегия продолжает цикл бесед с известными учеными, профессорами Института философии СПбГУ по актуальным вопросам развития отечественной и мировой философии, проблемам взаимоотношения философии и политики, совершенст
Читать PDF
95.42 кб

Философия в России. Прошлое. Настоящее. Будущее беседа с профессором В. Г. Мараховым

Марахов Владимир Григорьевич, Осипов Игорь Дмитриевич
С Заслуженным деятелем науки Российской Федерации, деканом философского факультета Ленинградского государственного университета (1970-1978 гг.
Читать PDF
96.42 кб

Настоящее и прошлое в структуре сознания временности

Шевцов Константин Павлович
В статье показано, что анализ сознания длительности зависит от того, какое значение придается опыту настоящего.
Читать PDF
0.00 байт

Культура и творчество в духовной традиции России: прошлое и настоящее

Насакин Олег Евгеньевич
В статье исследуется роль культуры, ценностей и творчества в современной России, анализируются основные концепции творчества и ценности в российском социуме и русской религиозной философии.
Читать PDF
432.93 кб

Социальная эпистемология, ее истоки и настоящее

Маркова Л.А.
Классическая логика строится на базе обобщения, чем обеспечивается ее всеобщность. Социальный характер научного знания в социальной эпистемологии предполагает выдвижение на передний план индивидуальности.

Похожие термины: