НАСТИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАСТИКА
Санскр.) Атеист или, вернее, тот, кто не поклоняется
богам и идолам или не признает их.

Источник: Теософский словарь

НАСТИКА
сс. Неверующий. Направление в индийской философии, представители которого не признают веды откровением, священным писанием. К ним относят локаятиков, чарваков, джайнов и буддистов. Вольнодумцы составили оппозицию шести школам (шад-даршана) и брахманизму как господствующей религиозной системе, т.е. всем, верящим в сакральность вед (астика). Настика и астика имеют общие корни и во многом совпадающий понятийно-терминологический аппарат, но принципиальные различия имеют характер доктринальный (теория), методологический (практика), праксеологический (цель).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

НАСТИКА

        исходно, в сер. I тыс. до н. э., последователь учений, согласно к-рым нет (санскр.-"насти") того света, нет посмертного воздаяния и вознаграждения за свершенные в этой жизни деяния, нет смысла в жертвоприношениях и раздаче даров, помимо материальной выгоды ("глупые дары приносят, умные их получают"), т. е. нет онтологич. оснований нравственности, добра и зла. Т. обр., это в строгом смысле слова "нигилист". К началу н. э. такие взгляды по большей части не разделялись, за исключением локаяты. Впоследствии слово стало употребляться идеологически-бранно и расширительно по отношению к учениям, не признававшим авторитета Вед, социального статуса брахманов или отрицавших бога, т. е., напр., к буддистам, джайнам. Фактически это уже неверно, ибо данные учения не придерживаются имморализма. См. АСТИКА.
А. Паривок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

НАСТИКА
санскр. – отрицающий) – термин инд. философии. Согласно классич. традиции, он употребляется для обозначения учений, отвергающих верховный авторитет Вед. К Н. относились филос. школы буддизма, джайнизма и локаяты, противопоставляемые шести ортодоксальным школам (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Такое толкование термина H. дается в "Законах Ману" (II, 11; III, 150; VIII, 22), а при разграничении ортодоксальных и неортодоксальных учений – в "Сарвадаршана-санграху" Мадхавы. Однако в ряде др. инд. текстов с учением Н. связывается отрицание не только авторитета Вед, но и существования бога (Майтри упанишада, III, 5), потусторонних миров (Мокшадхарма, 323, 10), бессмертной души (Мокшад-харма 218, 28). В подобных случаях слово "Н." употребляется в качестве синонима материализма и атеизма. Встречающееся в др.-инд. филос. лит-ре отнесение признанных впоследствии ортодоксальными филос. учений (напр., санкхьи) к Н. нередко обусловлено наличием в них атеистич. и материалистич. идей. В. Костюченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НАСТИКА
санскр., от на асти - он не существует, его нет), в Др. Индии обозначение религ.-филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, отрицающих существование трансцендентного мира и не верящих в жизнь после смерти, а следовательно, и не признающих авторитета Вед. В «Законах Ману» словом «Н.» обозначали нигилиста, от к-рого, однако, отличали еретика - «пашанда»; позже это слово стало относиться к атеистам вообще. Противоположность Н. - астика. К Н., или неортодоксальны.« даршанам, относят локаяту, адживику, в определ. смысле ранний буддизм и ранний джайнизм; наиболее характерным считается учение адживики, к-рое занимает среднее положение между скептицизмом и материализмом локаяты и агностицизмом и этич. идеализмом буддизма и джайнизма.
Осн. принципом философии Н. является отрицат. отношение к любым сверхчувств. принципам: непризнание существования гл. авторитетов ведийского мировоззрения - богаабсолюта и отличной от тела души (брахмана и атмана), будущей жизни и т. д. Н. утверждает бытие строго индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собстп. природы, не имеющей повторений и аналогий. Ничто не в состоянии изменить определяемую этой природой судьбу объекта. Этот фаталистич. детерминизм был особенно подчеркнут адживикой. В этич. отношении отрицание религ. и вообще к.-л. авторитетов привело впоследствии, с одной стороны, к прямому гедонизму чарваки, с другой - к провозглашению практики индивидуального совершенствования и воспитания личности (буддизм и джайнизм). Н. оказала влияние на йогу и санкхью, на формирование философских систем индуизма.

Источник: Советский философский словарь

Похожие термины:

  • АСТИКА-НАСТИКА

    санскр. astika-nastika) — принятое в индийской философской традиции деление систем на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Название происходит от санскритского глагола (асти— существуе