НАНОТЕХНОЛОГИЯНАНТСКИЙ ЭДИКТ

НАНСИ Жан-Люк

Найдено 3 определения термина НАНСИ Жан-Люк

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НАНСИ (Nancy) Жан-Люк

р. в 1940) — французский философ. Преподавал в Калифорнийском университете, профессор Страсбургского университета. Директор исследовательского центра "Философия, наука о языке и коммуникация", содиректор Центра философских исследований (Париж), соректор Международного философского колледжа (Париж). Основные сочинения: "Спекулятивная ремарка" (1973), "Лого-Дедал" (1976), "Ego sum" (1979), "Заголовок письмам" (1979), "Разделение голосов" (1982), "Категорический императив" (1983), "Забвение философии" (1986), "Праздное сообщество" (1986), "Опыт свободы" (1988), "Музы" (1994) и т.д. Основным тематизмом философского творчества Н. выступает интеллектуальное состояние "философии на пределе" — философии, ставящей под сомнение свою собственную возможность. Н. рассматривает эту проблему на материале современных трактовок понятий "субъект" Р.Декарта и "закон" И.Канта, а также в рамках трансгрессивных интерпретаций диалектики Г.Гегеля, осуществленных в 20 ст. С начала 1980-х Н. формулирует исследовательскую программу изучения "сообществ", понимаемых им не в качестве системных тотальностей, а как сеть сингулярностей (см. Событийность). В своих взаимозависимостях последние перманентно актуализируют состояние предела друг у друга; конституирующаяся подобным образом "не-исполненность" задает статус того или иного сообщества. Отстаивая тезис об исходной плюральности смысла, Н. противопоставляет его разнообразным герменевтическим процедурам, а также означиванию и сигнификации. A.A. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

НАНСИ (Nancy) Жан-Люк

p. 1940) - франц. философ, проф. ун-та гуманитарных наук в Страсбурге, директор исследовательского центра "Философия, наука о языке и коммуникация", преподаватель Калифорнийского ун-та (США), содиректор парижского Центра философских исследований политики, один из руководителей Международного философского колледжа в Париже, а также (совместно с Деррида, Лаку-Лабартом и С. Кофман) объединения "Философия в действии". Определяющее философское влияние на Н. оказали Кант, Гегель, Хайдеггер, Деррида, что обусловило его устойчивый интерес к "философии на пределе" - к таким ситуациям в философии, когда она ставит под вопрос свою собственную возможность. Первое крупное сочинение Н., "Спекулятивная ремарка" (1973), посвящено "пределу" гегелевской диалектики, а в двух других произведениях первого периода, "Ego sum" (1979) и "Категорический императив" (1983), исследуется "предельная ситуация", в какой оказалось картезианское понятие "субъект" и кантовское "закон" в XX в. После публикации работы о Лакане "Заголовок письмам" (1979) Н. занимается исследованием взаимоотношений философии и литературы (см. сочинения "Логодедалус" и "Литературный абсолют", совместно с Лаку-Лабартом). Работы второго периода творчества Н. посвящены феномену "сообщества" (communaute), понимаемому не как организованная тотальность или всеобщность, а как сеть сингулярностей, каждая из которых выставляет другие на грань ее существования, заставляет обнаружить ее предел. Этот период открывается исследованием "Разделение голосов" (1982), в котором критикуется герменевтика и утверждается изначальная плюральность смысла. Критический анализ "смысла" как чего-то противоположного означиванию, сигнификации, продолжается в работе "Забвение философии" (1986). В кн. "Праздное сообщество", ставшей самой известной работой Н., предпринимается анализ сообщества, не совершающего определенной "работы" и в этом смысле "невыполненного". Члены этого сообщества, по Н., реализуют себя через причастность этой "невыполненности". Это же исследование продолжается в "Опыте свободы", но уже в онтологическом плане. В последнее время Н. работает над проблемами "конца искусства", а также другими аспектами темы "мысли на пределе".

Ж.-Л. Н.

О событии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991; Сегодня // Ad Marginem&93, M.,1994; La remarque speculative. P., 1973; Logodaedalus. P., 1976; Le partage de voix. P., 1982; La communaute desoeuvree. P., 1986; L&experience de la&liberte. P., 1988; Corpus. P., 1992; Des Muses. P., 1994; Etre singulier pluriel. P., 1996; Hegel: la inquietude du negative; The Birth to Presence. Stanford, 1992; Des leux devins. P., 1997.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

НАНСИ Жан-Люк

род. 1940) — французский философ, создавший оригинальную теорию сообщества как бытия-вместе (entre-en-commun). Профессор Страсбургского университета гуманитарных наук, с 1989 по 1997 возглавлял факультет философии, лингвистики, информатики, образовательных наук. Международная премия итальянского Общества Ницше (1990).

На становление философских взглядов Нанси оказали влияние сочинения Канта, Гегеля, Хайдеггера и Деррида, послужившие источником его постоянного интереса к философии в ситуации «предела». Он исследует «предел» гегелевской диалектики («Спекулятивная ремарка» — La Remarque speculative (un bon mot de Hegel), 1978), картезианского субъекта (Eg sum, 1979), а также закона, как он сформулирован у Канта, Ницше и Деррида («Категорический императив» — LImperatif categorique, 1973). После публикации критической работы о Лакане, написанной в соавторстве сЛаку-Лабартом («Заголовок письма» — Le Titre de la Lettre, 1972), он задается вопросом об отношениях между философией и литературой («Logodaedalus», 1976 и др.); «Литературный абсолют» (LAbsolu litteraire, 1978), написанный также совместно с Лаку-Лабартом, посвящен теории ранних немецких романтиков и становлению современного понятия литературы. В работах 1980-х гг. дается многосторонний анализ феномена «сообщества» (communaute), понимаемого не как органическая целокупность, но как сеть сингулярностей, выказанных друг другу на своих границах (сингулярность длдЛанси — это не только отдельные индивиды, но и группы, сообщества, институты, дискурсы): В книге «Разделение голосов» (Le Partage des voix, 1982) герменевтика подвергнута критике во имя исходной плюральности смысла. Анализ «смысла» как противоположного «означиванию», «сигнификации» дан в работе «Забвение философии» (LOubli de la philosophie, 1986). «Непроизводящее сообщество» (La Communaute desoeuvree, 1990) фокусирует внимание читателя на таком сообществе, которое не «творит», т. е. не «производит», и соучаствует в такой непретворенности. В «Со-явке» (Comparution, 1991, в соавторстве с Жан-Кристофом Байи) анализируется все еще возможный смысл слова «коммунизм», в книге «Corpus» (1992) — проблема тела в современности, в «Смысле мира» (Le Sens du monde, 1993) — связь смысла с беспредпосылочным существованием. В изначальной плюральности искусств, согласно Нанси, отражается обособленность пяти чувств (sens) человека («Музы» — Les Muses, 1994); в «Множественно единичном бытии» (Etre singuler pluriel, 1996*) радикализуется хайдеггеровское понятие «совместного бытия» (Mitsein). Нанси вновь обращается к Гегелю как первому мыслителю современного мира, столкнувшемуся с повсеместной необеспеченностью смысла («Гегель: обеспокоенность негативным» — Hegel. LInquietude du negatif, 1997). Растущий интерес к философии Нанси (переводы на английский, итальянский, испанский, японский, русский и др. языки) связан прежде всего с поставленной им проблемой философии после «конца философии».

Соч.: Des Lieux divins. Mauvezin, 1987; LExperience de la liberte. P., 1988; Une pensee finie. P., 1990; Le Mythe nazi (avec Philippe LacoueLabarthe). La Tour dAigus, 1991; Le Poids dune pensee. MontrealGrenoble, 1991; La Naissance des seins. Valence, 1996; Retreating the Political (with Philippe Lacoue-Labarthe). L.—N.Y, 1997; в рус. пер.: О со-бытии.— В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991; Сегодня.— В кн.: Ad Marginem 93. M., 1994; Рождение в присутствие.— «Комментарии», 1996, № 9; Смех, присутствие.— Там же, 1997, № 11; Язык и тело.— В кн.: Копнинские чтения 11. Томск, 1997; В ответе за существование.— В кн.: Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск,1998. Лит.: On Jean-Luc Nancy The Sense of Philosophy. L.-N.Y, 1997.

E. В. Петровская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме НАНСИ Жан-Люк — 0

Найдено научныех статей по теме НАНСИ Жан-Люк — 0

Найдено книг по теме НАНСИ Жан-Люк — 0

Найдено презентаций по теме НАНСИ Жан-Люк — 0

Найдено рефератов по теме НАНСИ Жан-Люк — 0