НАЛАНДАНАЛБАНДЯН Микаал

НАЛБАНДЯН

Найдено 1 определение:

НАЛБАНДЯН

Микаэль Лазаревич (14 нояб. 1829 – 12 мая 1866) – революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. Род. в г. Hop-Нахичевань (ныне район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна, к-рый заметил его литературное дарование и поощрил его. С 1846 Н. служил секретарем епархиального правления Нахичевани; в это время он выступает как защитник интересов крестьян и ремесленников и как обличитель беззаконий городской власти и группы клерикалов, что вызвало гонения на Н. В 1853 он переехал в Москву и, сдав экзамен при Петербургском ун-те, получил должность преподавателя арм. яз. в Лазаревском ин-те вост. яз. в Москве. В 1854 по настоянию католикоса арм. церкви Н. был арестован, а после освобождения уволен с должности преподавателя. Н. поступил вольнослушателем на мед. фак-т Московского ун-та. В это же время он следит за произведениями русской лит-ры и изучает Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые сыграли большую роль в формировании взглядов Н. В 1858–1860 Н. сотрудничал в журн. "Юсисапайл" ("Северное сияние"), издаваемом в Москве прогрессивным публицистом Назаряном. В 1857–62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе он создал вокруг арм. журн. "Мегу" революционно-демократич. группу "Партия молодых", установил связи с Герценом, Огаревым, Гарибальди и Мадзини и возглавил арм. нац.-освободит. движение. За революц. деятельность и связь с группой т.н. лондонских пропагандистов Н. в 1862 был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. После трехлетнего заключения, больной туберкулезом, Н. был сослан в Камышин. Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении. Н. понимал, что основную роль в этом должно сыграть революц. движение рус. народа и угнетенных народов России и Турции. Защищая нац.-освободит. движение Армении и рус. революцию Н. разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде "Земледелие как верный путь" (1862), касаясь создавшейся после реформы 1861 ситуации в России, предсказывал неизбежность революции. Н. подверг резкой критике капитализм и колонниализм; он указывал, что бурж. страны Европы – злейшие враги Индии, Китая и др. закабаленных стран. Коренная ломка существующих социальных отношений, революц. преобразование жизни – такова политич. программа Н. Но его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер, был крестьянским. Н. принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. H. считал, что нация – явление историческое. Он был. убежден, что придет время, когда нац. вопрос будет решен в результате уничтожения социального гнета и победы социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отдаляет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм. По своим филос. воззрениям Н. – материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия, по Н., должна заниматься реально существующими вещами – природой и человеч. обществом. Исходя из антропологич. материализма, Н. видел твердый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся, по его мнению, на умозрительных, абстрактных схемах. Н. отверг упрощенный, механистич. взгляд на движение и развитие. Движение, по Н., есть принцип всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни. В понимании истории Н. в конечном счете был идеалистом, хотя его высказывания содержат много материалистич. положений, напр. о классовом характере государства, об объективной экономич. основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе. Но Н. не понял законов развития экономич. жизни, оставаясь в социологии на позициях идеализма. Религия, по Н., представляет собой извращенное отражение сил природы в головах людей и фетишизацию этих сил. Среди осн. причин возникновения и утверждения религ. взглядов Н. особо выделял, наряду с невежеством, социальный гнет. Н. подверг критике религ. и "официальную" мораль господствующих классов. В обществе, где существуют социальный гнет и эксплуатация, по мнению Н., не может быть справедливости, истинно моральных отношений между людьми. Так, капитализм исключает свободу и справедливость. Н. подчеркивал связь искусства с жизнью, его социальную природу. Искусство, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует ее преобразования согласно идеалу. Н. первый в арм. литературе дал обстоятельный анализ ряда произв. ("Сос и Вардитер" П. Прошяна и др.). Он создал образцы гражданской поэзии, на к-рых воспитывалось не одно поколение революц. молодежи. Историч. значение творчества Н. в том, что он завершил процесс формирования революционно-демократич. идеологии и материализма в Армении и тем самым подготовил почву для распространения марксизма на своей родине. Соч.: Избр. филос. и общественно-политич. произведения, М., 1954; на арм. яз., – Журнал нового арм. яз., [б. м. ], 1857; Две строки, Ер., 1939; Земледелие как верный путь, Ер., 1939; Национальное бедствие, Ер., 1939; Полн. собр. соч., т. 1–4, Ер., 1940–49. Лит.: Саркисян X. С., Микаел Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; на арм. яз. – Иоаннисян А. Г., Налбандян и его время, кн. 1–2, Ер., 1955–56. А. Хачатурян. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме НАЛБАНДЯН — 0

Найдено научныех статей по теме НАЛБАНДЯН — 0

Найдено книг по теме НАЛБАНДЯН — 0

Найдено презентаций по теме НАЛБАНДЯН — 0

Найдено рефератов по теме НАЛБАНДЯН — 0