НагльфарНАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

НАГЛЯДНОСТЬ

Найдено 4 определения термина НАГЛЯДНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

наглядность

НАГЛЯДНОСТЬ — характеристика научных знаний, связанная с возможностью представления изучаемых объектов и явлений в образной, чувственно воспринимаемой форме. Стремление к построению «картин» соответствующей предметной области исследования, к полному совпадению научных описаний действительности и самой действительности — было связано с уверенностью древних мыслителей в возможности прямого, «зеркального» отображения содержания воспринимаемых людьми явлений в их сознании. Впоследствии, когда обнаружились принципиальные различия форм чувственного взаимодействия человека с окружающим миром и рациональной переработки полученной таким образом информации, требование Н. производимых учеными знаний обусловило поиск таких образно оформленных объектов, которые хотя бы в каком-то аспекте (структурном, функциональном, субстратном и т.д.) соответствовали бы концептуальным моделям, используемым исследователями (напр., структурная модель атома, демонстрируемая в школе на уроках физики). Переход от механистической картины мира, непосредственно связанной с предметной практикой людей, к электродинамическим, а затем и к квантово-полевым представлениям, — привел к осознанию того обстоятельства, что не все стороны реальности могут быть выражены наглядным образом. Если в начале 20 в. физики говорили: «не могу представить, значит не понимаю», то сегодня в ходу фраза Л.Д. Ландау: «Понимаем то, что невозможно представить».         С.С. Гусев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАГЛЯДНОСТЬ

предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею модели (Картины) изучаемых явлений должны быть непосредственно воcпринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Классическая физика открывала возможность построения наглядной картины природного мира, которая представлялась естественной и неизбежной. Требование наглядности не противоречило развитию механистических картин физического мира. Однако уже попытки построить наглядную электромагнитную картину мира на основе механических моделей встретились с непреодолимыми трудностями. Кроме того, обнаружилась и невозможность объяснить структуру атомов на основе классической теории. Появление квантовой теории привело к ослаблению требования наглядности в объяснении явлений. Квантово-механическая картина реальности содержит фрагменты, описывающие поведение наглядно наблюдаемых макроприборов, но также и неклассические (квантовые) непосредственно ненаблюдаемые фрагменты, являющиеся объектами исследования. Граница между этими фрагментами размыта; вместе с тем она не может быть отодвинута в какую-либо сторону «до предела». Невозможно описывать все явление исключительно на квантовом языке, полностью исключая наглядный классический язык. Изменение, внесенное квантовой теорией, выражено в принципе дополнительности, выдвинутом Н. Бором, «данные, полученные при различных условиях опыта, не могут быть охвачены одной-единственной картиной: эти данные должны скорее рассматриваться как дополнительные в том смысле, что только совокупность разных явлений может дать более полное представление о свойствах объекта» (Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с. 60—61).

Я. Ф. Овчинников

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

НАГЛЯДНОСТЬ

1. Умственно-сенситивная очвидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком оно дано сознанию.

Ненаглядное не дано здесь-теперь-так и является либо реальной поглощенностью, либо пустой рассудочной схемой.

. Совершенно иной аспект наглядности-ненаглянос-ти связан с относительной непередаваемостью знаний в процессе обучения и общения, с определенным "трением" при знакомстве с чем-либо. Возможен эффект парадоксальной наглядности, когда, например, зритель, созерцая совершенно простую, лишенную аллегорий абстрактную геометрическую живопись, утверждает, что он ничего не понимает, хотя все видит и видит достаточно явно. Этот эффект связан с предустановками, неверной сфокусированностью сознания, вложением ожидания в созерцание.

Есть более фундаментальные парадоксы наглядности. Мы можем видеть предметы, но их число не сможем узнать без пересчета.

Таким образом можно говорить о ступенях наглядности, о возможности зашифрованной видимости, о значении предустановок, свернутых воспоминаний и скользящих интенций.

Процесс выделения субъективности, фильтрации со-знательной данности происходит через выпадение ненаглядного. Субъективное детектирование предсубъективносознательного сходно со стробоскопическими иллюзиями. Граница бодрствование - небодрствование - инободрствование проходит через каждое мгновение, и один из критериев наглядности - способность здесь-теперь мнестического связывания, мнестической приемки здесь-так, невзирая на потенции скорой амнезии. Получается, что воспоминания не "вспоминают", а делают, производят, связывают, творят этот мир, если подразумевать именно атомы воспоминания, воспоминания о настоящем. Последующее - уже новая топология.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

НАГЛЯДНОСТЬ

представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдельных вещах подчинить цели выразить - метафорически, по аналогии, символически и т. п. - как сверхчувственный объект, то их первичная чувственность преобразуется во вторичную, третичную и т. д. Например, повседневное представление об объеме вещи можно преобразить под воздействием математической теории в график параболоида; наглядный образ вращающейся параболы - вторичная чувственность, обусловленная понятием функции y=x2. Рационализированное зрительное представление обретает знаковую функцию, а значениями таких иконических знаков становятся недоступные в опыте сущности и целостности.

Древние греки различали в "идее" ("сущности") наглядную и ненаглядную стороны. Первая, эйдетическая, сторона созерцается нашим особым, внутренним, зрением - эйдос ("вид") созерцается умом как некая картинка. Вторая сторона не имеет изобразительного характера и выражается словом. Созерцательная способность разума отражена Платоном в понятии ноэзиса, т. е. "мыслящего видения сущности". Т. о., Н. по традиции сопряжена с геометризацией сущности, с представлением умопостигаемого в пространственно структурированных схемах, графиках.

Однако существуют и иные трактовки Н. Многие современные авторы ищут признаки Н. исключительно в сфере обычных восприятий и представлений - вне зависимости от рационально-интеллектуальной нагруженности того или иного чувственного образа. При этом одни исследователи ищут основу Н. в первосигнальной модальности зрительного образа (В. Н. Сагатовский, В. А. Штофф), а другие - в особенностях феноменальной грани действительности: "все, что связано с явлением - наглядно, и все связанное с сущностью - не наглядно" (П. Л. Ланг).

Иногда Н. толкуют как привычку (М. Планк): наглядно то, что стало для нас привычным. Л. И. Мандельштам дополнял Н. привычки условием непосредственной воспринимаемости объекта.

Те, кто следует античной традиции, предлагают трактовать Н. как специфическое единство чувства и разума, как диспозиционное свойство (М. Хессе, А. В. Славин, Д. В. Пивоваров). Пропорции чувственного и рационального в наглядном образе зависят от глубины постижения реальности. Чем абстрактней рассуждения, тем "абстрактней" соответствующий им наглядный образ. Следует Различать эмпирическую, теоретическую и мировоззренческую Н. (В. Ф. Сетьков), Уделять иерархию уровней Н. Наглядно Можно представлять не только предметы, но и операции.

Н. - свойство знания, но не вещей взятых по отдельности чувственной или рациональной сторон познавательного процесса. То, что наглядно для одних людей, может быть ненаглядно для других. Например, для тех, кто не имеет опыта составления и чтения чертежей, вряд ли нагляден чертеж сложного механизма. Н. характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного. Когда имеют в виду "Н.", то прежде всего подразумевают не столько "облик" сверхчувственного объекта самого по себе, сколько картину выявления некоторых свойств этого объекта в некоторой деятельностной ситуации. Например, не имея "портрета" гравитации в чистом виде, ученый тем не менее способен создавать наглядные модели взвешивания тел на пружинных весах или иным способом.

Неудачи в создании наглядных образов той или иной наукой не могут служить основанием для утверждения, что Н. мешает развитию данной науки; вероятно, эти неудачи - следствие ориентации на поверхностные уровни Н. Визуализация знания не есть его примитивизация. Наоборот, наглядный образ как продукт визуального мышления - это знание, скорректированное действием, поэтому более предпочтительное; информация, заключенная в нем, легче усваивается и более понятна. Н. не нужно отождествлять с "истинным отражением": наглядное - не обязательно истинное, но преимущественно сопряженное с правильностью и эффективностью действия. Н. - свойство развитого знания и условие понимания этого знания другим индивидом.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме НАГЛЯДНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме НАГЛЯДНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме НАГЛЯДНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме НАГЛЯДНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме НАГЛЯДНОСТЬ — 0