МЮНЦЕР ТОМАС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЮНЦЕР Томас
ок. 1490-1525) - один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526), идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. М. учил, что царство божье — об-во без частной собственности, без богатых и бедных — надо строить на земле. Мировоззрение М. носило пантеистич. характер: он отождествлял понятия «бог» и «мир»; бог - это мир в целом; небесное — это не что иное, как земное, доведенное до идеального совершенства. Ф. Энгельс писал: «Религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая программа была близка к коммунизму» (т. 7, с. 371). Казнен после поражения организованного им ре-волюц. ополчения.

Источник: Атеистический словарь

Мюнцер Томас
 (ок. 1490—1525) — церковный проповедник, один из вождей Великой крестьянской войны в Германии (1525), идеолог радикального крестьянско-плебейского крыла Реформации. В противоположность умеренному реформатору Лютеру, М. решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма в целом. Осн. задачу Реформации М. видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Мировоззрение М., сложившееся под влиянием средневековой крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим. Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его пантеизм во многом предвосхищал позднейшую философскую критику религии (Д. Штраус, Фейербах и др.). Христианские лозунги использовались М. для провозглашения широкой революционной программы. М. призывал восставших крестьян к установлению «царства божьего на земле» — об-ва без классов, частной собственности и государства. Религиозная философия М. приближалась к атеизму, а его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму. Идеалы М. выходили далеко за пределы интересов крестьянско-плебейской массы и, по словам Энгельса, предвосхищали «условия освобождения едва начинавших тогда развиваться... пролетарских элементов...» (т. 7, с. 371),

Источник: Философский словарь. 1963

МЮНЦЕР Томас
(Munzer, Muntzer; ок. 1490—1525) - вождь нем. рев. крестьянства и плебейства, являвшегося предшественником пролетариата, идеолог нар. реформации в Германии, «самая величественная фигура Крестьянской войны» (Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 7, с. 356). М. род. в зажит, семье, оппозиционной по отношению к местному графу. Будучи д-ром богословия и священником (в Галле), М. организовал в 1513 тайный союз против архиеп. магдебургского, по существу против католич. церкви. Позже он решительно поддержал Лютера в его борьбе с католич церковью, но не разделял его бюргерской умеренной программы. В 1520 он поселился в Цвиккау (Саксония) и участвовал здесь в борьбе секты анабаптистов с гор. советом. С 1522 М. обосновался в Тюрингии (г. Альштедт), к-рая становилась очагом реформац. движения в Германии. К этому времени относится его отмежевание от бюргерской реформации и Лютера, а также начало его выступлений как полит. агитатора. М. учил, что вера должна заключаться в пробуждении разума человека и что «царство божие», рай надо строить на земле, устраивая общество без частной собственности, без богатых и бедных, без господ и рабов. М. требовал уничтожения власти князей и образования «единой неделимой республики», в к-рой власть не должна противостоять народу. Ф. Энгельс писал, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая программа была близка к коммунизму» (там же, с. 371), что он «пошел значительно дальше обычных представлений и непосредственных требований плебеев и крестьян» (там же, с. 376). Для осуществления своей программы М. считал необходимым создание союза крестьян и плебейских элементов. Выступая против попыток остановить развертывание нар. движения, он в памфлете «Разоблачение ложной веры» обвинил Лютера и Меланхтона в пресмыкательстве перед князьями. В 1524 М. покинул Алыптедт, т. к. власти напали на след организованного им тайного союза, и предпринял пропаганд. поездку по Юго-Зап. Германии, способствуя организации здесь нар. партии, определению ее требований и подготовке всеобщего восстания. Требования мюнцеровской партии в Крестьянской войне были сформулированы в «Постатейном письме» (1525). В февр. 1525 М. поселился в Мюльхаузене (Тюрингия), где участвовал в перевороте, свергшем власть патрициата, и стал председателем «Вечного совета» в городе. «Мюнцер теперь весь превратился в пророка революции; он неустанно разжигает ненависть к господствующим классам, пробуждает самые бурные страсти» (там же, с. 424). Контрагитация Лютера, разъезжавшего по Тюрингии с целью успокоить народ, успеха не имела.
Против Мюльхаузена двинулись немецкие князья. В середине мая их армия окружила организованное М. рев. ополчение у г. Франкенхаузена и нанесла ему поражение. Из 8 тыс. повстанцев 5 тыс. погибли в сражении. М., раненный в голову, был захвачен и в присутствии князей подвергнут пыткам, а затем обезглавлен (27 мая). Ф. Энгельс отмечал, что у М. «проблески коммунистических идей впервые становятся выражением стремлений реальной общественной группы» и «формулируются с известной определенностью» (там же, с. 364).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МЮНЦЕР ТОМАС

около 1490, Штольберг, Гарц казнен 27 мая 1525) — идеолог и руководитель народной Реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524—25). Проявил себя сначала сторонником М. Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие «позору и бедствиям своего народа» и ненависть к его угнетателям — светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны — восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен.
Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в «Пражском манифесте» (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе ре волюционной традиции таборитов.
Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522—24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: «Hochverursachte Schutzrede und Antwort» («Вынужденная защитительная речь»), «Ausgedruckte Entblossung des falschen Glaubens» («Разоблачение ложной веры»), Protestation oder Entbietung» («Протест или призыв»), «Die Furstenpredigt» («Проповедь перед князьями»). Их главный пафос — преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума, способного к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками приученный в католицизме к услужению теологии, философский разум и в протестантизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путаюшимся и греховным. Лютер только оттеснил этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схоластическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер стремился глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к «новому разуму» он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и «разумности», которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так, говорил Мюнцер, по недостатку «натиска» веры, из-за недостаточного неистовства и «безумства» ее лютеранство смирилось с безбожным «человеческим» порядком на земле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он, напротив, требовал единого принципа для обеих сфер — для жизни земной и жизни небесной: всю свою жизнь христианин должен определять только открывающейся ему волей Божьей, т. е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом — в равенство на земле. Преисполненный верою, подлинность которой испытывается «как золото в огне», христианин приходит к твердому убеждению, что в нем, ревнителе дела Божьего, действует начало истинное и универсальное и что представлявшееся в его поступках «безумием» с точки зрения того прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественно-возвышенного разума.
Он различает два разума. Один — разум «безбожников», собственно конечный человеческий рассудок, порочный, низменный, служащий «нашей разбойничьей природе», человеческому своекорыстию и эгоизму; другой — разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный в «истинной вере», обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сакральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком внешнем авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени — философов 17 и просветителей 18 в. Мистика у Мюнцера заключает в себе демистифипирующий, рациональный смысл: через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.

Источник: Новая философская энциклопедия

МЮНЦЕР ТОМАС

(ок. 1490 – ум. 27 мая 1525) – идеолог народного течения в нем. Реформации, предводитель крестьян и городского плебса в Крестьянской войне 1524–25. Род. в Штольберге (Гарц). Биография М. до 1517 окружена легендами. Он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиц. отношение к католич. церкви. Почти до конца 1520 М. считал себя сторонником Лютера, но в том же году, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, он показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на гор. бедноту и широкие массы крестьянства. Симптом начинающегося социального и политич. переворота М. видел в развернувшихся революц. событиях и считал, что дело идет к объединению всех разрозненных движений в общее нар. восстание, направленное против основ существующего строя, к-рое приведет к установлению "царства божия на земле". Порвав с Лютером, пропагандировавшим религ. смирение и покорность властям, М. в поисках авторитетного обоснования своего революц. толкования Реформации обратился к мистич. учению Иоахима Флорского, привлекшему его внимание поисками внутр. смысла Священного писания, а также пророчеством о предстоящем наступлении новой мировой эры. Но М. не удовлетворяло пассивное ожидание новой эры и чисто мистическое, оторванное от земных дел учение Иоахима. Не удовлетворяли М. и учения нем. мистиков 14 в. (Экхарта, Таулера, Сузо), проповедовавших "внутреннюю" активность человека в его непосредственном общении с божеством и полное равнодушие к злу, существующему вне его – в мире. Наиболее близким своему революц. учению М. считал учение чешских таборитов о том, что бог свершит свой суд над мировым злом через избранных, мечом "ревнителей дела бога" (см. Гусизм). Оживление в начале 20-х гг. в Чехии оппозиц. настроений против дома Габсбургов и успехи реформац. движения М. воспринимал как свидетельство начинающегося общемирового переворота и считал, что революц. традиции таборитов, возродившись в Чехии, распространятся на весь мир и прежде всего окажут влияние на Германию. Летом 1521 М. дважды посетил Чехию. В Праге М. опубликовал на чешском, лат. и нем. языках "Пражский манифест", в к-ром изложил осн. положения своего революц. учения и понимания Реформации. М. идет значительно дальше таборитов в понимании сущности социально-политич. переворота, к-рый не только начнется действиями людей – "ревнителей дела бога", но ими же будет завершен. Религ.-филос. и социально-политич. взгляды М. изложены в его гл. произведениях "Обоснованная защитная речь" ("Hochverursachte Schutzrede und Antwort", 1524), "Разоблачение ложной веры" ("Ausgedr?ckte Entbl?ssung des falschen Glaubens", 1524), "Протест или призыв" ("Protestation oder Entbietung", 1524), "Проповедь перед князьями" ("Die F?rstenpredigt", 1524). Эти идеи окончательно сложились в 1522–24 и неотделимы от его практич. революц. деятельности в эти годы в Тюрингии, в Ср. и Верхней Германии, где он и группировавшиеся вокруг него сторонники сделались важной организующей силой в подготовлявшихся событиях Крестьянской войны. В кругах М. была составлена наиболее решит. программа революц. действий – "Статейное письмо" (Artikelbrief). События самого героич. этапа Крестьянской войны – восстания в Тюрингии – разыгрались, по словам Энгельса, вокруг величеств. фигуры М. и под его непосредственным руководством. В битве у Франкенхаузена М., попавший в руки князей, был подвергнут жестоким пыткам и казнен. Революц. активность составляла суть религ.-филос. мировоззрения М. В его произведениях нигде нет упоминания о потустороннем загробном мире. Само понятие божества не являлось для него чем-то абстрактным. Божественное и человеческое, внутреннее и внешнее, добро и зло фигурируют в произведениях М. как категории земной жизни. Небесное, по М., это не что иное, как земное, приведенное в идеальное совершенство. М. пантеистически отождествлял понятия "бог" и "мир". Бог, по М., это мир в целом, а "божеств, воля" состоит в том, что все "творения" должны действовать как части мирового целого, а не для себя. Это учение не является материалистическим: мировое целое выступает в концепции М. как сознающий себя субъект, требующий исполнения его воли, осуществления его цели. Все же религ.-филос. учение М. было направлено, как указывает Энгельс, "...против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще" ("Крестьянская война в Германии", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370). Определяя мировоззрение М. как пантеистическое, он писал, что "...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму..." (там же, с. 371). По существу пантеизм М. является не натурфилос. а социальным учением. Практически оно означало, что индивиды не могут иметь особых интересов и воли, отличных от интересов общества в целом. Когда частное рассматривает себя вне целого, оно становится, по мнению М., "безбожием", а те, к-рые руководствуются своими частными интересами во вред обществу, – "безбожниками". Реформацию М. понимал как преобразование мира на началах торжества общих интересов, как задачу революц. устранения злых. Повторяя лютеровскую формулу "оправдание верой", М. под "верой" понимал активные действия в интересах народа и борьбу с "безбожниками", т.е. угнетателями трудового народа. В этом смысле М. утверждал, что только трудовой народ – "ремесленники и пахари" – способны понимать цель бога, потому что их интересы полностью совпадают с интересами общества. С религ.-филос. идеями М. тесно связаны его социально-политич. взгляды. Исходя из необходимости торжества в мире общих интересов и подчинения им всех частных интересов и действий отд. людей, М. высказался за общность имуществ, понимая под этим лозунгом не аскетич. отказ от мирских благ в духе сектантской идеологии бегства от греховного мира, а основу для преобразования обществ. строя. Идеальное общество будущего, согласно учению М., это общество, в к-ром вовсе не будет частных интересов и все будет общим. Этот далекий идеал будущего представлялся М. весьма туманным и фантастическим. Но он считал, что переход к идеальному строю требует такого повышения духовного уровня нар. масс, к-рое невозможно при настоящем его угнетенном состоянии. "Как же это возможно, – писал М., – чтобы простой человек смог при таких заботах о своих временных благах воспринимать чистое слово божие с добрым сердцем?" (цит. по кн.: Смирин M. M., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 1955, с. 268). М. утверждал, что будущий строй наступит в результате борьбы нар. масс против господ и угнетателей. Устранение феодалов и переход всех имуществ и материальных благ в руки трудящихся путем уравнит. раздела М. считал началом "общности имуществ". Борьбу крестьян против феодалов за собственность М. считал справедливой и необходимой. Социальное учение Мюнцера Энгельс характеризовал как "предвосхищение коммунизма фантазией". В политич. взглядах М. различаются далекий идеал будущего строя и непосредств. очередные задачи. Политич. программу Мюнцера Энгельс характеризовал как "близкую к коммунизму", как "... гениальное предвосхищение условий освобождения едва начинавшихся тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов...", как программу "... немедленного установления царства божьего на земле...". Под "царством божьим" Мюнцер, по словам Энгельса, "понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" ("Крестьянская война...", там же, с. 371). При этом М. утверждал, что установление обществ. строя без обособленной гос. власти начнется с перехода власти в руки трудящегося народа и явится результатом борьбы нар. масс против их эксплуататоров и угнетателей. В письмах и речах М. неоднокрэтно повторяется формула: "Власть должна быть отдана простому народу". В проповеди перед саксонскими герцогами М. заявил, что власть только тогда может считаться законной, когда она осуществляется от имени нар. масс и в их интересах. Соч.: Thomas M?ntzers Briefwechsel, hrsg. von H. B?hmer und P. Kirn, Lpz.–В., 1931; Thomas M?ntzer. Sein Leben und seine Schriften, hrsg. von O. S. Brandt, Jena, [1933 ]; Politische Schriften, hrsg. von G. Hinrichs, Halle, 1950. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.7; Петров ?. ?., Т. Мюнцер, в кн.: Очерки всеобщей истории, 2 изд., X., 1882; Шеллер-Михайлов А. К., Революц. анабаптизм, Соч., т. 15, СПБ, 1895; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 2, М., 1919; Циммерман В., История Крестьянской войны в Германии, т. 1–2, М., 1937; Смирин M. M., Нар. Реформация Т. М. и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны, М., 1962; Штекли А. Э., Т. Мюнцер, М., 1961; Seidemann К., Т. M?ntzer, Dresd.–Lpz., 1842; Merх ?., ?. M?ntzer und ?. Pfeiffer (1523–1525), Gott., 1889; Walter L. G., T. M?nz er (1489–1525) et les luttes sociales ? l´?poque de la r?forme, P., 1927; Sommer E., Die Sendung T. M?nzers..., В., 1948; Meusel ?., T. M?ntzer und seine Zeit, В., 1952; Hinrichs К., Luther und M?ntzer, В., 1952; Steinmetz M., Zur Entstehung der M?ntzer-Legende, в кн.: Beitr?ge zum neuen Geschichtsbild. Festschrift f?r A. Meusel, B., 1957; Husa V., Thom?? M?ntzer a ?echy, [Prana ], 1957; Pianzola M., T. M?nzer ou la Guerre des paysans, [P. ], 1958; Вlоch E., Т. M?nzer als Theologe der Revolution, В., 1960. M. Смирин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.