мышление творческое

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
(древ.‑рус. творение – дело, создание, произведение, сочинение) – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

мышление творческое
МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы М. т. является способностью социально и культурно развитого субъекта (индивидуального и коллективного).         Имеются различные критерии новаций М. т., а соответственно — и психологические средства его определения, развития и диагностики. Мышление квалифицируют как творческое: по стимулу (есть или нет причина — проблемная ситуация, творческая задача или противоречие — для возникновения инновационного процесса); по результату (было или нет итогом мышления новое открытие, изобретение или какой-либо иной новый продукт); по процессу (был или нет инсайт — момент озарения, осуществлен ли процесс выхода из тупика, преодолен ли стереотип или шаблон мышления); по масштабу (новация состоялась относительно личного опыта субъекта мышления, опыта профессиональной деятельности, опыта культурно-исторической эпохи, опыта человечества).         Существуют три модели, объясняющие появление новаций в результате М. т.: случайностно-натуралистическая, комбинаторно-технологическая, рефлексивно-гуманистическая. В натуралистической модели творческий процесс объясняется механизмом ассоциаций (Н. Ах, К. Бюлер) или автохтонного переструктурирования гештальтов, т.е. целостных образов проблемной ситуации (М. Вертгаймер, К. Дункер). Открытие нового происходит в результате случайной ассоциации, замыкающей антиципирующую схему, которая возникает при осмыслении человеком вопроса решаемой задачи (О. Зельц). Случайная ассоциация — это «подсказка», необходимая как недостающее звено в логике творческого решения. Близкой по механизму является модель дивергентного, или латерального («бокового»), мышления (Э. Де Боно, П. Торранс), в соответствии с которой открытие обусловлено фантазией и способностью человека генерировать отдаленные ассоциации. Механизм «ассоциаций-подсказок» используется для диагностики и развития творческих способностей в различных формах проблемного обучения (З.И. Калмыкова, A.M. Maтюшкин), общим для которых является стимуляция у обучаемых ассоциативного мышления и сензитивности к подсказкам.         Технологическая модель М. т. объясняет появление нового качества из старых элементов в результате комбинирования (компиляции). По аналогии с компьютером, М. т. рассматривается как процесс, поддающийся алгоритмизации (Г.С. Альтшуллер) и эвристической оптимизации (В.Н. Пушкин, И.И. Ильясов). Эта модель предполагает возможность обучения, формирования М. т. (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина). При функционировании такого механизма успешность творческого решения как возникновения нового качества определяется, в частности, количеством комбинаций (вариантов), их необычностью (оригинальностью), а также способностью отбирать среди них продуктивные. Правила или принципы оптимизации процессов перебора креативных комбинаций называют эвристиками.         В гуманистической модели М. т. рассматривается не только как интеллектуально, но и как личностно обусловленный процесс (А.В. Брушлинский, Я.А.Пономарев, И.Н. Семенов, O. K. Тихомиров). Именно эмоциональные, интуитивные и рефлексивные процессы обуславливают переосмысление и преодоление стереотипов опыта, который оказывается лишь материалом для смыслопорождающих, творческих возможностей человека. Ключевую роль в М. т. имеет процесс осмысления и переосмысления — рефлексия (СЮ. Степанов, И.Н. Семенов). Главным в диагностике и развитии М. т. является процесс исследования и культивирования этой рефлексии.         СЮ. Степанов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
975.22 кб

Условия развития творческого мышления

Першина Кристина Владимировна
В статье анализируются условия развития творческого мышления. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, в век научно-технического прогресса.
Читать PDF
1.29 мб

Творческое мышление в конфликтной ситуации

Тевосян Мария
В статье обсуждается роль творческого мышления в конфликтной ситуации.
Читать PDF
115.61 кб

Творческое мышление как Высшая форма мышления

Чернецкая Надежда Игоревна
В статье творческое мышление рассматривается как интегральное психическое образование, как обобщенный индикатор психического развития.
Читать PDF
103.25 кб

Трансдуктивная концепция творческого мышления

Рочев С. С.
Вводится понятие трансдукции как логико-гносеологической формы творческого мышления.
Читать PDF
97.75 кб

О механизмах продуктивного творческого мышления

Леденева Галина Леонидовна
Читать PDF
333.22 кб

Развитие творческого мышления в детском возрасте

Чурбанова Светлана Михайловна
Актуальность (контекст) тематики статьи.
Читать PDF
422.69 кб

К проблеме гибкости творческого мышления учащихся

Левицкая Татьяна Евгеньевна, Богомаз Сергей Александрович, Залевский Генрих Владиславович
Рассматриваются процессы восприятия и переработки информации в связи с адаптацией детей к образовательной среде. Исследуются типичные формы когнитивного реагирования, на основании чего вычленяются и сопоставляются группы учащихся.
Читать PDF
236.15 кб

Творческое мышление дошкольников из детских домов

Пчелкина Евгения Петровна, Орехова Виктория Ивановна, Бобылева Анастасия Сергеевна
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы творческого мышления детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах. Рассмотрены подходы к понятию «творческое мышление».
Читать PDF
121.53 кб

Декоративная живопись. Развитие творческого мышления

Н. Д. Шульпинова
Рассмотрена декоративная живопись в развитии творческого мышления будущих специалистов, а также её роль в формировании логики построения, умения распределять на картинной плоскости цвето-тональные аспекты.
Читать PDF
297.83 кб

Становление и развитие проблемы творческого мышления

Ермакова Жанна Евгеньевна
В данной статье уточнено понятие «творческое мышление». Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами творчества, креативности и творческого мышления. Определена классификация данных направлений.
Читать PDF
445.43 кб

Проблемы творческого мышления в работах Лайоша Секея

Мазилов Владимир Александрович
В статье анализируются взгляды на творчество и творческое мышление известного психолога и психоаналитика Лайоша Секея (1906-1995). Сопоставляются работы, выполненные в разные годы, делается вывод об эволюции взглядов Секея.
Читать PDF
262.16 кб

Интуитивный процесс в творческом иноязычном мышлении

Голованова Людмила Николаевна
В статье рассматривается интуитивный процесс, который представляется актуальным для раскрытия особенностей творческого иноязычного мышления.
Читать PDF
431.89 кб

Гештальтпсихология: исследования творческого мышления

Мазилов В. А.
В работе рассмотрены основные задачи исследования мышления в гештельтистской школе в историческом контексте ее развития. Выделены и подробно описаны этапы эволюции гештальттеории мышления.
Читать PDF
274.09 кб

Творческое мышление в контексте психологии способностей

Чернецкая Н.И.
Рассмотрение творческого мышления в контексте психологии способностей составляет существенную часть современной теории творчества.
Читать PDF
2.10 мб

Методы изучения творческого мышления как феномена культуры

Бондаренко Александр Викторович
Все возрастающий интерес к проблеме природы научной и творческой мысли заставил ученых обратить свои взоры к специфике творческого мышления и выработать новые методы ее изучения.

Похожие термины:

  • МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    способы преодоления привычных когнитивных стереотипов ученых, шаблонного мышления, активизации воображения, фантазии, латентного опыта субъекта познания, раскрепощение индивида, формирование в