МЫШЛЕНИЕ И ОПЫТ

Найдено 1 определение
МЫШЛЕНИЕ И ОПЫТ
С точки зрения эмпиризма мышление прежде всего имеет дело с сравнением, расчленением (анализом) и соединением (синтезом) того, что дано в опыте (ощущения, восприятия). Мышление может выражаться также в комбинировании представлений, которые являются не чем иным, как следами прошлых восприятий. С этой точки зрения понятия возникают на основе выделения общих признаков данных в опыте единичных предметов (абстракция) и фиксации их с помощью языка. Эмпирические обобщения возникают на основе индукции. Дедуктивное рассуждение в логике и математике рассматривается либо как производное от опыта, либо как экспликация некоторых особенностей языка. Т. о., при подобном понимании содержание мышления полностью определяется тем, что непосредственно дано в опыте. Однако попытки последовательного осуществления концепции эмпиризма потерпели крах: выяснилось, что сам опыт и деятельность по его переработке (в частности, индукция) предполагают внеопытные компоненты.
Рационализм противопоставляет опыт и мышление. С этой точки зрения опыт либо вообще не дает знания о реальности (Платон), либо дает знание «смутное», нуждающееся в прояснении с помощью мышления (рационалисты 17— 18 вв. ). Опыт при таком понимании может лишь дать толчок мышлению, которое развертывает содержание доопытных «врожденных» идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами такого независимого от опыта мышления являются метафизика, математика, теоретическая наука.
Мышление, по Г. Гегелю, не противостоит опыту, опирается на него (поэтому чисто априорная метафизика невозможна), но только для того, чтобы выйти за его пределы и сделать его производным от самого себя. Для Гегеля то, что неадекватно дается в опыте, разворачивается в истинном виде посредством мышления, которое в процессе саморазвития освобождается от всякой связанности с чувственностью, «снимает» опыт (и одновременно содержит его в себе в «снятом» виде) и выступает как спекулятивное мышление. Согласно Гегелю, мыслимое всеобщее содержит в себе многообразие в виде особенного и единичного. Во многом линию Гегеля в понимании мышления продолжили в 20 в. неокантианцы, понимавшие мышление как категориальный синтез, порождающий из себя многообразие. Согласно неокантианцам, чувственная данность как самостоятельная не существует, исходно имеется лишь заданность, проблема, решаемая посредством мышления. Опыт возникает как результат развития мышления, которое разворачивает свои априорные структуры. Свою концепцию «чистого мышления» неокантианцы пытались применить к исследованию эмпирического материала истории науки.
И. Кант занимает в этом вопросе особую позицию, которую нельзя считать ни эмпиристской, ни рационалистической. Он различает восприятие и опыт. Первое, с его точки зрения, не предполагает мышления, а лишь организацию ощущений с помощью априорных форм пространства и времени. Однако опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. е. является результатом конструктивной деятельности мышления. Порождающее знание мышление предполагает категориальный синтез чувственного многообразия. Такой синтез возможен в случае чистого естествознания (имеющего дело с внешним опытом) и чистой математики (имеющей дело с априорными формами чувственного созерцания). Он невозможен в случае метафизики. Мышление существует как априорное в чистой математике и исходных теоретических частях чистого естествознания (постулаты чистого естествознания). Мышление осуществляется как своеобразный сплав априорного и эмпирического в обыденной жизни и многих разделах естествознания. Что же касается предметов метафизики, то о них можно мыслить, но это мышление не будет плодотворным, так как не может породить знания.
Своеобразную позицию занимает по этому вопросу феноменология. Согласно Гуссерлю, продукты мышления могут считаться истинными лишь в том случае, если их содержание совпадает с тем, что дано субъекту как феномены в акте переживания очевидности. Для феноменологии мышление не конструирует опыт, а зависимо от опытно данных феноменов. Но последние конституируются априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры мышления при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться («категориальное восприятие сущности»). Развитие современной философии, когнитивной психологии и когнитивной науки приводит к ряду выводов относительно связи мышления и опыта.
Во-первых, невозможно выделить чисто опытное содержание знания, независимое от определенных схем, эталонов, категорий (некоторые из них могут быть врожденными). Использование последних с полным основанием может рассматриваться в качестве актов мышления. Поэтому уже восприятие может быть понято как процесс решения интеллектуальных задач, связанный с использованием перцептивных гипотез. Восприятие рассматривается как извлечение информации из внешнего мира, что предполагает воздействие внешних предметов на субъекта. Однако, согласно современным исследованиям, извлечение перцептивной информации возможно лишь на основе активной деятельности субъекта, выражающейся как во внешних действиях, так и в использовании схем сбора информации. Поэтому восприятие, объединяющее пассивность и активность субъекта в некоторую целостность, выступает как особая форма мышления. Во-вторых, мышление и опыт взаимодействуют. С одной стороны, результаты мыслительной деятельности так или иначе используются на опыте и в этом процессе подвергаются испытанию на пригодность (хотя способы определения этой пригодности могут быть весьма сложными). С другой стороны, сам опыт критикуется, меняется и переосмысливается на основе прогресса мышления. Поэтому существуют разные, несводимые друг к другу типы опыта и соответствующие им типы мышления: обыденный опыт и обыденное мышление, научное наблюдение и соответствующая деятельность мышления, эксперимент, являющийся особым способом мышления и вместе с тем возможный лишь на основе теоретического мышления.
В-третьих, нет резкого различия между мышлением в рамках опыта и мышлением вне этих рамок. Любой опыт предполагает внеопытные мыслительные схемы. С другой стороны, и в таких внеопытных науках, как математика (приводившаяся в качестве образца «чистого» априорного мышления), имеют место догадки, гипотезы, отказ от того, что казалось несомненным.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
316.85 кб

Опыт мышления тела

Степанов Михаил Александрович
В статье обсуждается одна из актуальных проблем, связанных с определением статуса телесности в соотношении к медиа.
Читать PDF
160.87 кб

Познание. Опыт. Мышление. Интуиция. Интуитивизм

Богатырев Д. К.
Познание. В форме словарно-энциклопедической статьи освещается сущность познания, его роль для развития человека, структура и ход познания, его экзистенциально-онтологический смысл и ценность.
Читать PDF
391.27 кб

Система мышления Жоржа Батая: опыт реконструкции

Шутов Алексей Юрьевич
В статье проводится анализ теоретических и литературных работ Жоржа Батая с целью выявить в эклектичной мысли философа определенную систему и представить его произведения как продукт специфической методологической установки.
Читать PDF
242.75 кб

Иммануил Кант как писатель: опыт критического мышления

Копцев И. Д.
В статье рассматриваются трактаты и философские эссе И. Канта с точки зрения их художественной формы. Отмечаются стилистические особенности его прозы (наглядность, образность, метафоричность и др.).
Читать PDF
452.44 кб

Об историческом опыте в современном социально-проективном мышлении

Антипов Георгий Александрович
Одна из особенностей всех современных обществ состоит в том, что мы сознательно выбираем и составляем проекты, которые призваны усовершенствовать наши социальные институты.
Читать PDF
7.93 мб

БИНАРНОСТЬ В КОМПОЗИТОРСКОМ МЫШЛЕНИИ: ОПЫТ КОГНИТИВНОГО РАССМОТРЕНИЯ

Гусева Елена Семеновна
В настоящей статье предпринимается опыт когнитивного осмысления бинарных оппозиций в структурно-смысловой организации музыкальных текстов.
Читать PDF
379.72 кб

Музыкальное мышление Г. В. Свиридова (опыт аксиологического комментария)

Кинаш Лариса Александровна, Жиров Михаил Семенович
В статье выявляются и описываются ценностно-познавательные характеристики музыкального мышления Г.В. Свиридова.
Читать PDF
363.38 кб

АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО- ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Антипов Г. А.
Читать PDF
22.01 кб

«Верующее мышление» в духовно-экзистенциальном опыте современного человека

Рожковский Виталий Борисович
В статье проводится анализ основного содержания и перспектив идеи русской религиозной философии «верующего мышления» в современном духовно-экзистенциальном контексте.
Читать PDF
1.02 мб

МЫСЛЬ КАК ТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ МЫСЛИ И МЫШЛЕНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Кребель Ирина Алексеевна, Трусов Роман Михайлович
В работе осуществляется методологическое растождествление мысли и мышления; демонстрируется, что изначально, в культуре греков, мысль имела телесный статус, и именно такая размерность мысли максимально востребована в практиках сов
Читать PDF
71.24 кб

Миф как «Система мышления и опыта» («Диалектика мифа» А. Ф. Лосева и «Истина мифа» К. Хюбнера)

Белозерова Алевтина Викторовна
А.Ф. Лосев и К. Хюбнер являются сторонниками интерпретации мифа как определенной системы мышления и опыта. Миф для Лосева — это символизация «энергийных самопроявлений некоего ядра личности».
Читать PDF
191.52 кб

Образование как путь соотнесенности мышления и деятельности с универсальными законами бытия: опыт ре

Анисимов О. С.
Читать PDF
36.08 мб

Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях до

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна
В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей на этапе дошкольного возраста.
Читать PDF
392.28 кб

Религиозно-философские воззрения тихона Задонского: опыт православного мышления в схоластическую эпо

Климков Олег Станиславович
В данной статье рассматриваются религиозно-философские воззрения Тихона Задонского в контексте культурно-исторической ситуации его эпохи. Особое внимание уделено его антропологии и гносеологии.
Читать PDF
921.25 кб

Телесность, ментальность и духовность как базовые категории мышления и место мистического опыта в мы

Сурков Денис Владимирович
Мистический опыт представляет собой сложный и малоизученный, в рамках науки и философии, феномен.