МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание и восприятие произведений литературы и искусства. Художественное мышление психофизиологически отличается от теоретического, научного мышления. Существенный признак – интуитивность, способность мыслить образами. Характерными чертами художественного мышления являются высокая эстетическая избирательность, ассоциативность и метафоричность.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произв. иск-ва, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную практику. В соответствии с совр. представлениями о полушар-ной асимметрии мозга, учением о различиях т. наз. худож. и мыслительного типов личности можно сказать, что М. х. имеет в известном смысле отличную от теоретического, научного мышления психофизиологическую базу. Природа и сущность М. х. обусловлены духовно-практическим способом худож. освоения мира, характером худож. отражения. Спецификация этого типа мышления неразрывно связана с развитием представлений об отличительных признаках иск-ва, его познавательном, интеллектуальном потенциале. На протяжении столетий велась полемика о совместимости поэзии с мудростью, способности нск-ва адекватно познавать мир и постигать истину. Уже Платон оспаривает общепринятое мнение о поэтах как мудрецах. Гераклит обвиняет художников в невежестве и поверхностности суждений. Г. В. Лейбниц постулирует «смутность» и недостаточность эстетического познания, «ложность» фантазии. В соответствии с принципами рационализма Гегель обосновывает идею об исчерпанности и бесперспективности иск-ва в основанной на рефлексии культуре. В противовес рациоцентристскому сознанию романтики (Новалис, Ф. Шлегель, Шопенгауэр) отдают предпочтение иск-ву, усматривая в нем совершенный инструмент познания Вселенной, интеллектуальной интуиции. Шеллинг провозглашает иск-во «извечным и подлинным органоном философии», способным прозреть истину «высшего порядка». Иррационалистические тенденции в истолковании М. х. (Иррационализм в эстетике) находят развитие в теориях экзистенциализма, интуитивизма, феноменологии (Кьеркегор, Бергсон, Э. Гуссерль и др.). Исторически вопрос о специфике М. х. решается в контексте исследования сущностной природы иск-ва и науки, диалектики рационального и эмоционального, дискурсивного и интуитивного. В XIX в. сложилась традиция (восходящая к Гегелю, Белинскому. Потебне) трактовать иск-во как мышление в образах в отличие от науки как мышления в понятиях. В марксистско-ленинской эстетике, опирающейся на диалектико-материалистическую гносеологию, М. х. рассматривается в качестве неотъемлемого компонента худож. деятельности (Деятельность эстетическая), направленной на творческое осмысление и обобщение действительности, решение эстетических задач. Характер творчества обусловливает специфику мыслительной деятельности художника, способы ее развертывания и реализации. Своеобразие М. х. проявляется в образно-чувственном постижении мира, в органическом синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов воображения (Воображение художественное). Продуктивной основой М. х. является эмоциональная активность сознания художника, сопряженная с оперативностью развитого эстетического чувства, антиципацией (предвосхищением). Эмоции влияют на весь процесс худож. творчества: выбор объектов, их эстетическое осмысление, поиск истины. Худож. мысль — мысль-страсть, она отражает сопричастное отношение к объекту. Худож. эмоции, как полагал Выготский, «суть умные эмоции». Когда разум оказывается недостаточно информированным, художник прибегает к эмоционально-интуитивной оценке, полагается на свое эстетическое чутье. Существенный признак М. х. — гипотетичность, способность мыслить вероятностями. Посредством продуктивного воображения, выступающего в худож. деятельности своеобразным катализатором творческой мысли, удается строить гипотезы, прояснять фрагменты «невидимой» реальности, преодолевать «пустоты незнания». Конструктивный характер М. х. неразрывно связан с умением видеть мир целостно, осваивать его симультанно (обеспечивая мысленный охват многообразия), открывать новые непредвиденные связи. В силу специфической мыслительной деятельности в процессе худож. творчества иск-во способно восполнять определенную узость рассудочно расчленяющей мысли, распознавать те стороны действительности, к-рые ускользают при исследовании формализованными методами. Вместе с тем исходным моментом мыслительной деятельности художника остается рациональное начало, обладающий опытом разум, способствующий осмыслению и систематизации результатов познания. Характерные черты М. х.— высокая эстетическая избирательность, ассоциативность (Ассоциация в искусстве) и метафоричность. На основе М. х. создается идея, концепция произв. (Концепция художественная), осуществляется выбор выразительных средств. Художников-мыслителей отличает острое чувство исторической перспективы, умение осознавать дух времени, предвосхищать будущее. В широком значении понятие «М. х.» охватывает также психическую активность, связанную с восприятием худож. произв., а также оценкой действительности с т. зр. общеэстетических и собственно худож. критериев и установок (идеалов, вкусов, норм, канонов); М. х. здесь — продуктивное и репродуктивное, непосредственное и опосредствованное взаимодействие с любым эстетическим предметом на всех уровнях психики.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
394.34 кб

Инаковость как тип художественного мышления

Кашина Н. К.
Рассматривается инаковость как тип художественного мышления, генетически восходящего к онтологическому восприятию жизни. В произведениях В.
Читать PDF
6.22 мб

Художественное мышление С. Прокофьева как текст

Шувалова Александра Александровна
Проблема воплощения собственного заимствованного материала в новых произведениях рассматривается как показательное свойство творческого метода композитора. Развивается гипотеза о том, что мышление С.
Читать PDF
7.05 мб

Специфика художественного мышления Людмилы Кутяновой

Серова Марина Васильевна
В статье раскрываются особенности индивидуального мышления удмуртской поэтессы Людмилы Кутяновой, обусловленные спецификой национального психотипа.
Читать PDF
376.25 кб

Мотив побега в художественном мышлении В. С. Высоцкого

Солнышкина Елена Ивановна
Статья посвящена актуальной теме в области высоцковедения исследование типологического мотива побега в художественном творчестве В.С. Высоцкого на примере анализа песни поэта «Весна еще в начале».
Читать PDF
30.19 мб

Художественное мышление как феноменологическая категория

Карих Виктория Вячеславовна, Агеева Алена Александровна
В статье рассматривается вопрос о художественном мышлении как сложном многоуровневом явлении, объединяющем в себе в разных пропорциях аксиологическую, образно-познавательную и эмоционально-эстетическую характеристики бытия.
Читать PDF
285.85 кб

Основы художественного мышления М. Ю. Лермонтова и Восток

Хабибуллина Алсу Зарифовна
В статье рассматривается вопрос об основах художественного мышления М.Ю.Лермонтова и его связях с Востоком.
Читать PDF
377.16 кб

Художественное мышление М. М. Пришвина: фольклорный аспект

Холодова Зинаида Яковлевна
В статье исследуется фольклорный аспект художественного мышления М.М. Пришвина: рассматриваются собственно фольклорная деятельность писателя (собирание сказок, осмысление фольклора в статье «Плагиатор ли Ремизов?
Читать PDF
24.78 мб

Особенности музыкально-художественного мышления О. Мессиана

Старикова Елена Николаевна
В статье рассматриваются разнообразные компоненты (пение птиц, витражность, индийские и греческие ритмы, григорианские хоралы), составляющие музыкальное творчество французского композитора Оливье Мессиана.
Читать PDF
510.21 кб

Формирование образно-художественного мышления на уроках музыки

Морева Е.А., Крутикова Т.В.
Статья посвящена этапам и уровням развития образно-художественного мышления у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Читать PDF
132.43 кб

Антиномичность как доминанта художественного мышления рок-поэтов

Н.К. Нежданова
Читать PDF
623.07 кб

10 способов объединить логический и художественный типы мышления

Челси Алвентоза
Перевод статьи "10 Ways to Combine Artistic and Scientific Thinking" из блога Canva. Автор описывает десять способов стимуляции творческого мышления, основанных на научных исследованиях.
Читать PDF
269.15 кб

Универсальные проекции в художественном мышлении Галины Романовой

Серова Марина Васильевна
В статье рассматривается лирическая система современной удмуртской поэтессы Галины Романовой.
Читать PDF
339.61 кб

Естественнонаучный и художественный типы мышления в прозе А. Платонова

Голованов Игорь Анатольевич
В статье анализируются особенности отражения в прозе А. Платонова оригинального мировосприятия автора, в котором соединились естественнонаучный и художественный типы сознания.
Читать PDF
383.99 кб

Некоторые особенности художественно-творческого мышления В. А. Гаврилина

Иванилова Татьяна Валерьевна
Статья посвящена особенностям художественно-творческого мышления В. А. Гаврилина в их целостной взаимосвязи с системой музыкального языка его произведений.
Читать PDF
452.84 кб

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Левинская А.Р., Сидорчукова Л.Г.