МУР Джордж Эдуард

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МУР Джордж Эдуард
(1873 - 1958) - британский философ, представитель неореализма, один из основоположников метода логического анализа и родоначальник метаэтики. Обоснование своей философской позиции Мур дает в работе «Опровержение идеализма» (1903), в которой отстаивает тезис о независимом существовании реальности и ее познаваемости в противоположность утверждению Беркли «существовать - значит быть воспринимаемым». По Муру, вое ощущения являются формами сознания, однако при этом нельзя смешивать сознание с его объектами (иметь ощущение красного - значит осознавать нечто красное, но осознание отлично от красноты). В «Некоторых основных проблемах философии» (лекциях, прочитанных в 1910 - 1911 гг. и опубликованных в 1953 г.) вводит понятие «чувственных данных» (sense-data) для анализа того, что подразумевается под восприятием внешнего мира. Стремясь выявить статус объекта восприятия, Мур утверждает, что непосредственно воспринимается не сам объект, а чувственные данные (т. е. цвет, форма и т.д.), однако вопрос о том, являются последние частью поверхности «физического объекта» или нет, остается для него непроясненным. Позднее Мур приходит к признанию независимости внешнего мира с позиции «здравого смысла», указав в этой связи на важность философского анализа обыденного языка и заложив тем самым основу «лингвистического анализа» (А.Уиздом, Дж. Райл и др.). Однако в целом Мур не создал законченной системы философии. Более последовательно взгляды Мура изложены в его этической концепции («Принципы этики», 1903; «Этика», 1912). Задачей этики является не только исследование природы добра, но и обоснование логической правомерности способов этической аргументации. Придерживаясь точки зрения «интуитивизма» и «негедонистического утилитаризма», Мур доказывает, что «добро само по себе» является простым, неразложимым, неопределимым и интуитивно постигаемым понятием, а потому всякая попытка определить добро через сведение его к чему-то, лежащему вне морали, свойственная традиционной этике (гедонизму, «метафизической» этике, натурализму и утилитаризму) приводит к «натуралистической ошибке».

Источник: Краткий философский словарь 2004

МУР Джордж Эдуард
английский философ; р. 4.11.1873 (Лондон) — ум. 24.10.1958 (Кембридж); с 1925 по 1939 — профессор в Кембридже, с 1940 по 1944 читал лекции в США (по приглашению). В 1921—1947 был главным редактором журнала «Mind». Стал известен своей статьей «Reñitation of idealism» («Mind», 1903; рус. пер.: Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник, 1987); выступая в этой статье против идеализма, он стал зачинателем неореалистического направления (см. Неореализм); его влияние на английскую философию настоящего времени весьма значительно. Вероятно, наиболее важным вкладом в философскую дискуссию было его разъяснение высказываний других философов, причем высказываний, которые казались ему парадоксальными. Это было поводом к философствованию не вокруг проблем мира или наук, а вокруг того, что о них сказано другими. Масштабом критики были для него суждения «здравого смысла», т. е. совокупность убеждений, которые люди всегда считают истинными в повседневной жизни. Его защита «здравого смысла» против часто противоречащих друг другу философских положений привела его позже к анализу значения этих столь важных для повседневной жизни мнений. Осн. соч.: Principia Ethica, 1903, нем. изд. 1970 (рус. пер.: Принципы этики, 1984); Ethics, 1912, нем. изд. 1975 (рус. пер.: Этика, 1999); Commonplace Book of G. E. Moore, 1919—1953,1962;Philosophical Studies, 1922; A Defence of Common Sense, 1924 // J. H.Muirhed. (ed.). Contemporary British Philosophy, 1924, нем. изд. 1969; Philosophical Papers, 1959; Lectures on philosophy, 1966. (На рус. яз.: Природа моральной философии, 1999; Защита здравого смысла // Аналитическая философия: становление и развитие (антология), 1998; Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избр. тексты, 1993.)
Addis, D. Lewis. М. and Ryle. Den Haag, 1965; G. C. Kerner. The Revolution in Ethical Theory. Oxford, 1966; M. Horkheimer. M. und die Funktion der Skepsis, in: Krit. Theorie II, hg. 1968; A. J. Ayer. Russell and G. E. M., Cambridge Mass., 1971; N. Hoerster. Die Wahrnehmung der AuBenwelt, in: J. Speck (Hg.). Grundgedanken der groBen Philosophen, Philos. der Gegenwart III, 1975; D. O’Connor. The Metaphysics of G. E. M., London, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961