МУНДИРМуни, Том

МУНИ

Найдено 6 определений термина МУНИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУНИ

Санскр.) Святые или Мудрецы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

МУНИ


        (святой мудрец) — определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл.синонимов, слово несет коннотацию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука"; "тот, чье каждое слово веско и глубоко".
А. Парибок

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

МУНЬЕ (Эммануэль)

французский философ и писатель (Гренобль, 1905 — Шатне-Малабри, 1950). Из произведений Пеги почерпнул идею синтеза христианства и социализма, который он назвал персонализмом: его принцип — поддержание «примата человеческой личности над материальными нуждами и над коллективными аппаратами, поддерживающими ее развитие». Для этого нужно, чтобы философ участвовал в реальной жизни и истории. Мунье оставляет университет и отказывается от несколько отвлеченной работы преподавателя, чтобы основать в 1932 г. журнал «Эспри». Его две максимы — это «быть самим собой» (пробуждение личности) и работать над улучшением условий общественной жизни (педагогика общинной жизни). Его сочинения: «Персоналистская и общинная революция» (1935), «Христианское столкновение» (1944), «Условная свобода» (1946), «Трактат о характере» (1946), «Что такое персонализм?» (1947), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949), «Надежда отчаявшихся» (1953), «Привлечение веры» (1958).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

МУНЬЕ

Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль - 22.3.1950, ШатнеМалабри, близ Парижа), франц. философ-идеалист, основатель и глава франц. персонализма. Организатор и руководитель его теоретич. органа - журн. «Esprit» (осн. в 1932). В основе учения М. лежит признание абс. ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если индивид, по М. - это изолированное человеч. «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутр. мир человек, то личность - это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творч. самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. Персонализм М.- одна из разновидностей католич. модернизма.

М. ставил также конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М. видел в моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций христ. социализма, М. одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и социалистич. революции он противопоставил идею «персоналистской и общинной духовной революции».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Мунье

Эмманюэль Мунь? (Mounier) (1905-1950) основоположник франц. Персонализма, филос. концепции, основу к-рой составляет признание абсолютной ценности личности. В 1932 основал влиятельный журнал “Esprit”, к-рым руководил до самой смерти. Рождение “Эспри” свидетельствовало о появлении на философской арене нового течения — французского персонализма, к-рому вместе с феноменологией, экзистенциализмом и Неотомизмом суждено было составить целую эпоху в философской жизни Франции первой пол. 20 в. Сквозь призму личностного существования М. истолковывает филос. проблемы — онтологич., гносеологич., социальные, вопросы этики, эстетики, культуры. Центр персоналистского учения о личности — идея “вовлеченного существования”, призывающая человека к активной и ответств. жизни, к осмысленному, творч. выполнению им гуманистич. миссии на Земле. Культура, в понимании М., — “глобальная функция” личности, ее деятельность по гуманизации мира и самого человека. В работе “Персонализм” (1949), к-рую Рикер справедливо назвал энциклопедией персонализма, М. дает определение культуры: “Культура — не какая-то часть личностной жизни, а ее глобальная функция. Для человека, к-рый сам себя создает и развивает, все есть культура, начиная с устройства завода и формирования собств. тела до умения поддерживать беседу или хозяйствовать на Земле... нет какой-то одной культуры, по отношению к к-рой всякая другая деятельность была бы некультурной (“культурный человек”), а есть столько культур, сколько видов деятельности. Об этом особенно необходимо напомнить нашей книжной цивилизации. Поскольку личностная жизнь является свободой и восхождением, а не накопительством и движением по кругу, то и культура ни в коей мере не может быть нагромождением знаний; цель ее — глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутр. миру, тем большие возможности открывает перед ним... культура — это то, что остается, когда мы уже не опираемся на знание: это — сам человек”. Конечно, творчество в известной мере нуждается в поддержке коллектива; жизнеспособные коллективы придают ему силы, заурядные удушают. Однако сам творч. акт идет от личности, даже если она затерялась в толпе: все т.н. нар. песни имеют конкр. автора. И если бы все люди вдруг стали художниками, не было бы больше художника как такового. В коллективистских концепциях культуры верно то, что, выступая против касты избранных, стремящихся подчинить культуру условностям, они объявляют народ истинным источником ее обновления. Наконец, культура непременно является трансцендированием и нескончаемым самопревосхождением. Как только культура останавливается, она перестает быть таковой: отсюда ее академизм, педантизм, “общее место”. Когда культура теряет в качестве своего ориентира универсальность, она иссушает себя; если же культура путает универсальное с застывшей всеобщностью, она затвердевает, превращаясь в жесткую систему. В широком смысле все зло коренится в социально-экон. строе. Он создает культурную касту и толкает искусство (придворное, салонное, церковное) к эзотеризму, снобизму или изысканности, академизму, фривольности, усложненности и брутальности. А когда техника, умножая средства, увеличивает и возможность менять формы в искусстве, деньги, к величайшей выгоде узкого круга людей, коммерциализуют их и опошляют, калеча творца, его произведение и публику. Художник, преподаватель или ученый по своему положению пребывают где-то между нищим-изгоем и рабом-исполнителем. Это зло несут с собой социальные структуры, и оно исчезнет только с их исчезновением. С неменьшей силой ослабляют культуру обесценивание совр. сознания, его отказ от широких перспектив, открываемых религией, разумом и т.п., а также ориентация на утилитарно-механич. результативность. Соч.: Revolution personnaliste et communautaire. P., 1935; Manifest an service de personnalisme. P., 1936; Le personnalisme. P., 1951; Introduction aux existentialismes. P., 1965; Персонализм. М., 1992; Что такое персонализм? М., 1994; Надежда отчаявшихся. М.. 1995. Лит.: Charpentreau J., Rocher L. L´esthetique personnaliste d´Emmanuel Mounier. P., 1966; Bornemeier М. Eugene lonesco und der Personalismus Emmanuel Mouniers. Fr./M., 1985. И. С. Вдовина. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МУНЬЕ

Mounier), Эмманюэль (1 апр. 1905 – 22 марта 1950) – основатель и глава совр. франц. персонализма, организатор и руководитель его теоретич. органа – журн. "Esprit" ("Дух") (осн. в 1932). М. характеризует свою теорию как филос., моральное и социальное учение, основанное на признании абсолютной ценности личности. Человеч. личность, пишет М., "есть первичная реальность", она является "главным объектом и необходимым содержанием философии" ("Esprit", 1948, No 11, р. 685). М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивидуума. Если индивид, по М.,– это изолированное человеч. "Я", замкнутый в себе, погруженный в свой внутр. мир человек (под к-рым М. подразумевает, в частности, "эгоцентрич. буржуа" совр. капиталистич. общества), то личность – это высшая духовная сущность, "единственная из всех реальностей Вселенной, подлинно "общаемая" (communicable. – Ред.)" ("Qu´est-ce que le personnalisme?", P., 1948, p. 52). В противоположность индивиду личность стремится не к достижению собств. счастья, а к благу всего общества. Но личность, в понимании М., не может удовлетвориться лишь земными идеалами. Она в конечном счете стоит "над" условиями природы и общества. Конечная цель личности – превзойти "эмпирич. план" своего существования и устремиться к "сверхчеловеч. миру абсолютных ценностей". В этом призыве к потустороннему, к мистич. "благодати" персонализм М. опирается на непреложные "истины" христианства и выступает как религ.-филос. учение явно прокатолич. ориентации. Хотя М. призывает личность к борьбе и активному служению человечеству, он считает осн. задачей каждого человека духовное самосовершенствование и стремление к трансцендентному. Без ориентации на трансцендентность "всякая свобода и всякая деятельность ведут к порабощению" (там же, р. 42). Персонализм М. – одна из разновидностей волюнтаристского идеализма (хотя сам М. называл свое учение "реализмом", противопоставляя его идеализму и материализму). Не отрицая реального существования внешнего мира, М. утверждал примат духовного над материальным, полагая, что "именно благодаря духу все вещи обладают плотностью" ("R?volution personnaliste et communautaire", P., 1935, p. 41). M. разделяет общую с экзистенциализмом теорию "вовлечения" (engagement), но вносит в нее нек-рые изменения. Согласно М., личность не "брошена" в мир, не враждебна ему, а разумно "вовлекается", активно включается в него, преобразуя его согласно своим морально-политич. устремлениям, вдохновляемым в конечном счете богом. Персонализм М. ставил перед собой и конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира и т.п. Для их решения и распространения идей персонализма в целом М. попытался организовать междунар. группы журнала "Esprit", выступившие единым фронтом (правда, весьма кратковременным) с движением т.н. "третьей силы"; М. высказал солидарность с Движением Сопротивления и т.п. Но, выступая в роли обновителя совр. мира, М. усматривал путь освобождения человечества в плане морального обновления личности и оздоровления общества. Он выступал, с одной стороны, как решительный противник капитализма, с другой – открыто объявлял о необходимости преодоления марксизма, отвергал диктатуру пролетариата, классовую борьбу, партийную орг-цию, учение о социалистич. революции. М. выдвинул идею "персоналистской и общинной духовной революции", программу к-рой он изложил в "Манифесте персоналистов", противопоставленном им "Коммунистическому Манифесту" Маркса и Энгельса. Осн. положение персоналистской программы гласит, что "истинное общество носит личностный характер, само является личностью личностей" (там же, р. 66). Т.о., попытки М. осуществить синтез христианства, экзистенциализма и элементов марксизма свидетельствуют, насколько чуждо ему понимание классовой природы философии, ее партийности. Осн. внимание М. было направлено на "чистоту" духовных ценностей. Персоналисты считали, что лучше вовсе не делать революцию, чем совершать ее негодными, т.е. насильственными, средствами. Отсюда и двусмысленный лозунг М.: "Моральная революция будет экономической или ее вовсе не будет. Экономическая революция будет "моральной" или ее вовсе не будет" ("Qu´est ce que le personnalisme?", p. 14). Фактически M. вел нерешительную политику т.н. "атантизма" (выжидания), за что его резко критиковали франц. коммунисты (R. Garaudy, Lettre ? ?. Mounier, homme d´"Esprit", P., 1949). Соч.: La pens?e de Charles P?guy, P., 1931; De la propri?t? capitaliste ? la propri?t? humaine, P., 1936; Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; L´affrontement chr?tien, Nch?t, 1944; Trait? du caract?re, P., 1946; Introduction aux ?xistentialismes, Nch?t., 1947; La petit peur du XX-mesi?cle, P., 1948; Carnets de route, t. 1–2, P., 1950–51; Personnalisme, 4 ed., Milano, 1955; Oeuvres, t. 1–3, P., 1961–62. Лит.: Кузнецов В. Н., Франц. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Desanti J. T., Scrupules et ruses d´Emmanuel Mounier, "Nouvelle Critique", 1949, No 9; ?. Mounier. 1905–1950, "Cahiers Internationaux de Sociologie", P., 1950, v. 8; [Emmanuel Mounier ], "Esprit", 1950, No 12 (174); Bulletin des amis d´Emmanuel Mounier. Numero special pour le 20-e anniveisaire de la revue "Esprit", P., 1953; Mounier et sa g?n?ration, P., 1956; Jiun ?., Emmanuel Mounier, "Critique", 1956, t. 14, No 111–112; Moix С., La pens?e d´Emmanuel Mounier, P., 1960; Lestavel J., Introduction aux personnalismes, P., 1961; Ibarolla J., Le mouvement personnaliste, "Nouvelle Critique", 1961, No 128. Г. Сахарова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МУНИ — 0

Найдено научныех статей по теме МУНИ — 0

Найдено книг по теме МУНИ — 0

Найдено презентаций по теме МУНИ — 0

Найдено рефератов по теме МУНИ — 0