Мудролюбие, что и любомудриеМужество

Мудрость

Найдено 13 определений термина Мудрость

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мудрость

свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов

Мудрость

Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс, хотя этот рост представляет собой один из элементов, необходимых для прогресса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Мудрость

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

МУДРОСТЬ

высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

МУДРОСТЬ

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества" (Н. Гартман. Этика, 1935).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МУДРОСТЬ

высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. М. заключает в себе идеал. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МУДРОСТЬ

Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят

каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу,

Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию.

"Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты, - где

опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть

субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это

есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего,

что имеется от Всевышнего". ("Зохар", III, fol. 288, "Каббала"

Мейера.) И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е.

Эйн, Ни-что". "Это так названо потому, что мы не знаем, и

не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше

самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные

каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что

есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

МУДРОСТЬ

понятие, в общем смысле означающее глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. — это особое отношение к миру, к жизни, понимание того, что, как правило, дано большинству людей, но не осознается ими как нечто важное и существенное. М. можно отнести к общечел. знанию, к-рое потенциально доступно каждому. Напр., соблюдение меры в делах, поступках, в достижении к.-л. целей. В то же время М. — не просто знание, она есть выражение эмоционально-чувственной сферы чел. психики, а ее постижение связано с самопознанием. Поэтому М. излагается обычно не в дискурсивной, а в афористичной форме. Известно, что философия понимается со времен Античности как «любовь к М.». Это означает, что сами по себе философия и философствование явл. не столько М., сколько возвышением ее и стремлением к ее постижению. Особенно возвеличена М. в Библии, где она говорит о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.., когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там» (Притч. 8, 22—27). Лит.: Николай Кузанский. Охота за мудростью // Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МУДРОСТЬ

- в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью "как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности его!" Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира. Христианство апеллирует к мудрости неотмирной - к высшей Премудрости, что предполагает открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура понимал как "путь пламенной любви к Распятому" и посвящения себя прославлению Бога. В неотомизме: мудрость - необходимое условие достижения святости и раскрытия человечности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МУДРОСТЬ

знание и добродетель. Мудрость — это конечная цель философии. Она объединяет в себе теоретическое знание с реализацией практического идеала: мудрец отличается от ученого тем, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины. Идеал мудреца — это высший идеал античности: например, «Семеро мудрецов» Древней Греции, с которыми советовались могущественнейшие люди того времени и которые единственные обладали полным для того времени знанием — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (Платон цитирует их в диалоге «Прота-гор»). Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность — умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса (универсума). В воображении древних греков мудрец — это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец — это тот, кто живет в гармонии с человечеством: кому в человеческом миропорядке не обязательно нужно все испытать, чтобы все понять (Гелен «Теория свободы воли», 1933). Самым строгим здесь будет космическое или этическое определение мудреца: для античности мудрость — это интуитивное познание мировых законов, а в современном смысле — понимание проблем другого. В более обыденном смысле мудрость — моральное понятие, означающее «уравновешенность» личности: «благоразумие» (Платон), или умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна страсти и глупости. Иногда ее отождествляют с осторожностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

МУДРОСТЬ

высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту — «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л. Н. Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа—Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего ра.-кптия [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994; Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977; Соловьева. С. Философия начала цельного знания.— Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.

В. Н. Назаров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

мудрость

МУДРОСТЬ — характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально-фундаментального уровня, так и жизненно-практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир, но и понимает, почему его устройство именно таково, а также и то, как человек должен себя вести в таком мире. Выделение первых форм теоретического знания — философии — из мифологического мышления, определявшего жизнедеятельность архаических сообществ, было связано со становлением новой культурной фигуры — мудреца, стремящегося к пониманию абсолютных смыслов человеческого бытия. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) осознавался не в качестве хранения уже имеющихся знаний, а как постоянное стремление к постижению истин, скрытых от большинства людей. В античной философии понятие М. (софии) было связано с представлением о разумной организации мира в целом, поэтому человеческая М. трактовалась как умение «правильно жить», т.е. соответствовать в своих действиях законам мирового устройства. Сходные идеи можно увидеть и во многих прототеоретических воззрениях, распространенных на Востоке (напр., идея Дао в древнекит. философии).         В обыденном языке древних греков слово «софия» сперва означало способность человека целенаправленно организовать свои практические действия. Отделившись впоследствии от непосредственно предметной практики, понятие «М.» закрепилось за сферой познания, где и стало обозначать знание о сущности, об универсальных связях явлений действительности. ПОСКОЛЬКУ такие связи не мыслились вне целостности самого окружающего мира, постольку и мудрость воспринималась как свойство «бытия в целом», превосходящее по масштабу отдельное сознание каждого человека. К М. можно и нужно стремиться, но овладеть ею в целом человек не способен. Такая позиция наиболее явно представлена в философской системе Платона, для которого абсолютные истины являются содержанием особого «мира идей», недоступного людям. В соответствии с теорией познания Платона, человек может лишь пробуждать в своей душе частичные воспоминания о ее пребывании в мире сущностей. Эти воспоминания и оказываются элементами истинного знания, составляющего содержание человеческой философии.         Философские взгляды Платона существенно повлияли на дальнейшее развитие европейского теоретического сознания. В средневековой традиции представления о М. приобрели религиозную окраску и стали трактоваться в качестве характеристики полноты знания всеведущего Разума — Бога. В дальнейшем, в философии Нового времени идея, Абсолютного разума, носителя высшей мудрости, несколько отходит от традиционно теологического толкования и начинает соотноситься, скорее, с представлением о потенциально возможном знании всего человечества в целом. Г. Лейбниц, И. Кант и др. представители нем. философии обсуждают идею «всеобщего блага», обосновывая утверждение о том, что оно достижимо только тогда, когда большинство людей поймет ограниченность узко индивидуальных интересов и научится жертвовать ими ради общих целей, что предполагает переход от традиционно толкуемой рациональности к более фундаментальному уровню общечеловеческого сознания — М. Эти идеи нем. философии, различные представители которой активно разрабатывали учение о глубинной М. Мирового Абсолюта, повлияли на формирование оригинальной концепции рус. мыслителя В. Соловьева, получившей название «философии все единства», в которой В. Соловьев старался обосновать представление о том, что разум может разъединять людей, тогда как универсальная М. должна стать основой их соединения в целостную систему.         Сегодня понятие «М.» не является характеристикой собственно научных знаний. Оно, скорее, оказывается эффективным в сфере этики, поскольку выражает такую сторону бытия, в которой знания человека, понимание им смысла имеющихся знаний, его ответственность за осуществляемые действия- составляют единое целое и определяют жизненную позицию индивида.         С. С. Гусев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

МУДРОСТЬ

по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935). Следовательно, мудрость есть этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность – умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса, универсума. В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живет в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна глупости и аффектам. Иногда ее отождествляют с осторожностью. В более практическом смысле мудрость – моральное знание, соединение любви, добра и истины (В. Даль). По мнению составителя словаря, мудрость – это высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания. С ее помощью достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями. Это единство творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно реализация софийных качеств в повседневной жизни конкретного человека. В человеческом представлении о Мудрости отражаются глубокие онтологические корни софийности самого бытия, Космоса. Ими, видимо, будут такие свойства Вселенной: наличие в ней гармонии и симметрии, целесообразности и меры, а в живой природе мимикрии и другие. Софийность, как бы разлита в Космосе и постигается человечеством в различных срезах, видах, ликах, формах. Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо, как утверждал Шакарим, научить людей жить по совести. Философская мудрость это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни. Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности. Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.

1. Всеобъемлющая бытийная Любовь;

2. Благоговение перед жизнью;

3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости;

4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);

5. Способность предвидеть будущее, умение прогнозировать ход событий;

6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни;

7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;

8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;

9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению;

10. Постигай Целостную Истину, откажись от уверенности, что ты всегда прав, и только ты являешься носителем истины в последней инстанции;

11. Соблюдай меру во всем;

12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.

13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту прислушаться к велениям сердца (Абай), научись «думать сердцем».

14. Живи по совести (Шакарим).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Найдено схем по теме Мудрость — 0

Найдено научныех статей по теме Мудрость — 0

Найдено книг по теме Мудрость — 0

Найдено презентаций по теме Мудрость — 0

Найдено рефератов по теме Мудрость — 0