Мудрость

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мудрость
свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Мудрость

Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс, хотя этот рост представляет собой один из элементов, необходимых для прогресса.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Мудрость
проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

МУДРОСТЬ
«способность наилучшим образом достигать наилучших целей» (В. С. Соловьев); имея прежде всего высший нравственный смысл, общечеловеческое значение, М. не сводится ни к многознанию, ни к
житейскому опыту; не будучи только характеристикой сознания, она объективирует, воплощает себя в сфере бытия (в поступках, в образе жизни, в разумно обоснованной и лично принятой системе ценностей).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

МУДРОСТЬ
высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Мудрость
понятие, широко распространенное в древнегреческой философии. Согласно Гераклиту, мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней, познавать мысль как то, что правит всем во всем. Аристотель полагал, что мудрость есть «наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания». Как считал Аристотель, мудростью надо бы признать науку о сущности. Философия рассматривалась именно как любовь к мудрости, но не как «многознание».

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МУДРОСТЬ
высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. М. заключает в себе идеал. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МУДРОСТЬ
(Weisheit) — Платон считал мудрость одной из трех высших добродетелей, которая может быть достигнута лишь философом. «Проникновение чувства ценности (Wertgefühl) в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуал истоком смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества» (N. Hartmann. Ethik, 1948). J. Maritain. Science et sagesse. Paris, 1935; J. Lenz. Vorschule der W., 1941; U. Wilckens. W. und Torheit, 1956; H. Holzhey, J.-P. Leyvraz (Hgg.). Philos, und W., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МУДРОСТЬ
Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят
каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу,
Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию.
"Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты, - где
опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть
субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это
есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего,
что имеется от Всевышнего". ("Зохар", III, fol. 288, "Каббала"
Мейера.) И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е.
Эйн, Ни-что". "Это так названо потому, что мы не знаем, и
не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше
самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные
каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что
есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

Источник: Теософский словарь

МУДРОСТЬ
понятие, в общем смысле означающее глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. — это особое отношение к миру, к жизни, понимание того, что, как правило, дано большинству людей, но не осознается ими как нечто важное и существенное. М. можно отнести к общечел. знанию, к-рое потенциально доступно каждому. Напр., соблюдение меры в делах, поступках, в достижении к.-л. целей. В то же время М. — не просто знание, она есть выражение эмоционально-чувственной сферы чел. психики, а ее постижение связано с самопознанием. Поэтому М. излагается обычно не в дискурсивной, а в афористичной форме. Известно, что философия понимается со времен Античности как «любовь к М.». Это означает, что сами по себе философия и философствование явл. не столько М., сколько возвышением ее и стремлением к ее постижению. Особенно возвеличена М. в Библии, где она говорит о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.., когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там» (Притч. 8, 22—27). Лит.: Николай Кузанский. Охота за мудростью // Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МУДРОСТЬ

- в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью "как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности его!" Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира. Христианство апеллирует к мудрости неотмирной - к высшей Премудрости, что предполагает открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура понимал как "путь пламенной любви к Распятому" и посвящения себя прославлению Бога. В неотомизме: мудрость - необходимое условие достижения святости и раскрытия человечности.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МУДРОСТЬ
знание и добродетель. Мудрость — это конечная цель философии. Она объединяет в себе теоретическое знание с реализацией практического идеала: мудрец отличается от ученого тем, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины. Идеал мудреца — это высший идеал античности: например, «Семеро мудрецов» Древней Греции, с которыми советовались могущественнейшие люди того времени и которые единственные обладали полным для того времени знанием — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (Платон цитирует их в диалоге «Прота-гор»). Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность — умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса (универсума). В воображении древних греков мудрец — это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец — это тот, кто живет в гармонии с человечеством: кому в человеческом миропорядке не обязательно нужно все испытать, чтобы все понять (Гелен «Теория свободы воли», 1933). Самым строгим здесь будет космическое или этическое определение мудреца: для античности мудрость — это интуитивное познание мировых законов, а в современном смысле — понимание проблем другого. В более обыденном смысле мудрость — моральное понятие, означающее «уравновешенность» личности: «благоразумие» (Платон), или умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна страсти и глупости. Иногда ее отождествляют с осторожностью.

Источник: Философский словарь

МУДРОСТЬ
высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту — «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л. Н. Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).
В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа—Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.
Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего ра.-кптия [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994; Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977; Соловьева. С. Философия начала цельного знания.— Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.
В. Н. Назаров

Источник: Новая философская энциклопедия

мудрость
МУДРОСТЬ — характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально-фундаментального уровня, так и жизненно-практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир, но и понимает, почему его устройство именно таково, а также и то, как человек должен себя вести в таком мире. Выделение первых форм теоретического знания — философии — из мифологического мышления, определявшего жизнедеятельность архаических сообществ, было связано со становлением новой культурной фигуры — мудреца, стремящегося к пониманию абсолютных смыслов человеческого бытия. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) осознавался не в качестве хранения уже имеющихся знаний, а как постоянное стремление к постижению истин, скрытых от большинства людей. В античной философии понятие М. (софии) было связано с представлением о разумной организации мира в целом, поэтому человеческая М. трактовалась как умение «правильно жить», т.е. соответствовать в своих действиях законам мирового устройства. Сходные идеи можно увидеть и во многих прототеоретических воззрениях, распространенных на Востоке (напр., идея Дао в древнекит. философии).         В обыденном языке древних греков слово «софия» сперва означало способность человека целенаправленно организовать свои практические действия. Отделившись впоследствии от непосредственно предметной практики, понятие «М.» закрепилось за сферой познания, где и стало обозначать знание о сущности, об универсальных связях явлений действительности. ПОСКОЛЬКУ такие связи не мыслились вне целостности самого окружающего мира, постольку и мудрость воспринималась как свойство «бытия в целом», превосходящее по масштабу отдельное сознание каждого человека. К М. можно и нужно стремиться, но овладеть ею в целом человек не способен. Такая позиция наиболее явно представлена в философской системе Платона, для которого абсолютные истины являются содержанием особого «мира идей», недоступного людям. В соответствии с теорией познания Платона, человек может лишь пробуждать в своей душе частичные воспоминания о ее пребывании в мире сущностей. Эти воспоминания и оказываются элементами истинного знания, составляющего содержание человеческой философии.         Философские взгляды Платона существенно повлияли на дальнейшее развитие европейского теоретического сознания. В средневековой традиции представления о М. приобрели религиозную окраску и стали трактоваться в качестве характеристики полноты знания всеведущего Разума — Бога. В дальнейшем, в философии Нового времени идея, Абсолютного разума, носителя высшей мудрости, несколько отходит от традиционно теологического толкования и начинает соотноситься, скорее, с представлением о потенциально возможном знании всего человечества в целом. Г. Лейбниц, И. Кант и др. представители нем. философии обсуждают идею «всеобщего блага», обосновывая утверждение о том, что оно достижимо только тогда, когда большинство людей поймет ограниченность узко индивидуальных интересов и научится жертвовать ими ради общих целей, что предполагает переход от традиционно толкуемой рациональности к более фундаментальному уровню общечеловеческого сознания — М. Эти идеи нем. философии, различные представители которой активно разрабатывали учение о глубинной М. Мирового Абсолюта, повлияли на формирование оригинальной концепции рус. мыслителя В. Соловьева, получившей название «философии все единства», в которой В. Соловьев старался обосновать представление о том, что разум может разъединять людей, тогда как универсальная М. должна стать основой их соединения в целостную систему.         Сегодня понятие «М.» не является характеристикой собственно научных знаний. Оно, скорее, оказывается эффективным в сфере этики, поскольку выражает такую сторону бытия, в которой знания человека, понимание им смысла имеющихся знаний, его ответственность за осуществляемые действия- составляют единое целое и определяют жизненную позицию индивида.         С. С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Мудрость
Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость – всего лишь идеал, а потому важно сохранять свою свободу от этого идеала. Истинный мудрец не стремится к преуспеянию ни в чем, его собственная жизнь имеет для него не большее, но и не меньшее значение, чем жизнь любого другого человека. Он довольствуется тем, что живет, и в одном этом находит достаточное основание для довольства. Это и есть подлинная мудрость. «Что до меня, то я люблю жизнь», – говорил Монтень. В этом проявлялась его мудрость. Он не ждал от жизни, чтобы она была приятной (легкой, приносящей удовольствия, удачливой и т. д.), он любил ее такой, какая она есть. Что определяет подобный подход – темперамент или следование тому или иному учению? Наверное, и то и другое понемногу. Все мы в разной степени одарены талантом просто жить, и все мы обладаем большей или меньшей степенью мудрости. И чем меньше в нас этого дара, тем больше мы нуждаемся в философии, – уж я‑то в этом разбираюсь, можете мне поверить. В то же самое время ни один человек не способен достичь абсолютной мудрости и не может быть мудрым всегда и во всем, а значит, философия нужна каждому, хотя бы для того, чтобы не зависеть от философии. Неужели это и есть мудрость? Конечно. Мудрости достигает только тот, кто перестает в нее верить. Возьмите самого мудрого человека на земле: достаточно какого‑нибудь вируса, тромба в сосуде – и перед нами несчастное создание, лишенное даже проблесков разума. Страшное горе тоже может заставить забыть о мудрости. Но мудрец знает об этом и заранее допускает, что такое может произойти. Его поражения не менее истинны, чем его победы. Почему же считать первые менее мудрыми, чем вторые? Мудрость, подлинная мудрость, это не страхование на все случаи жизни, не панацея от всех бед и не шедевр творчества. Это покой, но покой радостный и свободный, покой, который дарит понимание истины. Значит, мудрость это знание? Древние греки и древние римляне вкладывали в это слово именно такой смысл (sophia у одних, sapientia у вторых). Но это совершенно особое знание. «Мудрость не может быть ни наукой, ни приемом», – говорил Аристотель. Она не столько объясняет человеку, что правильно и полезно, сколько помогает понять, что для него и других людей будет хорошо, а что нет. Если это и знание, то знание жизни.
Древние греки проводили различие между мудростью теоретической (sophia) и практической (phronesis). Но дело в том, что одна не может существовать без другой, вернее, подлинной мудростью является лишь сочетание той и другой. Опознавательным признаком мудрости служит определенного рода безмятежность, и в еще большей мере – определенного рода радость, определенного рода свобода, определенного рода принадлежность к вечности (мудрец живет в настоящем, он чувствует и на опыте, как говорил Спиноза, убеждается, что он вечен), определенного рода любовь. «Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, – подчеркивает Эпикур, – самое важное есть обладание дружбой» («Максимы», XXVII). Это происходит потому, что самолюбие перестает служить преградой. И страх перестает служить преградой. И ощущение нехватки чего‑то важного перестает служить преградой. И ложь перестает служить преградой. Остается только радость познания, а значит, остаются только любовь и истина. Вот почему все мы временами бываем мудрыми – временами, когда нам хватает любви и истины. Точно так же временами мы впадаем в безумие – когда любовь и истина раздирают нас на части или просто оказываются в дефиците. Настоящая мудрость – вовсе не идеал. Это состояние – всегда приблизительное, всегда нестабильное (как и любовь, мудрость вечна, лишь пока она длится); это опыт, это действие. Вопреки стоикам, это не абсолют (поскольку можно быть более или менее мудрым), но некий максимум (и в силу этого относительный) – максимум счастья, достигаемого при максимуме трезвости мышления. Этот максимум зависит от положения того или иного человека, от его способностей (в Освенциме и Париже разная мудрость; Этти Хиллсом и Кавайес мудры каждый по‑своему), короче говоря, от состояния мира и своего собственного состояния. Это не абсолют, а всегда относительный способ существования в реальности, который на самом деле и является единственным абсолютом. И такая мудрость дороже всех книг, написанных о мудрости и чреватых угрозой отчуждения человека от мудрости. Каждый из нас должен сам изобрести свою мудрость. «И если можно быть учеными чужою ученостью, – говорит Монтень, – то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью» («Опыты», книга I, глава 25).

Источник: Философский словарь.

МУДРОСТЬ
по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935). Следовательно, мудрость есть этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность – умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса, универсума. В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живет в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна глупости и аффектам. Иногда ее отождествляют с осторожностью. В более практическом смысле мудрость – моральное знание, соединение любви, добра и истины (В. Даль). По мнению составителя словаря, мудрость – это высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания. С ее помощью достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями. Это единство творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно реализация софийных качеств в повседневной жизни конкретного человека. В человеческом представлении о Мудрости отражаются глубокие онтологические корни софийности самого бытия, Космоса. Ими, видимо, будут такие свойства Вселенной: наличие в ней гармонии и симметрии, целесообразности и меры, а в живой природе мимикрии и другие. Софийность, как бы разлита в Космосе и постигается человечеством в различных срезах, видах, ликах, формах. Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо, как утверждал Шакарим, научить людей жить по совести. Философская мудрость это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни. Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности. Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.
1. Всеобъемлющая бытийная Любовь;
2. Благоговение перед жизнью;
3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости;
4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);
5. Способность предвидеть будущее, умение прогнозировать ход событий;
6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни;
7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;
8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;
9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению;
10. Постигай Целостную Истину, откажись от уверенности, что ты всегда прав, и только ты являешься носителем истины в последней инстанции;
11. Соблюдай меру во всем;
12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.
13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту прислушаться к велениям сердца (Абай), научись «думать сердцем».
14. Живи по совести (Шакарим).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МУДРОСТЬ
понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и осуществляемое через духовно-жизненное вовлечение субъекта знания в процесс искания истины. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. есть «знание высшего блага». По И.Канту, М. - это «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей». Л.Н.Толстой определяет М. как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Согласно одной из наиболее убедительных этимологических версий (М.Фасмер, В.Н.Топоров), рус. слово «М.» восходит к индоевропейскому корню men(dh)-, обозначающему особый вид ментального возбуждения, экстаза (ср. также славянское - modn, литовское — mandrus, авестийское — mazda). Это определяет один из существенных изначальных смыслов М., связанных с психической трансформацией субъекта знания на пути экстатического восхождения субъективного духа к Абсолюту. Этот тип М. коренится в шаманско-пророческой экстатически-медитативной практике изменения сознания и глубоко и всецело реализован инд. духовной традицией, выработавшей соответствующую форму перевода ментальности из сферы внешней культуры достижения экстаза в область внутреннего очищения духа и его восхождения к Абсолюту, приводящего к растворению субъективного Я в абсолютной реальности брахмана. Данный смысл М., обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: предвидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п. Словарь русского языка XI-XVII вв. приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова «М»: 1) ум, разум, благоразумие — умудренность; 2) совокупность знаний, ученость — великомудрие; 3) религиозная благочестивость — премудрость; 4) душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие; 5) искусность, мастерство, совершенство — совершенномудрие; 6) хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование.
В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной лит-ры под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч. философии.
В этико-философском контексте значение рус. слова «М.» теснее всего переплелось с греч. понятием «с о ф и я». Слово «софия», хотя и переводится традиционно на рус. яз. как «М.» или «премудрость», означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию.
В нем также содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, к-рые были названы в Словаре русского языка XI—XVII вв., понятию «София» больше всего соответствует смысл «мастерства» и «совершенства» - совершенномудрия. П.А.Флоренский замечает, что слово «софия» правильнее было бы переводить на современный рус. яз. как «мастерица», «художница». У Гомера, Гесиода и других греч. авторов «софия», как и производные от нее слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. способности воплощать определенный замысел в действительности. Данное значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток и на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа — Платона и кончая рус. философами-софиологами (В.С.Соловьев, Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-М. стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности. Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Такое понимание М. обнаруживает ее глубинный нравственный смысл, ибо жизненное воплощение идеи, осуществляемое путем свободного волеизъявления личности, есть прообраз абсолютной нравственности — идеально преображенный «этос», как со стороны субъективного духовного совершенства, так и со стороны объективной гармонии бытия. М. в ее целостном духовно-практическом выражении может быть определена вместе с тем и как нравственная М. Интуитивно это является вполне очевидным: любая форма М. имманентно включает в себя нравственное начало; в ней, по Соловьеву, - «не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя целостность духа». Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением к-рого является мистическое единение с Абсолютом — unio mystica (см. Мистика). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с другими людьми, общение с к-рыми в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения. Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. Аскетизм, Совершенство).
В своем классическом виде это триединство М. воплощается в лице Сократа, у к-рого познавательно-мистическое начало выступает в форме «даймониона», коммуникативно-поведенческое преломляется в иронии, а нравственное — в совершенствовании души и стремлении к добродетели. Все многообразие форм М. и типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательномистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов-трикстеров, шутов. Нравственное начало становится преобладающим у философских мудрецов, учителей жизни: Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца: святого, старца. Тождество плутовства и добродетели — тип юродивого, «скомороха Божьего» (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д.
В силу личностной основы М. ее жизненный смысл раскрывается через поведение мудреца, принимающего форму символико-игрового творчества жизни. Смысл поведения мудреца — в идеальном преображении этоса. Это достигается через символико-игровое претворение поступка, ведущее к преодолению ситуативной логики мотивации. Всякий обычный человеческий поступок детерминирован, как правило, внутриситуативными факторами. Иное дело — поступок мудреца. Он продиктован сверхситуативным, символико-игровым смыслом, т.е. содержит в себе не только текущую информацию о субъекте поведения, сколько сверхличностную, нравственно-оценочную информацию о мире и жизни в целом. Это ярко иллюстрирует поведение киника Диогена. Лит.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979; Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 70-96; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М.: Наука, 1977; Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV. Термин «софия»]. Кн. 2. М.: Искусство, 1994; Назаров В.Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула: Изд-во ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1993; Соловьев ВС. Философия начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 178-195; Шипфлингер Т. София - Мария. Целостный опыт творения. М.: Гнозис Пресс; Скарабей, 1997. В. Н. Назаров

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

МУДРОСТЬ
(wisdom; греч. sophia). Способность человека мыслить и действовать в соответствии с высшими целями жизни, возвышаясь над ограниченностью частных и преходящих интересов; исходный импульс философской мысли и перспектива объединения всех ее направлений.
Как отмечает Оксфордский философский словарь, «хотя мудрость и есть то, любовь к чему есть философия, в постклассической западной философии уделялось мало внимания этому существенному компоненту достойной жизни» [62]. Действительно, в большинстве современных философских энциклопедий и словарей, как российских, так и зарубежных, это понятие либо отсутствует, либо занимает непропорционально скромное место [63]. Почему философия в своем историческом развитии все больше удалялась от мудрости, может ли все-таки к ней вернуться – и как преобразится в свете этого софийного подхода?
По мысли Аристотеля, «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности…Из наук в большей степени мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы…» [64] Мудрым можно считать такое суждение и поведение, которое позволяет живущему осуществлять свои интересы в согласии с интересами других. Мудрый умеет находить кратчайший путь от своих наибольших способностей к наибольшим потребностям других людей. Он знает меру, соотносящую уникальный дар человека с универсальными нуждами человечества. Мудрость – это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе – простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из которой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.
Если пассивное качество воли именуется терпением, а активное – мужеством, то мудрость – способность различать сферы применения этих качеств, отличать обстоятельства, которые нужно претерпевать, от обстоятельств, которые нужно переделывать. Выражение мудрости можно найти в следующем известном изречении: «Господи, дай мне благодать принять безмятежно вещи, которые нельзя изменить; мужество – чтобы изменить вещи, подлежащие изменению; и мудрость – отличить одно от другого» [65]. Иными словами, мудрость посредствует между добродетелями терпения и мужества, разграничивая области их действия: принимать то, что я не могу изменить, и изменять то, чего я не могу принять.
Мудрость следует отличать от ума. Мудрый человек, как правило, умен, но умный – не обязательно мудр. Мудрость – это такой ум, который понимает свои собственные границы и сознательно может заменять действие ума действием сердца или действием тела. Прикоснуться к плечу страдающего мудрее, чем произнести назидание, вроде тех, что произносят друзья Иова. Мудрость может взвешивать ум и не-ум и отдавать предпочтение тому или иному. Ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Ум может быть математическим или политическим, ограничиваясь одной сферой или специальностью (шахматы, компьютер, философия и т. д.), тогда как мудрость относится сразу ко всем проявлениям человека. Мудрость – это ум ума, способность умно распоряжаться собственным умом. Возможно и неумное распоряжение своим умом, например в том случае, если ученый, отказавшись от науки, тратит свой ум и дар на работу в области промышленного шпионажа.
Человек, отдающий себя занятию меньшему, чем то, на какое он способен, или притязающий на большее, чем то, в чем у него есть потребность, ведет себя суетно. Именно суетность – основной противник мудрости, как глупость есть противник ума. Если глупость есть неразличение вещей, непонимание их меры, то суетность есть зависимость воли от тех вещей, которые ум признает несущественными. Суетность – это когда минуте уделяется забота дня, дню – забота года, жизни – забота вечности. Умный человек может быть суетным, и подчас именно ум вовлекает его в наибольшую суету, поскольку он критикует вещи, недостойные даже критики, и поправляет дела, которым лучше было бы вообще не делаться. Мудрость удерживает ум от суеты, от самонадеянности и от саморастраты в чрезмерно умном устроении всяких мелких дел.
Но и сама мудрость способна впадать в суету, когда она чрезмерно дорожит собой и не хочет ронять себя до уровня простых вещей и забот существования. Суемудрие (vain wisdom) – такая мудрость, которая абсолютизирует себя, ставит себя над другими знаниями и добродетелями, такими как вера, любовь, надежда, мужество, доброта, радость, веселье. Обличая суетность всех помыслов и устроений, она не признает, что над мудростью человека может быть и другая мудрость, ему неведомая, по сравнению с которой сама его мудрость есть безумие и суета. Даже мудрость библейского Екклесиаста становится суемудрием, когда он провозглашает, что всё есть суета сует и томление духа. Лишь когда Екклесиаст отрекается от этой чересчур самодовольной мудрости, презирающей все труды, и оправдывает человеческую жизнь перед Богом – тогда мудрость, переставая обличать суету всего, сама перестает быть суетной, переходит в веселье и жизнеутверждение. «Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется» (8:1). Первый шаг мудрости – возвыситься над суетой человеческих дел, оплакать их тщетность и смертность. Второй шаг – возвыситься над собственным отрешенным суемудрием, принять и благословить дела, которые поручены человеку Господом. Таков «танец» мудрости, переход от печали к *веселью.
Новая встреча мудрости и философии. Мудрость, как усилие сочетать мышление и волю, созерцание и действие, все время ищет и возобновляет свое начало. Не потому ли философия на протяжении последних веков забывала о мудрости, что самой мудрости свойственно себя забывать, чтобы не впасть в суемудрие?
Мудрость дофилософична и постфилософична. Соломон, Лао-цзы, Конфуций, Гераклит, Эпикур, Иисус сын Сирахов – это начало мудрости, воплощенной в личностях мудрецов. Мудрость новейшего времени лишена спокойно-созерцательного характера: она одновременно и трагична, и комична, поскольку сознает невозможность и нелепость всеобъемлющей мудрости. Мудрость в наше время обходится без мудрецов. По словам Габриеля Марселя, «…пора, пожалуй, забросить традиционное представление о некотором привилегированном существе, якобы вступающем в необратимое обладание определенным качеством бытия. Так понятый мудрец грозит предстать перед нами сегодня как мирской – и, несомненно, смехотворный – вариант святого… Мудрость… представляет собой не столько состояние, сколько цель…» [66]
В мудрости заново воссоединяются онтология и эпистемология, логика и этика, разум и вера. Мудрость – это такое знание, которое становится способом существования, это знание не того, что существует, а того, как существовать. Мудрость – единство логики и этики, это искусство так мыслить, чтобы добродетельно жить. Если другие нравственные добродетели – мужества, терпения, любви, верности – связаны с качествами воли, то мудрость – с качеством мышления. Это этика, вытекающая из логики, и логика, проникнутая этикой.
Если предположить, что все разделы философии, исторически развившиеся из любви к мудрости, в конечном счете к ней и вернутся, то и сама мудрость при этом предстанет более углубленной и разносторонней, чем до своей утраты и восстановления в философии. Даже постклассическая западная философия, столь мало заботившаяся о мудрости, по-своему подготавливала возвращение к ней. Кантовская критика, ограничившая область знания, чтобы расширить область веры, была по сути новым упражнением в мудрости. Мудрость разграничивает области знания и веры и не притязает на знание того, во что можно только верить, однако и не ограничивается верой в то, что можно достоверно знать. Гегель, построивший свою диалектику как восхождение над ограниченностью противоположных мнений, сделал ее орудием мудрости. Кьеркегор, вернувший отвлеченные метафизические сущности в лоно единичного существования, напрямую связавший абсолютное «Ты» Бога с абсолютным «я» индивида, сделал для мудрости не меньше, чем Гегель.
И в Новейшее время, выбросив мудрость из своих словарей и учебников, философия тем не менее сохраняет ее как сердцевину своих учений, хотя и преследующих совсем разные цели. Феноменология и экзистенциализм, аналитическая философия, структурализм и деконструкция – все они, хотя и ослепленные страстями рассудка, по-своему пролагают путь мудрости. Мудро от абстракций умопостигаемой сущности вернуться к самим вещам, доверять тому, как они являют себя нашему сознанию (феноменология). Мудро отграничить наши языковые средства от природы самих вещей и не выдавать законы сочетания слов за законы мироустройства (аналитизм). Мудро искать в значениях слов больше того, что хотел вложить в них сам пишущий, и находить противоречия там, где он сам себе казался ясным (деконструкция). Философ, придерживающийся определенного направления, «изма», бывает слеп к целому. Мудрый человек понемногу сочувствует и сомыслит всем «измам» и не принадлежит ни одному из них. В принципе, каждая существенная философская концепция или система может быть прочитана как зашифрованная мудрость, как иносказание, или аллегория мудрости. Таков софийный подход к философии и метод ее интерпретации. Реализм и номинализм, эмпиризм и рационализм, феноменология и экзистенциализм, структурализм и деконструкция могут пониматься как разные грани мудрости, позволяющие ей возвышаться над суемудрием. Философия, говорящая на языке всех этих движений как равно необходимых и дополняющих друг друга, уже выйдет за границы академической философии и определится в прямом отношении к своему софийному началу. Философия обнаружит ту перспективу, в которой все ее линии и направления, далеко разошедшиеся от начальной точки «наивной мудрости», заново сходятся в точке «искушенной» или «умудренной» мудрости. Это мудрость вдвойне, знающая себя не как мудрость, а лишь как любовь к ней, то есть воистину фило-софия.
*Биософия, Веселье мысли, Глубина, Действия философские, Материософия, Мыслительство, Полисофия, Софийные дисциплины, Софионика, Софиосфера, Софиофилия, Технософия, Универсика, Filosofia, Чувства философские
Знак. С. 788–806.
Transformative. Р. 239–248.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.73 кб

Основная направленность эпохи и мудрость «Озарения»

Юткин Валерий Александрович
Тема инновационного бытия, определяющая основную направленность современной эпохи, требует раскрытия оснований металогики мудрости и творчества.
Читать PDF
385.75 кб

Здоровый образ жизни: мудрость в заботе о себе

Садовников Евгений Степанович
Предпринята попытка онтологического осмысления понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) через опыт бытия-к-смерти и бытия как страдания, где развертывается фундаментальная, специфическая структура заботы о себе, частью которой являетс
Читать PDF
202.58 кб

Мудрость и практика: категориальный аспект проблемы

Юткин Валерий Александрович
Читать PDF
249.98 кб

Мудрость проблема генезиса

Юткин Валерий Александрович
Читать PDF
121.64 кб

Знание и мудрость в глобализирующемся мире

Садовничий В. А.
Читать PDF
623.11 кб

Мудрость и безумие в философии вдвоем

Серова И. А., Копеина Е. Л.
В статье представлены результаты философского исследования путей к здоровью, существующих в культуре, описаны представления об оптимальных режимах заботы о самом себе в рациональной и иррациональной диететиках.
Читать PDF
251.22 кб

Мудрость миф или реальность?

Александров Владимир Иванович
Читать PDF
67.30 кб

Китайская мудрость стратагем и планирование

Артемкин А. Н.
Читать PDF
206.17 кб

2016.01.032. НГУЕН ХУНГ ХАУ. ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. NGUYEN НUNG HAU. EASTERN WISDO

Демидов К.Б.
Читать PDF
539.98 кб

Тирания и мудрость – взаимовыгодный союз или вечная борьба? Проект А. Кожева

Наскина Ирина Андреевна
Статья посвящена системной концептуализации власти, предпринятой Александром Кожевом и воплощенной им в концепции «универсального и гомогенного государства».
Читать PDF
492.59 кб

Гносеологический анализ взаимоотношения понятий «Истина» и «Мудрость»

Вильданова Гюзель Булатовна, Вильданов Ханиф Салимович, Дегтярев Евгений Владимирович
Статья раскрывает одну из «вечных» философских проблем: взаимоотношение понятий «истина» и «мудрость».
Читать PDF
166.77 кб

Время как ресурс и/или как мудрость жизни

Никонова А. А.
Время в статье рассматривается в качестве ресурса. В связи с этим акцент в анализе делается на прошлое и настоящее. Образ линейного времени сопоставляется с принципом построения музеной экспозиции.
Читать PDF
0.00 байт

Мудрость как социально-философская проблема

Басина Наталья Ивановна, Ковалёва Елена Аркадьевна
Рассмотрен феномен мудрости в традиционном обществе и в обществе модерна. Выявлены истоки его маргинализации и перспективы возрождения в связи с изменением социального контекста.
Читать PDF
1.80 мб

Сократ и греческая мудрость

Субири Хавьер
Читать PDF
140.70 кб

Трагическая мудрость

Марсель Конш

Похожие термины:

  • КОСМИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

    одна из центральных категорий софиогонии (направление в евразийской философии), представляет собой олицетворение удивительной гармонии, единства и многообразия, целесообразности, любви и красот
  • АКАДЕМИЯ МУДРОСТИ

    структурное подразделение Акмолинского Философского клуба «Мыслитель», работающая уже 15 лет, со дня основания клуба – с 26 февраля 1986 года. Также назывались ежемесячные заседания клуба. Свое особ
  • ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К МУДРОСТИ

    по мнению составителя словаря, следующие: 1. Любовь, доброта и сострадание как основные способы движения человека к мудрости; 2. Научись думать сердцем и видеть глазами любящей души; 3. Постижение пр
  • ЧЕТЫРЕ ВИДА МУДРОСТИ

    I. Виды мудрости, обретаемой святым-архатом в буддизме хинаяны; 1) все без исключения живые существа рождаются, что является проявлением истины о страдании; 2) живое существо, ставшее архатом, соверш
  • ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ

    каббалисгический термин. В Зогаре говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи посредством тридцати двух путей. Их полное описание можно найти в "Сефер Иецере", где буквы и цифры как бы объект
  • Гераклит Эфесскиии новый обряд философской мудрости

    Годы жизни Гераклита Эфесского точно неизвестны. Предполагают, что он был "в расцвете сил" в 69-ю Олимпиаду, т.е. в 504-501 гг. до н.э. (1; 176)(Здесь и далее свидетельства о Гераклите приводятся в переводе А.В.
  • Мудрости Соломона

    оккультный текст, которым пользовалась теософ Елена чБлаватская. Настоящее происхождение этой работы неизвестно. Существует еврейский апокриф, который называется «Книга премудрости Соломона»,
  • Слово мудрости

    правила питания и советы о том, как жить, составленные Джозефом Смитом и соблюдаемые мормонами. В них имеются также и указания на то, что необходимо воздерживаться от употребления кофе, чая и алког
  • ГЕММЫ МУДРОСТИ

    араб. «Фусус ал-хикам»)— наряду с «Мекканскимч откровениями» основное произведение Ибн Араби, содержащее изложение его философских взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим объемо
  • РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ

    исп. "Oraculo manual") - название известного произв. Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, появившегося в 1637.
  • КАПЛИ МУДРОСТИ

    тонкие выделения повернутой вниз «внутренней луны», которая расположена в головной сахасрарачакре. «Капли мудрости» питают эфирное тело человека. Кроме того, они обладают еще одной важной функци
  • ПЯТЬДЕСЯТ ВРАТ МУДРОСТИ

    Каббал.) Это число является маскировкой, а на самом деле существуют 49 врат, ибо Моисей - а более высокого адепта в еврейском мире нет - достиг, согласно Каббале и прошел только 49-ые. Эти "врата" олицетв
  • РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ

    Единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та "вера", которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя Ц