Мосли, ОсвальдМОСС Марсель

Мосс

Найдено 2 определения термина Мосс

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МОСС

Mauss), Марсель (10 мая 1872 – 10 февр. 1950) – франц. бурж. этнолог и социолог, племянник и ученик Дюркгейма. С 1900 – проф. Практической школы высших исследований, в 1925–27 – ректор франц. ин-та социологии, с 1939 – проф. Коллеж де Франс, руководитель "Ann?e sociologique" [2 s?r. ] (с 1925), "Annales sociologiques", s?r. В ("Soc. religieuse") (c 1939); M. – издатель посмертных соч. Дюркгейма. Для M. антропология – универсальная наука о человеке, включающая демографич., экономич., моральный, религ. и правовой аспекты. Социология и психология, по М., – части антропологии. Первая основывается на не вполне четком понятии "социальной морфологии", объединяющем все условия жизни той или иной этнич. и обществ. группы. Различиям в типе "социальной морфологии" соответствуют различия типов морали, экономики и правовых отношений ("Essai sur les variations saisoni?res des soci?t?s eskimos", "Ann?e soc", v. 9). В социальных ин-тах символически выражаются характерные особенности того или иного общества; самая символизация – явление "коллективного", а не индивидуального сознания; последнее приобретает символич. характер только в случаях патологии. Символы как предмет социологич. и этнологич. исследования оказываются, с этой точки зрения, более реальными, чем то, что символизируется. Несмотря на постоянное подчеркивание идеалистически понимаемого примата "социального" и тезис о полном подчинении психологии социологии, в работах М., по сравнению с трудами его учителя, все отчетливее акцент на индивидуальное развитие и тенденция к психологизации социальных явлений. Вне прямого влияния фрейдизма М. начал развивать идею бессознательного, проявляющегося, по его мнению, в религии, магии и гл. обр. в языке. Работы М. оказали влияние не только на совр. бурж. социологию и этнологию, но также на психиатрию (антиклинич. направление), особенно американскую. Соч.: La religion et les origines du droit p?nal, P., 1897; De quelques formes primitives de classification, "Ann?e sociologique", 1903, [t. ] 6; Esquisse d´une th?orie g?n?rale de la magie, "Ann?e sociologique", 1904, [t. ] 7 (совм. с H. Hubert); La pri?re, [s. 1. ], 1909; Rapports r?els et pratiques de la psychologie et de la sociologie, "J. Psychol, normale et pathologique", 1924, No 10; Effet physique chez l´individu de l´id?e de mort..., там же, 1926; Essai sur le don. Forme archaique de l´?change, "Ann?e sociologique", [2 s?r. ], [t. ] 1, P., 1925; Divisions et proportions des divisions de la sociologie, там же, [t. ] 2, P., 1927; Une cat?gorie de l´esprit humain: la notion de personne, "J. Royal Anthrop. Inst.", 1938, v. 68; Manuel d´ethnographie, P., 1947; La nation, "Ann?e sociologique", 3 s?r. (1953–54), 1956; Sociologie et anthropologie, P., 1950 (сб. ранее опубликованных работ). Лит.: Роговин М. С., Социологич. концепции совр. франц. и амер. психопатологии, "Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, т. 6 4, No 2. М. Роговин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Мосс

Марсель Мосс (Mauss) (1872-1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек-рые ее важные положения. Он по существу отказался от его антипсихологизма, стремясь к осуществлению синтеза между социологией и психологией. М. разрабатывал понятие “тотального” (“целостного”) человека в единстве его биол., психич. и социокультурных черт, изучение к-рых требует объединенных усилий разл. естеств., социальных и гуманитарных наук. В отличие от Дюркгейма он не стремился конструировать универсальные теории об-ва и его институтов, а сосредоточился на структурно-функциональном и сравнительно-истор. анализе конкр. фактов в рамках конкр. культур. Для его методологии характерна традиция объяснять изучаемые явления в понятиях той культуры, к-рая является объектом изучения. Труды М. посвящены исследованию разл. сторон жизни архаич. об-в: магии, жертвоприношениям, траурным обрядам и т.д. В работе, ставшей классической — “Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаич. об-вах” (1925), — М. на огромном историко-культурном материале показывает основополагающее значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собств. смысле. Дары формально добровольны, но реально обязательны; давать, принимать и возмещать дар — это обязанности, нарушение к-рых влечет за собой разного рода санкции. В этом произведении М. выдвинул идею “тотальных социальных фактов”: ориентацию на всестороннее исследование социальных явлений в рамках опр. социального целого, и выявление и изучение наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все институты конкр. об-ва, и выступающих одновременно как экон., юрид., религиозные, эстетич. и т.д. Эта работа послужила одним из первых образцов исследований в области социальной и экономич. антропологии. В работе “О нек-рых первобытных формах классификации” (в соавт. с Дюркгеймом, 1903) на этногр. материале прослеживается зависимость логич. космологич. представлений о первобытных об-вах от типа социальных связей; последние выступают в качестве образцов, в соответствии с к-рыми строятся картины мира. В исследовании “Очерк о сезонных изменениях в об-вах эскимосов” (1906) М. показал влияние чередующейся концентрации населения зимой и его рассеяния летом на разл. стороны жизни эскимосов: религию, мораль и т.д. В работе “Техники тела” (1934), положившей начало новой проблемной области в социальной и культурной антропологии, М. обосновал положение, что даже те физич. действия, к-рые представляются наиболее “естественными”, биологически заданными, неизменными и универсальными, в разл. культурах люди производят по-разному. Передаваемые путем воспитания культурные образцы влияют на способы ходьбы, бега, плавания, дыхания, родов, кормления и ношения младенцев, положения во время сна и т.п. По М., цивилизация, в отличие от нации, относится к категории “интерсоциальных” явлений и представляет собой результат взаимосвязей, контактов между об-вами, “нечто вроде сверхсоциальной системы социальных систем”. Труды М. и его преподават. деятельность в Высшей школе практич. исследований и в Коллеж де Франс оказали существ. влияние на развитие социальных и гуманитарных наук во Франции и за ее пределами: этнологии, социологии, социальной и культурной антропологии, фольклористики и т.д. Его идеи развивали социолог Ж. Гурвич, этнолог К. Леви-Стросс, философы Мерло-Понти и Деррида, социальный антрополог Л. Дюмон и др. В последние годы интерес к творч. наследию М. сохраняется; оно продолжает активно разрабатываться и развиваться. Соч.: Manuel d´ethnographie. P., 1947; Sociologie et anthropologie. P., 1950; Oeuvres Т. 1-3. P., 1968-69; Essais de sociologie. P., 1969; Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. Лит.: Гофман А.Б. Социол. концепции М. Мосса // Концепции зарубеж. этнологии. Критич. этюды. М., 1976; Cazeneuve J. Sociologie de М. Mauss. P., 1968; Karsenti В. М. Mauss: le fait social total. P., 1994. А.Б. Гофман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Мосс — 0

Найдено научныех статей по теме Мосс — 0

Найдено книг по теме Мосс — 0

Найдено презентаций по теме Мосс — 0

Найдено рефератов по теме Мосс — 0