МОРРИС Уильям

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МОРРИС Уильям
Morris), (24 марта 1834 – 3 дек. 1896) – англ. утопич. социалист, поэт, художник и теоретик иск-ва. Окончил Оксфордский ун-т. Свою деятельность начал в кружке художников-прерафаэлитов (Россетти, Берн-Джонс), пытался реорганизовать художеств. пром-сть по образцу ср.-век. ремесла. В 80-х гг. принимает активное участие в англ. рабочем движении. В 1883 примкнул к с.-д. федерации; в 1884 вместе с Элеонорой Маркс-Эвелинг и ее мужем возглавлял Социалистич. лигу; редактор журн. "Commonweal". M. – автор утопич. романов "Сон про Джона Болла" ("A dream of John Ball", в журн. "Commonweal", 1886–87, рус. пер. – [1911 ], нов. изд. – 1923), "Вести ниоткуда" ("News from nowhere", в журн. "Commonweal", 1890, рус. пер. – [1906 ], нов. изд. – 1962). Во мн. выступлениях и работах М., отстаивая социалистич. традицию в эстетике, развивал взгляд на иск-во как на трудонаслаждение. Согласно M., всякое художеств. творчество уходит своими корнями в свободный труд, к-рый выступает как наслаждение, как развитие и применение в процессе деятельности разносторонних сил и способностей человека. "То, что я признаю за подлинное искусство, – говорил М., – есть выражение наслаждения человека своим трудом" (The collected works of William Morris, v. 22, L.–N. Y., 1914, p. 42). Связывая творчество красоты со свободным и поэтому радостным трудом, М. остро ставил вопрос о народности иск-ва, ибо, по его мнению, приобщение к творч. труду делает каждого человека художником. Согласно М., капиталистич. общество оказывается враждебным и губительным для иск-ва потому, что оно превращает труд миллионов людей в тяжкую обязанность. Иск-во в этих условиях становится все более рафинированным, далеким от жизни, вырождается в пустое времяпровождение богатых и праздных людей, в "искусство для искусства". М. подошел к пониманию глубокой органич. связи судеб иск-ва с судьбой народа, с борьбой его за освобождение от капиталистич. рабства. М. примыкает к революц. движению рабочего класса, становится активнейшим участником социалистич. движения в Англии. Однако по сути дела он был, по характеристике Энгельса, "социалистом чувства". Рассматривая проблемы классовой и партийной борьбы скорее с эстетич. т. зр., М. не всегда мог правильно решать конкретные вопросы, подпадал иногда под влияние анархизма. Соч.: Selections, M., 1959, в рус. пер. – Как я стал социалистом, СПБ, 1906. Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 375–79; Шрагин Б., Наследие У. М., "Декоративное искусство СССР", 1960, No 5; Scott T., A bibliography of the works of W. Morris, L., 1897; Glasier J. В., W. Morris and the early days of the socialist movement, L., 1921; Fritzsсhe G., W. Morris´ Sozialismus und anarchistischer Kommunismus, Lpz., 1927; Mасkail J. W., The life of W. Morris, L, 1950; ?hоmpson ?. P., W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; Mасleod R. D., W. Morris (As seen by his contemporaries), new ed., Glasgow, 1956. Б. Шрагин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОРРИС (Morris) Уильям
1834— 96) — англ. художник, поэт, теоретик иск-ва, философ, социалист-утопист. Эстетические взгляды М. формировались под влиянием идей Карлейля и Рескипа, а также движения прерафаэлитов. В экологическом плане можно провести параллель между эстетическими воззрениями М. и руссоизмом (Руссо). Он выдвинул идею «города-сада», архитектуру понимал как «всеохватывающее иск-во», как «союз искусств, связанных узами взаимного сотрудничества и гармонического взаимоподчинения». Важное место в эстетических взглядах М. занимают проблемы эстетики труда и производства, статуса художеств, промышленности, декоративно-прикладного искусства и дизайна при капитализме и социализме. Мысль о наслаждении трудом как высшей мерке отношения к труду М. подкрепляет требованием изменения сложившейся
капиталистической системы производства, построенной на жестком разделении труда и угнетении: «Я хочу, чтобы разделение труда не шло далее разумных пределов, а людей учили бы думать о своей работе и наслаждаться ею». Выступая с критикой буржуазной действительности, М. утопически рассматривал иск-во как гл. средство ее преобразования, мечтал о возрождении «искусства народа и для народа», предложил развернутую программу реформ, в основе к-рой лежала идея возрождения обезличенного капиталистическим производством худож. ремесла (Ремесло художественное) на базе ручного труда, ограниченного применения машинного труда, а также национальной (в данном случае средневековой готической) традиции. М. возглавил худож.-промышленную компанию, объединившую кустарные мастерские по изготовлению мебели, тканей, шпалер, обоев, витражей, металлических изделий и пр., сплотив вокруг своего дома в графстве Кент, построенного по проекту архитектора Ф. Уэбба (т. наз. «Red house» — «Красный дом»), группу художников — идейных единомышленников. М. был непревзойденным мастером орнамента (в тканях, шпалерах, обоях и т. д.) и сформулировал целую систему требований в этой области декоративно-прикладного иск-ва. Стремясь в рисунках тканей передать природные впечатления: рост, движения («путаница сада»), простоту и свежесть, он неизменно следовал принципу равнозначности рисунка и фона. Этот принцип народного искусства, опосредствованный влиянием худож.-теоретической деятельности М., перешел затем в орнамент модерна. Вместе с природностью М. отстаивал принцип исторической преемственности в иск-ве: «Через чувство истории мы связаны с традицией прошлых времен». М. не был ярым машиноборцем, каким его мн. представляют. Отдавая предпочтение ручной работе в изготовлении образцов прикладного иск-ва, он советовал не делать машиной того, что можно выполнить только вручную, и, наоборот, не делать вручную того, с чем лучше справится машина. М. был в числе первых, кто обратил внимание профессиональных художников на эстетизацию повседневного предметного окружения, нацелил их на эстетическую организацию среды и своим личным примером утвердил в худож. деятельности статус дизайнера. Осн. соч.: «Декоративные искусства, их отношение к современной жизни» (1878), «Сон про Джона Болла» (1888), «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
3.55 мб

Уильям Моррис в XXI веке

Матюхина Анна Валерьевна
Статья посвящена одному из самых выдающихся англичан XIX столетия, который не только оказал огромное влияние на своих современников, но чье наследие до сих пор продолжает служить неиссякаемым источников вдохновения для все новых п
Читать PDF
125.12 кб

Книга в эстетике Уильяма Морриса

Седых Э. В.
Статья посвящена рассмотрению эстетических взглядов английского писателя и художника XIX века Уильяма Морриса на Книгу как на синтетическое произведение искусства, включающее в себя и литературное произведение, и книгу как прекрас
Читать PDF
273.92 кб

Исландское начало в творчестве Уильяма Морриса

Седых Элина Владимировна
Основная проблематика статьи влияние концептов исландской культуры на творчество У.Морриса, поэта, писателя, художника, дизайнера, теоретика искусства викторианской Англии.
Читать PDF
56.02 кб

Метатексты Уильяма Блейка в эстетике Уильяма Морриса

Седых Э. В.
The article is devoted to the problem on interaction of aesthetic views between two great English romanticists Blake and Morris from the point of literary criticism, art criticism and aesthetics.
Читать PDF
291.17 кб

Эстетические основы «Средневековых» романов Уильяма Морриса

Седых Элина Владимировна
Статья посвящена исследованию литературного творчества Морриса в зрелый период его творчества (1886-1896).
Читать PDF
1.27 мб

Творчество Уильяма Морриса 1850-х годов в контексте прерафаэлитизма

Седых Е. В.
Статья посвящена проблематике раннего творчества Морриса, которое анализируется с точки зрения прерафаэлитизма, в русле взаимодействия эстетических взглядов двух английских поэтов-художников XIX в. Д.Г. Россетти и У. Морриса.
Читать PDF
295.93 кб

Музыкальная синестезия в литературных произведениях Уильяма Морриса

Седых Элина Владимировна
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимодействия литературы и музыки в поэтических и прозаических текстах Уильяма Морриса, английского поэта, писателя и художника XIX в.
Читать PDF
132.61 кб

Категории живописности и декоративности в метатексте Уильяма Морриса

Седых Э. В.
The material of the research is one of the novels by W. Morris 'The Water of the Wondrous Isles' in which painting by word is embodied in the most bright and interesting way.
Читать PDF
322.48 кб

Эстетика Уильяма Морриса в контексте английского романтизма первой половины XIX в.

Седых Э. В.
Статья посвящена рассмотрению основной проблематики раннего творчества Морриса, которое анализируется с точки зрения романтизма, в русле взаимодействия эстетических взглядов поэта-художника Уильяма Морриса с эстетическими взглядам

Похожие термины:

  • МОРРИС ЧАРЛЗ УИЛЬЯМ

    амер. философ, сочетающий идеи прагматизма (особенно доктрины амер. философа Дж. Мида) с нек-рыми положениями логического эмпиризма. В своих гл. работах, отправляясь от положений бихевиоризма, пыта