МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ
мораль, нормы и принципы которой выводятся из велений Бога и обосновываются религиозными текстами, догматикой. Имеет по преимуществу вероисповедный характер, отражая специфику каждой религии: иудейская мораль, буддийская, христианская, исламская и т. д. Основу иудейской религиозной морали составляют десять заповедей, данных Моисею Яхве и изложенных в Танахе (см. Библия), христианской – заповеди Христа, буддийской – принципы, сформулированные Буддой.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ
мораль, выдвигаемая и освящаемая к.-л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об-ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения. Сходство их в том, что каждое из них объявляет свои принципы непреходящими, установленными богом, а также в том, что отрицается самостоят., человеч. смысл морали и приписывается сверхъестеств., неземной. Понятие М. р. заключает в себе противоречие: мораль предполагает свободу, добровольный выбор, религия же требует повиновения, не оставляя места свободе. Богословие выводит мораль из вероучения, догматики, на самом же деле моральные нормы, в т. ч. именуемые религиозными, порождались обществ, отношениями и приписывались богу для придания им идеологич. весомости. Религ. освящение норм общежития, существовавших в об-ве изначально, было первой идеологич. формой их обоснования еще до. возникновения понятий добра и зла, морального сознания как такового. Примером могут служить табу. Плеханов назвал религией в полном смысле слова синтез морали и мифологии, представлений о богах и посмертном существовании. Гл. содержанием религии клас. общества был ответ на вопрос о причинах соц. зла, а также о способах борьбы с ним, на основе чего и создавалась религ. общность. В дальнейшем мораль занимала все большее место в религии и во многом определяла ее эволюцию и формы. «Христианство из морали сделало бога...» (Ленин В. И. ПСС, т. 29, с. 54). Часть совр. теологов выводят религию из морали, а не наоборот, следуя Канту, к-рый определял религию как признание нравств. закона велением божества. Религ. идеологи утверждают, что М. р. глубоко человечна, что она смягчает и облагораживает нравы. Однако история свидетельствует о другом. В ней немало страниц, рассказывающих о жестоких деяниях религ. фанатиков, о лицемерии «слуг божьих», о преследованиях церковью инакомыслящих. Т. обр. мнение о благотворном воздействии М. р. явно преувеличено. Религии даже в условиях их полного господства обнаружили несостоятельность в борьбе с человеческими пороками. Добрые же дела верующих и неверующих обусловлены в основном не страхом перед богом или надеждой на вознаграждение, а совестью, чувством долга, присущим всем людям и имеющим независимое от религии происхождение. Мораль коммунистическая не нуждается в поддержке религии и противоположна по духу М. р.

Источник: Атеистический словарь

Мораль религиозная
система нравственных представлений, понятий, принципов, норм, чувств, заповедей, базирующаяся на вере в сверхъестественное. В М. р. всем нравственным категориям придается ореол «святости», понятия о добре и зле, добродетели, смысле жизни, идеале, счастье и т. д. наполняются религиозным содержанием. Кроме того, в М. р. имеются такие представления, которых нет в светских системах морали (напр., идея греха в христианстве). Высшая моральная ценность приписывается существу или существам, якобы стоящим над человеком, нравственное достоинство последнего принижается. М. р. раздваивает ориентацию человека. С одной стороны, предписывается совокупность заповедей, определяющих отношения верующих к сверхъестественному (богу). С другой стороны, имеются принципы и нормы, которые призваны регулировать отношения между людьми. Высшей санкцией в М. р. объявляются сверхъестественные силы. Определяющими мотивами поступков человека считаются вера в бога, «страх божий», любовь к богу, надежда на загробное воздаяние и т. д. Направленность религиозно-нравственных установок на потустороннее объективно обесценивает реальную, земную жизнь человека. М. р. имеет земную основу. В религиях доклассового общества нравственные предписания, выступавшие в виде системы табу, отражали неразвитость социальных отношений, ограниченность связей между людьми, соответствовали потребностям первобытного коллектива. В классовом обществе М. р. носит классовый характер, хотя и претендует на общечеловеческую значимость, на надклассовость. Подобная иллюзия может создаваться в связи с тем, что нравственные предписания, содержащиеся в «священных» книгах (Библии, Коране и др.), неоднородны. Среди них имеются элементы морали господствующих классов, эксплуатируемых масс, элементарные нормы всякого человеческого общежития. В истории М. р. нередко служила оправданием аморализма и даже преступлений. В христианстве, исламе и др. религиях считалось вполне правомерным жестокое преследование инаковерующих и еретиков, оправдывались войны религиозные (см. также Газават, Инквизиция, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь). М. р., как правило, оказывалась бессильной в борьбе против человеческих пороков (стяжательства, страсти к наживе, разврата и т. д.). В целом М. р. носит псевдогуманистический, лицемерный, ханжеский характер. В социалистическом обществе теологи и служители культа стремятся модернизировать М. р., приспособить ее к новым условиям. Однако никакая модернизация не устраняет главной направленности религиозно-этических установок на потустороннее. Подобная ориентация неизбежно ослабляет активность верующих в решении практических общественных задач.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ
лат. religio - религия) - обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанная с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею бога. По своему действительному социальному содержанию всякая мораль, в т. ч. и религиозная, выражает интересы того или иного об-ва, класса, ее действительной основой являются определенные социально-исторические условия (Мораль и религия). Но общественные условия и классовые интересы получают в Р. м. мифологическое толкование и объяснение: требования нравственности объявляются повелениями бога, к-рый якобы создал человека и предопределил его моральное назначение. Так, согласно иудейско-христианской легенде, моральные заповеди были получены пророком Моисеем непосредственно от самого бога на горе Синай. Отсюда вытекает представление о том, что нравственные требования якобы вечны, установлены раз и навсегда, т. е. имеют вне-исторический характер и по своему содержанию совершенно не зависят от общественных условий жизни людей (Абсолютизм, Фетишизм). Они представляются в виде «идеальных» принципов, Противостоящих «земной» практике н материальным интересам людей. Это противопоставление распространяется и на самого человека; духовное («божественное») начало в нем якобы противоположно его «телесной», чувственной природе. В этом религиозном раздвоении человека нашло отражение реальное положение его в системе частнособственнических и эксплуататорских отношений. Предписываемые ему моральные требования постоянно вступают в противоречие с его собственными интересами. Социальная несправедливость, господствующая в классово антагонистическом об-ве, ставит перед религией специфическую проблему-оправдания зла на земле и конечного воздаяния добродетели, над к-рой порок постоянно одерживает верх в земной жизни. В христианстве эта задача решается с помощью теодицеи и учения о конечном «спасении» человечества в «царстве божьем», где добродетель будет вознаграждена, а порок наказан (Эсхатология). С этой т. зр. рассматривается вся жизнь человека, ее смысл и назначение. Земное существование людей бренно, представляет собой искупительное страдание, ниспосланное ему богом, и есть лишь подготовка к будущей загробной жизни. Р. м. выдает за подлинную нравственность аскетизм, смирение и добровольное подавление в себе всего собственно человеческого. Особое толкование в Р. м. получают и моральные мотивы. Человек должен служить, прежде всего, богу, а не людям и об-ву; в зависимости от того, что понимается под «волей бога», за к-рой в действительности скрываются интересы определенных классов, оправдываются или осуждаются те или иные поступки людей. Р. м. исходит из того, что свободно служить богу могут лишь немногие - «праведники»; остальные же смертные могут выполнять требования морали из страха перед будущим «страшным судом», небесной карой или надеясь на загробное воздаяние. Т. обр., Р. м. не в состоянии дать человеку подлинно нравственные мотивы, подменяет их стремлением к благополучию (хотя бы только в потусторонней жизни) и страхом перед «вечными муками». Поскольку высшим судьей поступков человека Р. м. провозглашает бога, она дает возможность снять с человека личную ответственность за определение своей нравственной позиции и выбор линии поведения. Практическая борьба за претворение в жизнь моральных идеалов подменяется в ней упованием на милость бога. Гл. считается не реальное достижение поставленных нравственных целей, а формальное (внешнее -в поведении или внутреннее-в умонастроениях) следование установленным раз и навсегда нормам и принципам. Поэтому для Р. м- особенно характерны моральный формализм, ригоризм, ханжество, фарисейство.

Источник: Словарь по этике

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ
нравств. понятия, принципы и нормы, складывающиеся под непосредств. влиянием религ. мировоззрения и скрывающие свою социальную (классовую) сущность под маской мнимой надчеловечности, сверхъестественности, богоданности. М. р. в известной мере входит в религию как ее составная часть. Между моральными нормами христианства, ислама, буддизма и др. религий имеются значит. различия и противоречия. Так, в отличие от ряда др. религий, ислам разрешает многоженство, а индуизм и буддизм предписывают не умерщвлять никаких животных. Однако такие особенности не исключают определ. единства в способах обоснования и в направленности, к-рого характеризует наиболее известные морально-религ. системы и позволяет рассматривать М. р. в ее целом. Религии обычно объявляли санкционируемые ими нравств. нормы прямыми предписаниями, «заветами», «заповедями» бога и т. о. создавали вокруг них ореол «святости». Вместе с тем нравств. идеология увязывалась с учением о душе и «загробном миро». По этому учению, проповедуемому почти безоговорочно всеми религиями, иллюзорная «душа» человека после его смерти переходит в «загробный мир» и там получает блаженство (см. Счастье, Рай), в награду за «праведность» человека, или вечные муки (см. Ад) в наказание за «грехи», так что человек своим поведением либо «спасает», либо «губит» свою душу.
Это учение служило и служит одним из средств приковывания людей к религии, внушения им, будто вне религии невозможна истинная нравственность, а потому, мол, и руководителем людей в их повседневной жизни обязана быть именно церковь. Чего же требуют религии от своих последователей для «спасения души»? Как правило, это - молитва к богу, вера в его благость, надежда на его милость; неукоснит. исполнение всех религ. заповедей и указаний служителей культа; постоянно покаяние и ощущение вины перед богом; отречение от земных целей, радостей и удовольствий, потому что они, как понимают богословы, уводят людей от бога; принятие с радостью любой судьбы, как бы горька она ни была, т. к. ее, мол, ниспосылает человеку бог (в частности, безропотное принятие эксплуатат. порядков и властей и отказ от всякой попытки изменить положение: «противящийся власти противится божию установлению». - Римл. 13, 2). Обобщая эти требования, равно характеризующие любую религию, за исключением первобытных, можно считать, что главное в М. р. - уничижение человеч, личности, проповедь смирения, терпения, покорности. Все прочие моральные установления религии, напр., принципы всепрощения, любви к ближнему (в том числе к врагу), непротивления злу насилием и т. п., являются лишь развитием, модификацией указанного гл. требования. Смирению и кротости учат многочисл. религ. притчи и сентенции. В Ветхом завете этой задаче посвящена целиком Книга Иова. «Блаженны кроткие», - поучает Евангелие (Матф. 5, 5). Само название религии «ислам» в переводе с арабского означает «покорность». Буддизм считает смертным грехом «самонадеянность», т. е. доверие к собств. силам. Верующие обычно заявляют, что М р. обращена «ко воем» людям, без различия их положения, - к бедным и богатым, знатным и незнатным. Но, воспитывая проповедью смирения и покорности в людях безволие, неверие в свои силы, беспомощность и пассивность, такая мораль служит только эксплуатат. классам: рабовладельцам, феодалам, буржуазии. В этом классовая сущность М. р. Революционеры осуждаются такой моралью. М. р., как и в целом религия, - это средство идейного разоружения масс в их борьбе против гнета и эксплуатации, это «опиум народа», «род духовной сивухи», отравляющей сознание масс, уводящей их в сторону от решения острых социальных проблем.
В моральных поучениях разл. религий немало положений, открыто свидетельствующих об их реакц. классовой сущности. Так, в христ. «свящ. писании» содержится призыв: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу... Служа с усердием, как господу, а не как человекам...» (Ефес. 6, 5—7). Но в целом М. р. не прямолинейна. В пей много противоречий. Встречаются тексты, где с гневом говорится о социальных несправедливостях, о пагубности богатства и т. д. Эти обличения, однако, практически не служат помехой правящим классам. Наоборот, используемые в демагогич. целях, они помогают церкви создавать видимость ее надклассовости, маскировать ее действит. социальную сущность, завоевывать доверие масс. В стремлении подчинить моральную жизнь общества влиянию церкви религ. идеологи настоятельно внушают людям, будто великим достоинством М. р. является ее человечность. В доказательство обычно ссылаются на религ. заповедь братства и любви к ближнему, а также на такие заповеди, как «не убивай». Но указанные моральные установления не так проводятся религией на практике, как это изображают ее идеологи. Ни «братство», ни «любовь» не распространяются на иноверцев и на т. н. еретиков, по отношению к к-рым религия считает законными ненависть, гонения, убийства и даже «свящ. войну» (армагеддон, джихад; см. также Инквизиция, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь). «Братство» и «любовь» не распространяются и через кастовые перегородки (см. Варна, Каста).
В отношении же единоверцев проповедь «братства» и «любви» служит отвлечению трудящихся от классовой борьбы против эксплуататоров. Она способствует поддержанию социальной несправедливости и, следовательно, псевдогуманистична по своему существу. В доказательство «человечности» М. р. ее сторонники подчеркивают, что она ведет людей н блаженству. Однако религ. блаженство иллюзорно, ибо относится не к реальной земной жизни, а к ожиданию райской жизни на том свете. Особо следует отметить ипдивидуалистичность М. р. Религия учит, что высший моральный долг человека - это долг не перед людьми, не перед обществом, а перед богом и своей душой. Заключается он в том, чтобы человек «во имя бога» «спас» свою душу. Церковь всячески поощряет уход человека от общества с его «соблазнами», превозносит пустынничество, аскетизм, монашество - разобщает людей. Для характеристики реакц. существа М. р. важно также обратить внимание на то, что она освящает отношение к женщине как к существу «низшему» и «нечистому», санкционирует ее подчинение мужчине. Типично также, что религия культивирует пренебрежение к труду, расценивает труд как занятие вынужденное, как наказание человечеству за грехи (см. Грехопадение).
Разумеется, указанными чертами М. р. не исчерпывается. На разных этапах развития разных народов она обрастает массой особенностей, обусловленных истор. причинами. Но эти особенности не изменяют реакц. существа М. р. История свидетельствует, что М. р. не смягчает и не облагораживает нравов. Верующими совершается не меньше преступлений, если не больше, чем неверующими. Религия создает для этого условия в своем учении об «отпущении грехов» - о прощении их церковью при раскаянии «грешника». А католич. церковь не всегда требует даже и раскаяния: ее священнослужители присвоили себе право вменять одному человеку «сверхдолжные заслуги» др. людей и таким способом «компенсировать» ого предосудительное поведение (см. Индульгенция). Церковь бывает готова простить какое угодно преступление тому, кто признает ее руководство. Для нее главное по мораль, а верность религии. В интересах религии она, как показывает практика, может оправдать самые аморальные и осудить самые высокоморальные поступки. Лицемерие и ханжество представляют собой поэтому органич. часть М. р. Примеры варварства, бессмысленной и бесстыдной жестокости можно видеть буквально на каждой странице истории религии. Классич. образцом совмещения религиозности с преступлениями, с самым разнузданным развратом может служить папство.
Т. о., вопреки заверениям церковников, факты заставляют сделать вывод: действительно гуманистич. нравственность, свободная от ханжества, защищающая жизн. интересы масс и направляющая массы по пути не к призрачному небесному «блаженству», а к реальному земному счастью, - это не М. р. (см. Мораль коммунистическая). Борьба с религ. идеологией, в том числе и с М. р., является одним из непременных условий освобождения масс от духовного гнета эксплуатат. общества. В СССР, в условиях строительства коммунизма, эта борьба - условие формирования коммунистич. мировоззрения советских людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
394.43 кб

Идея милосердия в религиозной морали

Березина Елена Михайловна
Статья посвящена анализу милосердия в христианской традиции. Особое внимание уделяется рассмотрению понятий «любовь» и «сострадание», а также сопряженных контекстов милосердия и справедливости, в том числе в Ветхом и Новом Завете.
Читать PDF
167.87 кб

Религиозна ли мораль? Заметки о современных верующих

Кофанова Е. Н.
В статье сравниваются моральные принципы и нормы населения в целом и верующих людей.
Читать PDF
585.53 кб

Личность в период религиозной и моральной поляризации

Бадмаева Мария Валентиновна
В статье рассматриваются роль и значение человеческой личности в эпоху социальных кризисов, характеризующуюся обострением противоположных тенденций в развитии нравственности, позитивной и негативной поляризацией.
Читать PDF
99.24 кб

Половая мораль московских студентов: религиозный аспект

Тихомиров Дмитрий Андреевич
В статье на основании результатов проведенного автором в 2016 г.
Читать PDF
481.23 кб

Религиозные и рациональные истоки морали в этике И. Канта

Кузнецов Никита Всеволодович
В статье этическая теория Канта рассматривается как альтернатива натуралистическому подходу к нравственности.
Читать PDF
122.63 кб

Этика без религии (критика религиозного обоснования морали)

Перов В. Ю.
В статье обсуждается актуальный для современной ситуации в России вопрос религиозного обоснования нравственности.
Читать PDF
146.40 кб

Религиозная мораль Средневековья и принципы гуманизма в джадидизме

Басыров А. Х.
На рубеже XIX-XX веков среди мусульман России происходит становление общественного движения джадидизм, начавшееся с реформы системы образования.
Читать PDF
868.27 кб

Моралистический нигилизм Толстого в зеркале русской религиозной философии

Романов Дмитрий Дмитриевич
Рассматриваются вопросы этики и морали в их связи с теологическими и антропологическими принципами философии Л.Н. Толстого и их отражение в русской религиозно-философской мысли.
Читать PDF
306.08 кб

«Моральная паника» в жизни общества и феномен нетрадиционной религиозности

Мартинович Владимир Александрович
Настоящая статья посвящена анализу современных теорий моральной паники, а также освещению истории описания с их помощью различных типов и явлений нетрадиционной религиозности. На примере разработок С. Коэна, Е. Гууда, Н.
Читать PDF
301.13 кб

Религиозный поиск И. Г. Фихте, или о неудаче в обосновании моральной религии

Золотухин Всеволод Валерьевич
Статья посвящена экспликации фихтевских взглядов на религию во время спора об атеизме и сразу после него.
Читать PDF
293.69 кб

К вопросу о роли религиозных моральных ценностей1 в нравственном развитии личности

Гусейнов О. М.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначным характером воздействия религиозных ценностей на нравственное развитие личности.
Читать PDF
136.43 кб

Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации

Тихомиров Дмитрий Андреевич
В статье рассматривается кризис религиозности в современной западной цивилизации.
Читать PDF
757.40 кб

Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа

Оришев Александр Борисович, Мамедов Азер Агабала Оглы
Цель статьи подняв вопрос о равенстве двух божеств в зороастризме Ахура-Мазды и Ангра-Манью, показать, как разрешалась проблема морального выбора в религиозном сознании одного из древнейших народов Востока талышей.
Читать PDF
543.63 кб

Спинозизм в трактовках Бога, человека и морали немецкой религиозной философией конца XVIII в

Шевченко Ирина Васильевна
В статье подвергается анализу рецепция философии Спинозы в немецкой религиозной философии конца XVIII в. Автор делает вывод о влиянии христианской догматики на некоторые доктрины немецкой классической философии.
Читать PDF
2.00 мб

Луис де Моралес и графы де Ферия. Реконструкция исторического и культурно-религиозного контекста ран

Калугина Елена Октябрьевна
В статье исследуется влияние на творчество испанского живописца Луиса де Моралеса (1509/1511-1586) религиозных идей эпохи Тридентского собора на основе взаимоотношений художника с Педро Фернандесом де Кордова-и-Фигероа (1518/1519-